Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня тема беседы – «Дети и экранная цивилизация». Батюшка, Вы можете немного пояснить такое название?
– Мы вновь встречаемся, чтобы вновь задуматься над проблемой воспитания подрастающего поколения. Современные дети растут в максимально неблагоприятных условиях – мы говорим не о физических условиях, мы говорим о духовной атмосфере: дети испытывают сильнейшее давление современной массовой псевдокультуры. Соприкасаясь с детьми, преподавая в трех общеобразовательных школах, учась у педагогов (я преклоняюсь перед подвигом современных педагогов), я вижу, что дети растут в очень неблагоприятных условиях. Современные педагоги – это мученики, которым надо при жизни памятник поставить.
Прежде всего, обращаю внимание, что все чаще и чаще психоневрологи и врачи, родители, воспитатели в детских садах и педагоги обращают внимание, что дети 4, 5, 6, 7 лет начинают проявлять в поведении странные моменты: например, взаимоисключающие характеристические особенности – застенчивость и демонстративность, совершенно противоположные вещи. Ребенок может испуганно и застенчиво сидеть за столом во время праздника, он готов спрятаться за шарф или свитер от вопроса взрослого, сколько ему лет, он тут же заикается – и одновременно буквально через секунду этот же ребенок на глазах того же взрослого может начать кривляться, громко смеяться, нести чушь.
Внимательный родитель не может не заметить это несоответствие. У маленького ребенка неадекватное поведение, как будто он копирует кого-то. И родитель задумается: вот мы же так себя не ведем дома! Он промолчал в ответ на наш вопрос – и через секунду начинает ходить на ушах! Ребенок так не поступает – рассказать спокойно сказку или рассказ, проявить лучшие качества или сказать, как он порадовал свою маму. Зато запросто начинает проявлять глупые качества – рассказывает анекдоты и громко смеется, не стесняясь, несет откровенную чушь! Некоторые родители задумываются, некоторые бьют тревогу. Некоторые считают, что все это в порядке вещей, и говорят: «И мы такими были». Это глубокая ложь.
Родители такими не были. Во времена их детства они не видели на экране примеров, от которых учились подобному поведению. В советское время и мультипликация, и кинематограф были щадящими в отношении психики детей. Мы говорим не о компьютерных играх, а о мультипликации, как она действует на мир детства.
Взрослые мультипликаторы, талантливые по-своему, создают мультфильмы с героями, которые имеют все признаки девиантного, психопатологического поведения. Проблема в том, что в начале 1990-х годов в мир детства и в мир взрослых стала усиленно внедряться новая идеология.
Если нас смотрят люди старшего поколения – вы помните, какой диснеевский мультсериал был первым переведен на русский язык?
Не случайно этот сериал назывался «Утиные истории». Его главный герой Скрудж Макдак «купался в деньгах», у него в момент озарения появлялись в глазах изображения доллара. По всем поведенческим стереотипам этот утенок был отрицательным персонажем. Но в мультфильме он представлен пожилым симпатяжкой, даже имя его – Скрудж – переводится «скряга»: нашим детям 1990-х гг. в качестве образца для подражания показали старого скрягу, который вроде наделен симпатичными чертами, но весь смысловой анимационный ряд вращается вокруг наживы.
Наши родители и психологи говорили: такой образец нам показывают, чтобы мы скорее расстались с проклятым советским прошлым. И вместе с расставанием с прошлым мы расставались с тем и рубили под корень то, что действительно полезно. И психологи обращали внимание, что детская психика очень восприимчива к смысловому анимационному ряду, особенно к положительным героям! Дети еще в силу возраста не способны к критическому осмыслению. Они видели: положительный герой ведет себя прикольно! Значит, нам надо вести себя так же. Особо продвинутые взрослые устраивали с детьми рыночные отношения (потом хватались за голову!).
И следующим сериалом, который был предложен массовому телезрителю, был «Чип и Дейл спешат на помощь». Даже взрослые с неким интересом смотрели этот мультсериал. Если посмотреть на этих двух героев – бурундучков – с точки зрения детских врачей и психологов, то они ведут себя как два совершенно «оторванных» хулигана: если ваши дети будут вести себя как два этих героя, они весь дом перевернут, и вы не рады будете.
