Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Встречу с отцом Василием мы решили посвятить святителю. Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в Синодальный период, и, насколько мне известно, единственным прославленным в XVIII веке. За что Церковь причислила его к лику святых?
– Да, общеизвестный факт, что за два столетия Синодального правления, вплоть до времени царствования государя Николая Александровича (Николая II) было канонизировано всего два святых – один в XVIII, другой в XIX веке. Святитель Димитрий был прославлен в XVIII веке, через 38 лет после своей кончины. Святость его была настолько очевидна (лишний раз она была подкреплена нетлением его мощей, которое случайно обнаружилось в 1752 г.), что нельзя было его не канонизировать.
Известно, что личное участие в этом приняла и императрица Елизавета Петровна, которая вообще очень благосклонно относилась к малороссам, и почитание живости веры, образованности, мелодичности, которые были присущи православным малороссам, лишний раз убедило ее, что надо содействовать канонизации. В 1752 г. при ремонте Зачатьевского храма (там осела чугунная плита у могилы святителя Димитрия) во время работ обнаружилось, что гроб обветшал, его пришлось открыть, и было обнаружено явное чудо – полное нетление мощей святителя Димитрия. Притом, что уложенные с ним в могилу по его собственному завещанию черновики его произведений истлели. А сам он был нетленен. Это было, конечно, удивительно. Это засвидетельствовал тогдашний митрополит Ростовский Арсений (Мациевич). Стали приходить исцеления, чудесные случаи помощи святителя Димитрия тем, кто к нему обращался.
Надо сказать, местные жители очень любили его при жизни, память о нем передавалась последующим поколениям, и теперь она подкреплялась замечательными чудесами, происходившими у его мощей. Поэтому в 1757 году Святейший Синод распорядился причислить его к лику святых. Так началось общероссийское почитание этого замечательного святого.
Если говорить о датах, связанных со святителем Димитрием, то надо сказать, что 2009 г. стал годом трехсотлетия святителя Димитрия. 28 октября (по новому стилю 10 ноября) 1709 г. святитель Димитрий почил, это событие и отмечалось в 2009 г. Мы знаем, что Святейший Патриарх Кирилл как раз не в день преставления, которое празднуется 10 ноября, а 4 октября посетил Спасо-Яковлевский монастырь, Зачатьевский храм, где ныне лежит святитель Димитрий, и совершил там Божественную литургию, сказал замечательное слово.
У нас в институте тоже праздновали память святителя Димитрия, потому что наши блаженные основатели – граф Николай Петрович Шереметьев и его супруга Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева – очень почитали этого святого. Знали ли вы об этом?
Нет.
– Это действительно очень интересно, ведь именно они настояли на том, чтобы северный придел основанного храма Святой Троицы был посвящен святителю Димитрию. Мы знаем, что граф Шереметьев женился на крепостной (конечно, она была выдающейся актрисой, но по своему общественному положению была крепостной. Это было что-то невиданное для того времени, но граф пошел на нарушение сословных предрассудков, потому что очень любил Прасковью Ивановну и не мог поступить по-другому. В свете его не поняли, некоторые даже перестали общаться с ним, но ему это было безразлично – главной была любовь и единение в вере Христовой).
Супруги были очень верующими людьми. Прасковья Ивановна принадлежала к простому народу, она родилась под Ростовом в селе Вощажниково. Хотя до сих пор это до конца не определено – три села нынешней Ярославской области спорят между собой за право называться родиной Прасковьи Жемчуговой. Но будем считать Вощажниково, хотя называются и другие села. Она родилась в середине XVIII века, и от родителей усвоила почитание Ростовского святого святителя Димитрия. Она всегда обращалась к нему, молилась, и, конечно, ее особенно убеждало в необходимости молитв к святителю Димитрию то, что у них получался один праздник – ее день ангела в честь Параскевы Пятницы и день блаженной кончины святителя Димитрия, когда он почил о Бозе, – 10 ноября, по старому стилю 28 октября. Поэтому она как-то особенно к нему всегда обращалась, очень его любила. И уже когда она познакомилась с Николаем Петровичем, который был вообще-то ее старше по возрасту, не был ей парой, но все-таки они друг друга полюбили, оказалось, что он тоже чтил этого святого, но совершенно по своим причинам.
