Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Их может быть десяток, а может и вовсе не быть, они могут быть художественными, научными или спортивными, их можно зарыть в землю, а можно реализовать или преумножить – сегодня мы говорим о талантах.
– С талантами совершенно замечательная история. Все дело в том, что Господь всегда старался говорить так, чтобы всем Его слушателям было абсолютно точно понятно, что Он имеет в виду.
Надо сказать, что мы, современные христиане, то есть современные слушатели Христа, находимся в ситуации более сложной: многие вещи, которые тогда были очевидными и понятными, для нас, наоборот, совершенно непонятны. Для этого, конечно, нужно прибегать к толкованиям на Евангелия, которые нам, слава Богу, оставили святые отцы.
Сразу скажу, что это, во-первых, Феофилакт Болгарский, которого изучают все семинаристы в духовных семинариях, – это основа основ, классическое толкование, и, конечно, Иоанн Златоуст. Иногда можно что-то найти у блаженного Иеронима. И тогда мы сможем приблизиться к пониманию притч, которое имели слушатели Христа непосредственно в Его времена.
Первое, что мы узнаем, начав разбираться с притчей о талантах, – здесь речь вообще не идет о талантах к музыке, науке, педагогике или чему-то еще. Талант – это древнейшая мера веса золота и серебра. И, надо сказать, этот богатый человек действительно был очень богат: уходя, он оставляет большие суммы своим работникам: у одного евангелиста – три, у другого 10 талантов, но смысл один. Представьте себе: один талант – это 44 килограмма золота.
Ничего себе! Ну, это вообще все серьезно.
– Да, во времена Господа талант существовал и как монета, но ее денежный эквивалент сохранялся. Соответственно, один талант – это 6 000 дидрахм: примерно заработная плата крестьянина, работника за 20 лет, то есть огромная сумма. И даже тот, кому он оставил всего один талант, на самом деле получил очень и очень много.
И вот (это было абсолютно понятно слушателям Христа) что должны были сделать хорошие работники? Они должны для своего хозяина заработать этими деньгами еще деньги. Опять же, не забывайте, что притча была сказана в Иерусалиме; если мы, слушая притчи Христа, сказанные в Галилее, погружаемся в мир сельскохозяйственных забот, труда рыбаков, виноградарей, то в Иерусалиме Господь предлагает «торгово-коммерческую» притчу – здесь было очень много ростовщиков, очень много, как мы сейчас их называем, купцов, торговцев: это был большой мегаполис, и для иерусалимцев эта притча была очень близкой.
Соответственно, эти деньги надо было пустить в оборот. Как мы знаем, так поступили один и второй, а третий решил скрыть талант. Иными словами, он как бы хотел сказать хозяину: «Я хочу отдать тебе твое и не собираюсь рисковать и пытаться на этом что-то заработать, ведь можно и ничего не заработать. Поэтому я зарыл, сохранил; отдаю тебе твое». На самом деле, первое впечатление у любого нормального человека: а в чем же он неправ? Если вдуматься, он поступил как честный, порядочный человек. Но, однако, посмотрев на эту притчу с духовной точки зрения – Господь здесь говорит о духовном, – мы увидим, что этот человек неправ, и сразу с нескольких сторон. Но прежде хочу сказать, что и с коммерческой точки зрения он неправ: любой коммерсант, бизнесмен и сотрудник бизнесмена знает, что бизнес, торговля сопряжены с определенной долей риска – как говорят, кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Может быть, это покажется странным, но наша духовная жизнь, как мне недавно сказал один священник в группе, это сплошное хождение по водам – тоже постоянный риск.
Очень точный образ. Только иногда идти хочется, а иногда хочется, как на Мертвом море, лечь полежать, чтобы тебя никто не трогал.
– Да, у Христа на ручках. Точно так же и здесь.
Чтобы было понятнее, скажем, о каких талантах все же идет речь. Конечно, Господь не имеет в виду, что человек в первую очередь должен заботиться о талантах артистических или научных. Конечно, эти таланты очевидны, и смешно, что в русском языке оба слова звучат совершенно одинаково: талант – библейская мера веса и талант, допустим, к живописи. Однако здесь под этими талантами, монетами или мерами золота подразумеваются вещи намного более простые, чем способность петь в опере или играть на фортепиано. Имеются в виду свойства души, которые есть у каждого из нас.