Еще один персонаж, хомяк (австралийская мышь Рокфор. – Прим. ред.), являл собой образ патологического чревоугодника: он млел и обо всем забывал при упоминании о сыре. То есть детям с самого начала внушались самые отвратительные, с точки зрения христианства, порочные образы. Зачем? Неужели случайно? В молодой стране (и новых независимых государствах), только что выбравшей новое направление демократии, именно такие откровенно отрицательные образы выставлялись в качестве объекта для подражания. Взрослые могли посмеяться над американским менталитетом, а дети же воспринимали это за чистую монету!
С самого начала мы видим, что вектор в отношении политики семьи и детства был избран откровенно антихристианский. Ни в христианском, ни в мусульманском сознании подобной морали нет, чтобы воспевались алчность, чревоугодие и безмерное стяжание богатства! Это бесконечно разрушительная идеология для психики детей. Стоит ли удивляться, что дети и подростки умилялись Скруджу Макдаку? Эти выросшие молодые люди и принесли родителям горькие плоды... Сами взрослые должны стоять на страже детской души.
Неужели дети не чувствуют вреда, когда смотрят эти мультфильмы? Они же должны различать, что тут нечистое, подмена?
– У детей более чистая душа. У некоторых детей возникало чувство опасности и отторжения – они закрывали глаза и убегали. Особенно мультсериал 1990-х годов «Том и Джерри»: мышонок, когда ему предоставляется возможность отомстить коту, мстит ему, как отпетый садист! Это совершенно не свойственно ни психике взрослого, ни психике ребенка. Искусствоведы говорили, что проводили аналогию с нашим мультсериалом «Ну, погоди!», и в нашем мультфильме никогда не наблюдалось таких зверств и членовредительства, такого натурализма и издевательства, как в американском мультфильме. А дети, насмотревшись этих издевательств и членовредительства, начинали на детской площадке издеваться друг над другом.
Допуская в мир детства отрицательных героев, мы косвенно учим их жестокости. А потом удивляемся: почему родителей не слушаются, откуда пришла подростковая жестокость? Почему над педагогами смеются, почему над воспитателями издеваются? Мы не стоим на страже детской души!
Что сказать человеку, когда он полностью погружен в виртуальное общение (телефон, интернет)?
– Говоря об экранной цивилизации, мы говорим и о компьютерных играх. В 1990-е годы это явление не было таким актуальным, как сейчас. Все более интересные игры, с точки зрения детского восприятия, создаются – тратятся миллионы долларов на индустрию компьютерных игр. Они человека затягивают! И если человек не защищен благодатью Божией, он легко становится орудием врага нашего спасения – дьявола.
А дьявол действует очень ловко. Он не предлагает человеку чистое зло: «иди убей», или «иди соверши кражу». Он предлагает попробовать искушения в виде приятной упаковки: «попробуй – тебе понравится». На этом построена вся реклама. И люди попадаются на это. Чем опасны компьютерные игры? Человек настолько втягивается в иллюзорный мир, что он ему кажется реальнее действительного. И человек чувствует себя хозяином положения.
Есть диагноз – киберзависимость. Исцелиться от нее практически невозможно – не выработаны методы борьбы с этой страстью. Если поставить алкоголика или наркомана в определенные условия, ему относительно легко выйти из зависимости: покинуть привычное окружение, уехать в монастырь, работать там, молиться и с Божией помощью победить свою страсть. А вот бороться с киберманией, виртуальной зависимостью практически невозможно. Поэтому лучше предотвратить ее.
А запрет детям может быть инструментом предупреждения?
– Запрет, сделанный в нужное время, может спасти положение. Но тут важно понять, это возможно только когда родители ребенка осознают опасность. Сколько общаюсь на родительском собрании, вижу, как родители делают удивленные лица: а что тут такого?!
Если ваш ребенок дома потянется к бытовой химии, к едкой жидкости для чистки труб, с желанием ее выпить, вы же не будете церемониться с ним, не будете думать о праве ребенка на самоопределение, о свободном пути познания ребенком мира! Вы очень быстро среагируете: в вашем сознании определено, что это вредно. А пока родители сами не видят реальной опасности для души, они говорят: «Ну, пусть поиграет, сейчас все играют. У всех есть планшеты, мы что, хуже других?». Другие взрослые наивно думают, что это как пристрастие к шахматам, к шашкам, футболу-хоккею, которое с возрастом пройдет, однако действительность показывает (по юношам 18–19 лет, у которых стаж киберзависимости 7–10 лет) – это можно видеть, с каждым годом зависимость сильнее и сильнее. Она сама по себе не рассосется.