Дело в том, что его дед (первый граф Российской империи Борис Петрович Шереметьев) учился со святителем Димитрием в Киево-Могилянском коллегиуме, будущей академии (мы ее обычно называем Киево-Могилянской академией), то есть это было еще в 60-е годы XVII века, представляете? Они были однокашниками – отец Бориса Петровича был в то время киевским воеводой после присоединения Малороссии к России, воссоединения с Россией. Соответственно, они какое-то время пробыли там вместе, и впоследствии сохранилась их некая духовная близость, появившаяся тогда. Они помнили друг о друге, молились друг за друга. Когда Борис Петрович получил ростовскую вотчину, это приблизило его к святителю Димитрию, но тот уже почил. Это было в 1709 г. Борис Петрович Шереметьев получил земли от Петра I за участие в Полтавской баталии, случившейся в этом году, а через несколько месяцев после нее святитель Димитрий скончался. То есть, скорее всего, они не встретились. Это мы не знаем до конца. Но все равно память об их духовной дружбе хранилась всеми его потомками. И когда святитель Димитрий был прославлен, то сын Бориса Петровича Петр Борисович Шереметьев освятил несколько храмов в честь святителя Димитрия.
Прошу прощения, тяжело прерывать Ваш интереснейший рассказ, но у нас звонок из Москвы.
«Добрый день, меня зовут Ирина. В одной из предыдущих передач мы слышали об избрании на епископское служение Спиридона Тримифунтского народом. Как Вы думаете, батюшка, почему в современной Церкви миряне не имеют такой возможности? И что мы знаем о Димитрии Ростовском, какие у него были отношения с паствой?».
– Очень хороший вопрос. Наверное, Церковь в древности была более сплоченной. Люди действительно искренне приходили ко Христу, составляли единый народ Божий и выбирали и священников, и епископов. В последующее время, когда Церковь стала государственной, это, с одной стороны, было хорошо, потому что государство охраняло ее от гонений, от влияния еретиков, еще чего-то… Но вместе с тем государство, позиционируя себя христианским, невольно содействовало тому, что у некоторых людей вера оказывалась формальной. Чтобы показать свою верность государю, государству, некоторые люди просто формально ходили в храм. Государь ходит – и они тоже вместе с ним, чтобы показать свою лояльность.
Поэтому в Церкви стало что-то уже формализироваться, и народ Божий перестал быть таким дружным, единым. Это сложный момент. Конечно, некоторые, приходя в храм, чтобы показать свою лояльность, видели, что происходит там, и часто приобщались к вере, действительно осознавали, что здесь Всевышний Бог обитает с людьми, здесь мы действительно Его ощущаем. Но бывали и те, кто не обращались, оставались только внешне верующими.
Поэтому, войдя в такие тесные взаимоотношения с государством, Церковь должна была поступиться какими-то своими свободами. И все равно народ не мог бы избирать так, как прежде, поэтому избрание стало совершаться по благословению Cвященноначалия, чтобы не вышло какого-то непредвиденного случая, ведущего к нехорошим последствиям. Вот так это изменилось. Хотя интересно, что Малороссия, откуда родом святитель Димитрий, еще долго хранила традицию избрания епископа – там народ был един, объединился в борьбе за Православную веру против католиков. Наверное, все вы знаете эти события: страшные события польского гнета конца XVI – первой половины XVII века, насаждение унии польской властью, гнет по отношению вообще ко всему русскому. Люди сплотились именно для защиты веры – они очень чувствовали свое единство именно во Христе. Поэтому там могли еще оставаться эти добрые обычаи старины – избрание епископов. В XVIII веке это уже заканчивается, сходит на нет.
А святитель Димитрий, что интересно, был на самом деле избран для архиерейского служения царем Петром: сам он вообще-то не собирался быть архиереем. Хотя его наставник, один из его духовных отцов, архиепископ Лазарь (Баранович) говорил ему: «Димитрию носить митру», предсказывая, что тот будет архиереем, хотя святитель Димитрий, конечно, видел себя все-таки монахом, книжником, но никак не архиереем. Царь Петр в 1701 г. призвал из Малороссии книжных мужей, архимандритов, игуменов, чтобы они содействовали расцвету Русской Церкви, проповеди веры и в русском народе, и среди инородцев – тех, кто населял Сибирь, Дальний Восток, присоединенный к России в XVII веке, и не был еще даже знаком с учением Христовым. Первым таким «книжным» архимандритом был как раз Димитрий (Туптало). Он приехал в Москву по настоянию Петра, которому он очень понравился (Петр, надо сказать, очень любил малороссов как раз за их книжность, за живость их веры).
Интересно, что когда они защищали свою веру против католиков, то поняли, что здесь недостаточно одних физических усилий. Нужно как-то просвещаться и умом, нужно дать отпор именно пропагандистскому, псевдомиссионерскому католическому натиску, что нужно защищать свою веру именно книжными средствами, зная Писание, святых отцов, зная, в чем суть нашей веры, суть наших отличий от католиков. Поэтому Малороссия XVII века дала множество замечательных книжников, имевших живую веру. Не какое-то косное, затвердевшее сознание, а именно живую веру и добрые книжные познания. Петру I это очень нравилось. Он хотел это использовать и для государственного строительства, и для церковного. Но когда святитель Димитрий узнал, что ему предстоит поехать в далекий Тобольск, быть митрополитом всея Сибири, он очень опечалился и даже заболел. Он вообще был, может быть, слабого здоровья и занедужил.
