Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (890) → «Не метать бисер перед свиньями...»

«Не метать бисер перед свиньями...»

№41 (890) / 1 ноября ‘16

Святая Земля

Если мы намерены поведать что-то людям, которые этого не оценят и не воспримут, если наши собеседники выстроили стену неприязни, а мы пытаемся их убедить, возможно, найдется мудрый человек, который нас остановит и посоветует не метать бисер перед свиньями.

Мы уже привыкли к этой фразе, но она вообще-то довольно странная, если понять ее буквально. Кому вообще в голову придет метать бисер, да еще в не совсем чистом месте перед животными, которые явно будут удивлены этим действием?

– Это действительно так: кому придет в голову кормить свинью жемчугом? А ведь «бисер» по-церковнославянски обозначает именно жемчуг. Как известно, жемчуг – вещь, вообще, дорогостоящая. В отличие от других драгоценных камней и металлов, он добывается особо тяжелым, скрупулезным, постепенным трудом. Грубо говоря, если человек добывает какие-то драгоценные металлы или камни, то он может напасть на жилу и получить сразу же, как в сказках Бажова, большое богатство за один раз. Что касается жемчуга, в древности его добывали ныряльщики, и сколько раз нужно было нырнуть, пока найдешь эту ракушку с жемчужиной, сколько нужно было приложить труда и терпения, чтобы найти этот жемчуг. Поэтому недаром Христос не один раз обращается в Евангелии именно к бисеру. Помните, как Он говорит о купце, что, найдя драгоценную жемчужину, идет, продает все свое имение, чтобы купить ее. Жемчуг – это символ не просто дорогого камня, а чего-то, добытого большим трудом, чего-то редкого и поэтому очень дорогостоящего.

То есть речь идет о раритетных жемчужинах, каждая из которых потребовала определенного риска, труда, и много времени и сил было потрачено на добычу каждой из них?

– Совершенно верно! Но почему говорится о свиньях? Дело в том, что россыпь бисера чем-то напоминает горку сильно размоченного зерна, которым кормят свиней. Я помню такой забавный эпизод из детства, который в свое время совершенно случайно помог мне как-то ближе прочувствовать эту притчу и представить ее себе. В деревне, куда мы ездили к родственникам моей бабушки, были свиньи. Мои троюродные и четвероюродные братья однажды показали мне такую шутку со свиньями. Подходят к свиньям, которые уже нацеливаются на то, что их сейчас покормят: знают, что мальчишки им еду приносят. А ребята пустой рукой делают так, как будто они что-то бросили в корыто. И хрюшки сразу туда рыльцами – и так удивленно смотрят, что им ничего не принесли. И братья: «Ха, ха, ха», то есть обманули их. Видите, свинья, оказывается, способна понимать человека на таком уровне, понимать этот жест – что-то брошено. И она инстинктивно смотрит. Многие животные и птицы тоже так реагируют. Поэтому здесь этот бросок – метать бисер очень понятен: мы бросаем свиньям еду, то, что им потребно. Например, размоченное зерно, которое так похоже на бисер: если взять зерна пшеницы и их замочить, они будут очень похожи на жемчужинки. Но это еда для свиней, им понятная и сытная, а другое дело – бисер, жемчуг. Зачем бросать свинье жемчуг? Глупость!

Христос говорит нам, что так же неразумно пытаться с людьми недуховными, которые не ищут ответы на вопросы духовного порядка говорить о сокровенных тайнах, о Царствии Небесном…

А почему же все-таки свиньи? Для иудеев это был символ религиозной нечистоты. Поэтому в этой притче о свиньях и бисере Господь сравнивает человека, который не разумеет духовные законы, именно со свиньей – как животным ритуально нечистым. То есть здесь очень тонкий намек. Господь не обзывает свиньями, но тем не менее уподобляет свиньям. Поэтому тут обижаться не надо, а присмотреться к себе стоит: свинья – это и нечистое животное, то есть находящееся вне ритуальной чистоты.

У евреев была чистота от греха: человек не творит грех, а если творит, то приносит в нем покаяние. В принципе, и у нас схожие понятия. Только у нас понятие покаяния более глубокое, обширное, скорее, это процесс, состояние. А там это более было действие разовое. И свинья – животное, действительно необыкновенно прожорливое. Каждый сельский житель знает, что свинья ест больше других животных, в принципе, занята этим целый день. Поэтому образ очень конкретный...

Евангельское отношение к свиньям лучше всего можно увидеть в притче о гадаринском бесноватом. Как вы помните, был человек в городе Гадара, находившемся в Десятиградии, где в городах жили язычники, эллины. Жили не в очень ближнем, но соседстве с евреями. И у них был один бесноватый, которого они выгнали за город, потому что он был очень буйный: бросался на людей, кричал и рычал. И он ушел из своего города, шел очень далеко и дошел до нашего Галилейского моря. А как раз на западном берегу его лежат предгорья Голанских высот, и там множество природных пещер, где раньше хоронили людей. Он поселился в таком гробе и выходил на дорогу, пугал людей – там как раз шла дорога из Кесарии Филипповой в Иерусалим: все паломники из той части, которую мы сейчас называем Верхняя Галилея, шли в Иерусалим неизменно этой дорогой. Здесь шел и Спаситель, навстречу Которому вышел бесноватый. Господь сжалился над ним и хотел изгнать из него бесов. Бесноватый сказал: «Оставь меня, отойди. Что Тебе до меня? Ты пришел мучить нас», это бесы в нем говорили. И Господь повелевает бесам выйти, и те молят Его: «Не позволяй нам просто уйти в бездну. Дай нам уйти в этих свиней». И Господь позволяет.

Бесы, не погубив человека, стремятся погубить хотя бы тварь, животное. Почему Господь позволяет, ведь Ему жалко всех животных, и свиней в том числе? Но это было очень большим назиданием, уроком, потому что пастухи наглядно увидели, кто жил в этом человеке, что это были действительно духи нечистые. Господь показывает и истинные намерения бесов – разрушение. Мы очень часто заманиваемся разными блестками, которые нам предлагает враг, но когда, не дай Бог, познакомимся с теми, кто является авторами этих мерцающих огоньков, то поймем: вот их цель – погубить. И Господь это показал наглядно: свиньи тут же были взяты бесами в море и утоплены.

Еще есть очень интересное толкование насчет пастухов, потому что, судя по всему, пастухи были евреями. Это были не блудные сыновья, а такие горе-евреи, которые ради прибыли пасли у греков свиней: Гадара был город эллинский, где жили греки. И они нанимали на работу пастухов. И наши евреи сами свинину не ели, но свиней пасли. Они были в таком слабом духовном состоянии, что пасли нечистых животных у греков. И Господь показал им, чем чревата такая двуличность. Потому они так и испугались и сказали: «Выйди из наших пределов». Мало того, что потопленное стадо – это большой ущерб, но у них еще возник и суеверный страх: они увидели наказание, как бы предсказание того, что будет дальше и с ними, если они не перестанут этим заниматься.

Ведь «выйди от нас» говорят еще и жители города?

– Жители города говорят это по понятной причине: опять же суеверный страх. Язычники вообще склонны к нему. И в данном случае они не понимают силы, которой Христос творит чудеса. Они Его не знают и не понимают и в суеверном страхе просят Его выйти. И еще им, естественно, не хочется, чтобы и другие свиньи закончили так же. Поэтому говорят это и с чисто коммерческой точки зрения, ведь стадо-то утонуло, а это огромные деньги.

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс