Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (886) → Протоиерей Артемий Владимиров: Портрет христианина

Протоиерей Артемий Владимиров: Портрет христианина

№37 (886) / 4 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Скажите, отец Артемий, какие качества отличают христианина от нехристианина.

– Если раскрыть Евангелие, и вспомнить все наименования ученика Христова, мы вспомним словосочетания, каким его называют: сын Света, сын Царствия. Следовательно, главное качество христианина – свет незримый, который дарован нам в таинстве Крещения. И если ты имеешь эту искру благодати, она себя обязательно проявит в твоем слове, взгляде, облике. Таким образом, имеющий очи увидит, кто ты таков: христианин по имени или по жизни.

А могут эти качества проявиться у некрещеного человека?

– Выйдя из утробы матери, младенец отличается от животных детенышей. Чем? Мы отличаемся от животных сиянием разума. «Какой светильник разума угас!» – сказал поэт. Мы имеем Богом данное различение добра и зла, этот светильник – совесть. Когда смотришь на новорожденного малыша, невольно сам просветляешься. Лицо младенца – это маленькое солнце. Именно потому, что неискушенное во зле дитя, несет в себе отблески божественного света. Однако, это природные дарования. А мы говорим о свете Божией благодати, которые осеняют нас в час Крещения.

Такие дары, как природная невинность, чистота души и тела, стремление к любви – это дары, цветущие на всяком младенце. Но в таинстве Крещения на вас снисходит особая благодать, вышеестественное состояние мира, ясность ума, радость, молитва, которая соединяет ум и сердце с Богом. Поэтому вся задача человека, принявшего Крещение – не растерять те дары, которые снисходят на нас в час Крещения.

А чем христианская любовь отличается от нехристианской любви?

– Потребность дарить любовь свойственна всякому ра-зумному существу. Примерами естественной любви могут быть: гражданин любит свою Родину, учитель любит своего ученика, мать – своего сына. А Господь Иисус Христос говорил: «Любите врагов ваших. Молитесь за ненавидящих вас. Творите добро обижающим вас». Очевидно, что любовь христианская есть любовь высшего рода и качества. Как Солнце простирает свои лучи, освещая вселенную, обходит все леса, озера, болота, мрачные ущелья, однако, не терпит никакого ущерба, всюду проливая свет и тепло, так и христианская любовь все обнимает, сочувствует всем. Ее стихии: сострадание, сочувствие, сопереживание. Истинный сын Света даже недоброжелателям желает добра, удерживает свои уста от злословия и проклятий. И скорбит о нравственной погибели человека, молится: «Господи просвети его ум, умягчи его сердце». Христос сказал: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».

Звонок из Барнаула, Алтайский край. В беседах со священниками часто употребляется определение «православный», или как прилагательное «православный христианин». Почему не употреблять просто «христианин» или «христианский»?

– Вещи эти тождественны. Христианином именуется человек, право (!) славящий своего Создателя и Спасителя. Этот термин в конце 3 века – начале 4 века от Р.Х. появился. Связывают его с авторитетом святителя Василия Великого, учителя христианской церкви. Сам термин вошел в применение, когда нужно было оградить и отграничить Святую Соборную и Апостольскую церковь от различных лжеучений и еретиков. Впервые – применено в отношении арианства. Арианское лжеучение умаляло достоинство Сына Божиего и противостояло истиной вере.

Если вы, идя по улочке Барнаула, увидите вывеску на здании «Христианская церковь «Роса» или «Христианская церковь «Новое слово», то не торопитесь туда заходить. В наше непростое и лукавое время часто эпитет «христианская» усвоено сектами и протестантскими сообществами. Истинность группы определяется отношением к вселенской церкви, насчитывающей уже 2000 лет своего бытия. Если духовные учителя, пастыри находятся в единстве с патриархами Иерусалимской, Антиохийской, Сербской, Русской и других церквей, то есть поместных церквей, и рукоположены епископами православной церкви, значит, тут дышит благодать. А если эти люди «галопом пробежали по Европам», поучились как-нибудь, не имея отношения к историческому Православию, и приехали в Барнаул просвещать людей, то это подмена. Духовный портрет христианина зависит от того, чье ты чадо, на какой лозе – как росточек – ты вырос. Основными черточками штриха к портрету православного христианина помимо дара любви, служат еще спокойствие, выдержанность, рассудительность, способность спокойно беседовать с оппонентом, дар рассуждения Священного Писания в свете традиций.

А если встречаешь сектанта, иеговиста, баптиста, видишь, что их мировоззрение представляет собой очень узкое, куцее восприятие Евангелия, дежурный набор фраз, неспособность поразмыслить над вопросами, которые выходят из их зашоренного самосознания. Очень часто они проявляют внутреннее беспокойство, агрессию, когда доводы их собеседника повергают в тупик. Не дай Бог нам, православным христианам хромать в указанном мною отношении! Там, где нет спокойствия, рассудительности, доброжелательности, внутренней культуры собеседования, где смешиваются ограниченность собеседника с его личностью, познается ущербность мировоззрения и нравственно-этическая ущербность.