Святитель Димитрий, после того как занедужил, был помилован Петром, который не отправил его в Сибирь. Царь направил туда другого выпускника Киево-Могилянского коллегиума – просвещенного образованного малоросса Филофея (Лещинского). А святителя Димитрия Петр определил на Ростовскую кафедру.
Димитрий приехал в Ростов в том же 1701 году. Там ему открылась удручающая картина. Нам об этом больно говорить, но открылась картина непросвещенности, господства суеверий, чему немало содействовало распространение раскола. Раскол – это было не просто старообрядчество, это была приверженность некнижности, умственной темноте, тьме, необразованности, какое-то талмудическое настаивание исключительно на своих формах, особенностях.
Святитель Димитрий, конечно, воспринял это очень болезненно. Он увидел, что существует множество толков, что старообрядчество не едино. Он насчитал в Ростовской епархии двадцать два толка. То есть люди теряли согласие между собой, потому что они на самом деле отошли, утратили Дух Божий, Который всех собирает, примиряет всех. Они настаивали на каких-то второстепенных вещах и только усугубляли непросвещенность, невежество. Иереи Божии, священники, никак не занимались просвещением народа, думали, как бы им заработать побольше денег, как бы после службы посидеть попраздновать, попировать, обсудить, прости Господи, на этих трапезах грехи своих прихожан, посмеяться над этим. Как часто он видел, что и в алтаре священники бранятся между собой, приходят, прости Господи, нетрезвые... Казалось бы, здесь такое поле для какой-то карательной деятельности! Запрещать, наказывать, горя праведным гневом...
Но святитель Димитрий был не такой человек. Он имел духовную мудрость и любовь к людям, даже грешникам. Он увидел, что священники так часто поступают, гонясь за лишней копеечкой, рассматривая свое дело именно как средство для зарабатывания денег. Он даже стихотворно это изложил: «Пою Иисуса ради хлеба куса» – он был очень одаренный человек, поэт. Святитель не стал никого наказывать и запрещать. Он перестал брать со священников большие налоги (они от них страдали), стал чаще служить с ними вместе, говорить проповеди, которые были направлены не только к народу, но и к тем, кто был за ним в алтаре. Интересно, что сразу же после приезда на кафедру святитель Димитрий создал замечательную школу для детей духовенства. Она была открыта для людей всех сословий, но для детей духовенства была обязательной. Эта школа была им устроена по образцу малороссийских училищ.
В Ростовском кремле открылась такая замечательная школа. Святитель сам там преподавал, собирал детей, чтобы они делали постановки, сам писал тексты этих постановок. Мы знаем, что для детей, которые делали особенные успехи, остроумных детей (интересно: остроумные – не те, которые какие-то смешные вещи говорят, а те, у которых ум острый), святитель Димитрий лично проводил дополнительные занятия. У себя в покоях зимой он читал им Ветхий Завет, а летом возил в архиерейский дом в селе Демьянове и занимался с ними там, собирал им яблоки в саду, катал на лодке по озеру. Конечно, для них он был родной, хоть и был архиереем, он был духовником для всех детей. Около двухсот человек прошли через его школу, и всех их он исповедовал, представляете? Митрополит Димитрий весь был направлен к служению людям, простым детям. Конечно, это было замечательно. Дети воспринимали веру Христову не так, как их отцы – может быть, формально или даже внешне, – а чувствовали, что это есть жизнь, это настоящее. Все это благодаря замечательному святому святителю Димитрию Ростовскому.
Он ведь имел удивительное сострадание к людям. К себе в архиерейский дом он приглашал нищих, больных (по-нынешнему «бомжей»). Представляете, он сам за ними ухаживал! Устраивал для них трапезу и подносил ястия и питие и говорил: «Я у вас учусь смирению, терпению скорбей. Вы мои наставники, дорогие мои». Конечно, это замечательно – когда есть такое милосердие, которое исходит от главы общины, оно очень много значит! Людей это привлекает, сердце ведь к этому стремится.