В нужный момент продуманная воспитательная работа родителей по переориентации на другие ценности изменит ситуацию. Лучше остановить ребенка запретами, чтобы не довести до беды.
А если ситуация усугубилась, как быть?
– Смотря насколько усугубилась. Киберзависимость имеет свою последовательность и этапы. Психолог Ирина Яковлевна Медведева говорит, что когда ребенок убивает 5 часов на компьютер, а сказал, что 1 или 2 часа просидел, и не сделал уроки, то можно с самого начала обозначить правила работы у компьютера – только в строгих временных рамках: после сделанных уроков, после обеда, после работы по дому. Самый лучший вариант: ноутбук или персональный компьютер – это рабочий инструмент, а не игрушка. Дети должны это всегда знать! Но для этого требуется, чтобы сам папа не играл – иногда женщины бьют тревогу, что их мужья играют в компьютерные игры; естественно, если отец играет в компьютере, то требовать от ребенка, чтобы он не играл, будет лукавством со стороны родителей.
Вопрос телезрителя: – Я работаю в школе. Наша традиционная система воспитания всегда отличалась авторитарным характером. Теперь педагогам говорят, что такой подход не верен – с учеником надо общаться на равных, как с партнером. Не опасен ли этот новый способ для формирования личности ребенка?
– Сразу хочется обратить внимание телезрителей, что сейчас происходит и трансформация языка. Мы говорим на русском языке, но говорим о разных вещах. Особенно телеведущие и корреспонденты светских СМИ очень любят вносить в русский язык новые смысловые понятия. Поэтому «авторитарность» режет слух и в сознании россиян выглядит как жестокий политический режим, когда миллионы невинных людей отправляли в лагеря. В нашем понятии авторитарность – что-то неприятное, жестокое, что недопустимо в воспитании нежных юных существ.
Под авторитарностью понимается традиционное воспитание, когда в иерархии ценностей главными стоят отец и мать. Они могут быть друзьями своим детям, но они не равны детям! Они – не «друзья в песочнице». Отец и мать – это безусловный авторитет для детей. Так Богом устроено. Отец имеет последнее слово. Даже если в силу подросткового «продвинутого» ума сын не понимает родителя, он должен поступать по слову отца: родители лучше знают.
Журналисты, пропитанные вирусом западного либерализма, дают хлесткое негативное название здравой иерархии ценностей, которая должна быть в семье. Партнерские отношения приводят к деформации детской психики – в равных отношениях дети не видят защиты и авторитета со стороны родителей. Православный психолог И.Я. Медведева говорит, что дети порой сами нарушают установленные нормы, чтобы каким-то образом родители показали свою власть – дети нуждаются в родительской власти. Для здравого развития ребенка дети должны понимать, что родители – безусловный авторитет в семье, воспитатель – безусловный авторитет в детсаду, а учитель – безусловный авторитет в школе...
При анархии человек, выйдя во взрослую жизнь, думает, что и в ней такая же анархия. И как раз жизнь больно бьет за такие «партнерские отношения» с родителями.
В последнее время по телевидению муссируется тема насилия родителей над детьми. Как нам относится к этой информации?
– Дело в том, что у нас есть мир России, страны с богатейшей культурой, мировой культурой, и есть светские СМИ, которые говорят, что они независимы, но на самом деле очень зависимы. Это отдельная «республика» внутри России. СМИ показывают, что якобы есть проблема насилия родителей над детьми. Может, было несколько случаев, но массмедиа так их демонстрируют и разукрашивают, что в сознании людей сигналило: «Такая проблема в России есть». Знаете, как сваи вбивают в почву, так и СМИ вдалбивают эти скандалы-шоу в головы зрителям. На самом деле в нашей стране нет такой ужасной проблемы.
Гораздо большая проблема – это насилие родителей со стороны несовершеннолетних. Вы можете это видеть, например, на детской площадке – мать не может успокоить дитя, он бьет маму по лицу, оскорбляет мать: самое натуральное насилие чада над матерью. А она с ним, как с взрослым, сюсюкает: «Хочешь домой пойти? Пойдем домой. Мы тебе включим «покемонов» или «телепузиков». Уже темно на улице». И будущий хулиган отворачивает лицо: не пойду!