Поэтому Феофилакт Болгарский, например, трактуя эту притчу, говорит: «Много ли талантов было у Сарептской вдовы? У нее был всего лишь кувшинчик с елеем и горсточка муки, но она имела доброе расположение, желание прокормить этим Илию пророка, и она не лишилась награды от Бога». Много ли талантов было у вдовицы, которая положила последнюю монетку в сокровищницу храма? Ее талантом была вера, любовь к Богу. У кого-то талантом может быть, например, способность пожалеть человека. У другого – как-то посочувствовать соседу и помочь ему чем-то, иногда совсем незначительным. Вот об этом Господь здесь и говорит. Он не требует от нас никаких выдающихся способностей. Поэтому и существует в притче человек, у которого всего один талант, то есть одна какая-то способность. Человека, вообще не имеющего никаких душевных способностей, никакой воли, просто нет. Это не моя мысль, это говорят святые отцы – они так и пишут, что человека, вообще не имеющего никаких талантов, не существует. Опять же, мы имеем в виду под словом «талант» духовные, душевные способности – способность делать что-то доброе, даже самое малое: приготовить обед для уставшего мужа или войти в положение разбушевавшегося ребенка и не сразу шлепнуть его, а попытаться уговорить – масса крохотных бытовых вещей. И здесь мы можем себя проявить.
Но, конечно, люди, у которых есть, например, талант к музыке, науке или проповеди, стоят в более сложном положении: им очень много дано, и c них много спросится за то, как они влияли своим даром. Сейчас многие, особенно по телевизору, любят говорить: «Я пою в опере для Бога» или: «Я посвящаю свой талант Богу», но чаще всего это просто сентиментальные слова – если мы посмотрим на этих людей, на их творчество, особенно это касается артистов: актеров, певцов, то, к сожалению... Даже большинство оперных произведений, скажем так, не отличаются высоким духовным содержанием. Соответственно, очень сомнительно говорить так высоко. Если человек бесплатно в храме поет, тут сомнений нет, а если актриса, выступающая на сцене, говорит: «Я пою для Бога» – конечно, хорошо, что она так говорит, но боюсь, что это далеко от истины. Поэтому в этой притче я стараюсь думать не о талантах такого рода, а именно о простых вещах.
Интересно, что Господь еще усиливает притчу описаниями царя. Мы обычно не обращаем на это внимания, а на самом деле богатый человек – царь, который пошел принять себе царство, и вслед ему послали посольство: не хотим, чтобы он царствовал над нами. Это ведь реальная историческая фигура – старший сын Ирода Великого Архелай, который сразу по воцарении проявил себя как очень жестокий тиран.
Дело в том, что иерусалимцы устроили праздник по случаю похорон Ирода: его не любили, и об этом все знали. А Архелай побоялся, что это будет бунт, и сразу же вызвал отряд римских воинов – улицы Иерусалима просто залились кровью. Дальше он повторил то, что сделал его отец: женился на жене своего брата. И когда Архелай поехал в Рим с подарками императору Августу утверждать свое царство, фарисеи послали вслед ему посольство – своих людей с письмом к императору: «Не утверждай его, мы не хотим, чтобы он царствовал над нами». Император все это внимательно изучил и понизил Архелая до этнарха. То есть он уже не считался царем иудейским, этнарх – это что-то вроде английской королевы: царь-то он царь, но в принципе ничего не решает. И права выносить смертную казнь он не имел. Поэтому когда будут решать вопрос насчет Спасителя, иудеи скажут: «По закону нашему Он должен быть казнен, но ты знаешь, что мы не можем никого убить». То есть им запрещено выносить смертную казнь – это решение мог принять только Рим. И вот как еще усиливает Господь эту притчу: «Вы люди торговые, вы понимаете Меня: даже если хозяин – подлец и мерзавец, но если он вам дал деньги, вы обязаны пустить их в оборот и заработать».
Тем более если дары даны благим Богом, человек обязан использовать их во благо и преумножать: помогая своим ближним спасаться, человек зарабатывает себе некий Небесный капитал, который потом поможет ему войти в Царствие Небесное. И здесь не может быть никаких извинений. Дело в том, что, в отличие от реального таланта – золота, дары Божии нельзя закопать в землю. Как говорят святые отцы, или человек их преумножает, или он их теряет. Так что ответственность на нас, как торговцах, очень большая.
Еще зарытый в землю капитал в коммерческом смысле напоминает притчу о блудном сыне: «Дай мне мою часть, и я пошел» – вот тебе твое, я тебя знать не хочу, у меня с тобой нет никаких отношений. И еще бы хотела добавить: когда говорят «талантливые дети», «одаренные дети», «развивать дары и таланты», то очень часто нет понимания, что если есть дары и таланты, то есть и Талантоподатель, и Даритель, и оба этих слова пишутся с большой буквы. А когда это понимание присутствует, тогда и таланты оказываются правильно реализованными.
Записала:
Юлия Подзолова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.