Святитель Димитрий буквально завораживал (в хорошем смысле) своим словом, он так по делу говорил – он призывал бороться с грехами, у него есть отдельные Слова против разных смертных грехов. Это замечательные Слова, хочется читать еще и еще, и главное – хочется делать то, что написано. Несомненно, это отпечаток его святости, благодатности его деятельности. Интересно, что, хотя тогда было книгопечатание, его проповеди переписывались от руки и распространялись именно между простым народом. Вот что интересно. То есть он как-то завоевал сердца простых людей, почему потом в семье Прасковьи Ивановны, нашей основательницы Шереметьевского странноприимного дома, и было почитание святителя Димитрия, у нее самой было, – он именно завоевал сердца простых людей.
Конечно, наше время уже подходит к концу, и о святителе Димитрии хотелось бы говорить больше и больше. Я призываю всех читать его проповеди – они изданы, сейчас вышел очень хороший электронный диск со всеми творениями святителя Димитрия и всей литературой, которая ему посвящена. Это замечательный диск, он так и называется: «Святитель Дмитрий Ростовский», он есть во многих церковных лавках. Пожалуйста, посмотрите, там много замечательных вещей.
Кстати, святитель Димитрий известен прежде всего как творец житий святых...
Давайте перейдем к его трудам...
– Итак, святитель Димитрий, прежде всего, известен как творец житий святых. Это четыре тома житий (в каждом томе по три месяца), они были написаны с 1689 по 1705 год, примерно каждые пять лет выпускалось по одному тому. Это титанический труд: святитель Димитрий собирал все доступные источники того времени, перерабатывал их и, молясь Богу, старался написать так, как это было в действительности, отбрасывая наносное, неистинное, что могло быть в книгах, которые он рассматривал. Святитель рассматривал множество книг. Сохранилась его библиотека в Ростовском кремле – больше двухсот книг.
Почти триста.
– Да, под триста. Это книги на разных языках. Он много читал по-польски, и, конечно, католические сочинения не всегда были истинными. Он пропускал их сквозь горнило трезвого сомнения. Мы знаем, что некоторые святые даже являлись ему и объясняли, как они жили – да, бывали и такие случаи. Святитель Димитрий ведь постоянно молился. Это удивительно. То, что он был в трудах по устроению школы, – это одно, ведь он был архиереем, занимался множеством административных дел и при этом был церковным писателем, величайшим молитвенником.
Мы знаем, что он часами, распластываясь на полу крестообразно, молился Богу, тем святым, о которых он писал в своих житиях. Мы знаем, что в летнее время он подражал наиболее любимому им святому преподобному Феодосию Киево-Печерскому, замечательнейшему русскому святому. Он ведь уходил в лес, снимал с себя верхнюю одежду, оголял до пояса свое тело и отдавал на съедение комарам и оводам – представляете, претерпевая такие муки, чтобы отрезвиться, может быть, от каких-то своих мысленных недуховных состояний, чтобы ближе чувствовать страдающего Господа. Это, конечно, замечательно.
Жития, написанные святителем Димитрием, с которыми мы обычно имеем дело, – это отредактированные жития. Это важный момент. Они были отредактированы в конце XIX века. А есть жития не правленые. На диске, о котором я говорил, есть как раз издание Четьих Миней чуть ли не конца XVIII века, где мы чувствуем живое слово святителя Димитрия – их читать легче, хотя кажется иногда, что они с какими-то устаревшими словами. Но это то, о чем говорил Костомаров: невзирая на анахронизмы, произведения читаются прекрасно, просто удивительно!
Интересное наблюдение есть у Достоевского. Будучи в остроге, осужденный на каторгу пожизненно, он видел, как люди простые, оступившиеся в жизни, совершившие преступления, внимают житиям святых. У них в остроге всегда обязательно читались какие-то книги, но, прежде всего, это были жития святых святителя Димитрия Ростовского. Как преображается лик людей, как начинают светиться глаза, когда они слушают жития святителя Димитрия! И как просят они читать еще...
У нас осталась буквально минутка. Спасибо за очень интересный рассказ. Какое духовное завещание оставил нам святитель Димитрий? Может быть, Вы порекомендуете какую-то книгу, какой-то труд нашим зрителям, которую нужно обязательно прочитать?
– Я бы всем советовал почитать проповеди святителя Димитрия. Это замечательное, живое слово святого. И в проповедях, и в самой жизни святителя Димитрия видно его стремление подражать Христу, следовать за Ним по пути тесному, узкому, претерпевая скорби, но все-таки именно со Христом Спасителем, когда Он берет на себя наши скорби и мы ощущаем живое общение с Ним, живую радость Его победы над всеми обстоящими нас грехами, всеми силами ада и над самой смертью. Этот завет святителя Димитрия – следовать за Христом, мне кажется, самый важный в его духовном наследии.
Отец Василий, благодарю Вас за сердечную беседу, за очень интересный рассказ!
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.