Вы хорошо это знаете. Посмотрите на внешний вид подъездов в городах. Как они исписаны! Как они бывают изгажены! И попробуй сделать подросткам замечания – ни родители не делают, ни кто-то из взрослых. Смотрите, 15 лет назад любой взрослый, спускаясь по лестнице и видя группу подростков, мог дать им хороший подзатыльник и заставить стереть ту грязь, которую они написали. А сейчас взрослый мужчина, проходя мимо тщедушного подростка, боится сделать ему замечание. Почему? Потому что закон на стороне несовершеннолетних. А то, что он испоганил подъезд, на это либеральные психологи скажут: это форма его самовыражения. «Его корявые иероглифы – это искусство. Просто вы со своим советским мышлением не понимаете! Видите, полуанглийский текст, полуинопланетный текст». А то, что подростки превращают подъезды в общественные туалеты, – им тоже нельзя сделать замечание.
У нас нет реальной проблемы насилия родителей над детьми! Эта проблема – искусственно раздутая. Есть случай изуверства, но в рамках законодательства его привлекают к ответственности. А массмедиа и пресса специально эту тему раздувают, чтобы нам навязать западную модель ювенальной юстиции. Да и «юстиция» не подходит, так как это правосудие. Эта западная модель ювенальных технологий, которые подрастающее поколение выводят из послушания взрослым, противопоставляют взрослых и детей, расширенно трактуют права подростков во вред правам взрослого человека. Это создает почву для будущих оранжевых, цветных революций.
И.Я. Медведева, работающая при Совете уполномоченного по правам детей, мне лично говорила: «Из 100% насилия над несовершеннолетними всего 4% это насилие со стороны родителей». В действительности 4 %, а СМИ раздувают до того, что это 400%!
Не будут ли условия, когда мы будем запрещать детям смотреть западные мультфильмы, тепличными и вредными для детей?
– В разных вариациях именно такие опасения родители и высказывают. Якобы, если я не куплю ребенку планшет или приставку, он будет белой вороной, будет прессинг, он станет одиноким. Защищая ребенка от негатива, я воспитываю его в тепличных условиях.
Иногда возникает встречный вопрос: а что такое тепличные условия? Родители отвечают, что оранжерея, закрытая от непогоды, где растут тропические цветы. Тепличные – это искусственно благоприятные условия. Человек соглашается. Это тепличные условия или самые благоприятные условия для подготовки будущего воина Христова, борца за свою бессмертную душу?
Если ты учишься в общеобразовательной школе со всеми вместе, ты не должен никого презирать, должен быть как солнышко. Ты должен всех притягивать к себе любовью. Жить в таких условиях и никого не обижать, притягивать к себе и к Богу других светом добродетели. Разве это тепличные условия? Это самые благоприятные условия для подготовки будущего воина Христова! Ты видишь порок, – но не должен осуждать своих сверстников, которые впали в порок. Пусть они ругаются матом, играют на планшете на уроке, – но сама так не поступай.
Как раз воспитание детей в русле христианских ценностей – это воспитание не тепличных растений, а будущих воинов Христовых. А тепличные растения – это те, кто выше матери вырастает, весят 150 килограммов, в армию его не берут из-за массы. Посмотрите на такого молодого человека, и на того, кто ходит в храм, в спортивную секцию, а в воскресенье, вместо лежания на кровати, едет в далекий храм. Так кто из них тепличное растение? Православное воспитание – это подготовка будущего воина Христова. Идти нравственно против общественного мнения – отнюдь не тепличные условия.
Не только игры, но и фильмы могут формировать ложные впечатления о реальности?
– Да, особенно популярные американские боевики и триллеры, где главный герой без всякого содрогания расстреливает тысячи людей. В мускулистой руке он держит пулемет, который едва четыре человека поднимут. Взрываются автомашины, рушатся здания, горы трупов, а у него даже мышца на лице не дернется. Он всех победил, и в конце хеппи-энд. Подходит к нему блондинка и спрашивает: «У тебя все о’кей?». Он отвечает: «Все о’кей!» И на этой ноте заканчивается популярный американский боевик.
Психолог И.Я. Медведева подметила, что такое поведение главного героя боевика – это поведение человека, страдающего шизофренией. На языке православной аскетики это состояние называется окамененным нечувствием. Главный герой, супермен – это настоящий шизофреник, ему место в буйном отделении больницы.
В заключение, батюшка, прошу Вас, благословите наших телезрителей.
– Дорогие друзья, Господь да благословит вас на все доброе! Храните мир детства, защищайте своих детей! Боритесь за жизнь детей в мире детства!
Расшифровка:
Олег Сиротин
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.