Это еще заметно по тому, что вовсе не всякому дано разговаривать по телевидению. Я, например, никак не пойму, как я попал на эту передачу. Я нахожу, что не достиг того уровня, когда так просто могу общаться с жителями Барнаула, Калининграда или Таганрога. Хотя стараюсь достичь!

В чем заключается прощение, если человек все равно попадает в ад?

– Вопрос достойный Данте Алигьери, знаменитого итальянского поэта, автора «Божественной комедии». Про него сказал впоследствии Джованни Боккаччо: «Упек во ад своих политических противников». И в этом видится погрешительность самосознания Данте Алигьери.

Друзья, не будем спешить приклеивать ярлыки нашим собеседникам и коммунальным соседям. Портрет православного христианина сделан светлыми красками. Эти краски – суть благодушия в диалоге с собеседником, когда тот начинает раздражаться, а еще юмор, снисхождение. Например, Гоголь плакал невидимыми миру слезами, когда чувствовал скорбь и сострадание к людям вообще и к собеседникам в частности.

Прощение – это чуть ли не коренное свойство ученика Христова. Прощает тот, кто жалеет человека, кто не отождествляет его с его грехами и страстями. Простить – значит, в тайне сердца желать, чтобы оскорбивший тебя покаялся, переоценил свой поступок и пришел к Страшному Суду с изменившимся сознанием. Прощать – это не значит кидаться в объятия оскорбителя и клеветника. Но значит – скорбеть об ошибках ближнего. А значит просить Господа, чтобы Он вразумил обидчика и клеветника. «Господи мне жалко твое создание, дай ему Твою благодать» – просил старец Силуан Афонский, русский инок первой трети 20 века.

Сострадать, не замыкаться, не отчуждаться, не уходить в подполье, не гневиться, не слать проклятья исподлобья, но сострадать о человеке – вот такими поступками отличается подлинный христианин.

Что такое свобода для христианина?

– Один человек, думая об этимологии слова и корне этого слова, говорит: свобода близко связана со словами «свой обод». Обод – это скоба, сдерживающая бочку. Понимание свободы дано тому, кто чувствует свой обод. Такой человек ограничивает самого себя во взаимоотношениях с людьми. Если я, допустим, с вами не согласен, у меня есть выбор. Либо я начну спорить, брызгая слюной, унижать вас, либо помолчу, сдержусь, и резонно с чувством, с толком, с расстановкой возражу вам. Эта сдержанность православного христианина есть «обод», который выдает во мне культурного воспитанного человека, умеющего общаться с людьми, и не выплескивающего с водой ребенка, сохраняющего благородство, великодушие, достоинство в диалоге с человеком.

Для нас свобода – это дар Божий, мы свободны выбирать лучшее. Нам Бог предоставил свободу произволения. Этим мы отличаемся от животных. И сам Господь Бог не посягает на нашу свободу, не подавляет, не запугивает. Нравственная свобода христианина это такое состояние, когда мы можем, получая инъекцию благодати от Бога, осуществлять всякое наше доброе желание и добрую мысль. А несвобода, наоборот, есть противоречие между словом и делом, между благими намерениями и реальными поступками.

Мне по душе евангельское слово: «Познайте истину – и она сделает вас свободными». Если Спаситель освободит нас от страстей через подвиг покаяния и веры, то воистину мы будем свободными. Сегодня, дорогие друзья, на слова «свобода, равенство, братство» покупаются 7/8 человечества. Всевозможные свободы декларируются как подлинное счастье человеческого рода, но к какому тотальному рабству приводит либерализм! По моему глубокому убеждению, мы живем в самой свободной стране мира. Будучи критически настроен ко многим внешним явлениям, я хочу сделать комплимент нашей Государственной Думе, получившей совет Президента, издать закон, ограничивающий пропаганду растления и гомосексуализма в нашей стране. Вот свобода, защищающая большинство от агрессивного меньшинства, от сообществ, которые хотят устроит гей-парады вокруг московского Кремля.

Отец Артемий, знаете ли Вы старцев, ныне живущих святой жизнью?

– Да, конечно. Прежде всего, я хотел бы адресовать наших телезрителей к сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Образ старца, мужа объевшейся старухи из сказки меня трогает и восторгает. Помните, как она встречала своего мужа: «Дурачина ты, простофиля! Иди обратно к рыбке, проси ее. Не хочу я быть крестьянкой. Хочу быть столбовой дворянкой!» Муж ее был нравственно свободен, он натурально был святым старцем. Вместо того, чтобы отходить ее по плечам поленом, он кротко говорит ей: «Милая моя старуха, совести у тебя нет. Встретила бы ты меня лучше чугунком вареной картошки. Нет у тебя понимания, любви, снисхождения. Пойду снова к рыбке»… Это – кротость, жалость к старухе. Старик не запил горько. Старик опровергает миф, что пьянство это русская болезнь. Он находил выход своей драме в молитве к Господу. И когда он увидел старуху перед разбитым корытом, он не укорил ее резким словом. А говорит: «Старуха, давай начнем с тобой все сначала». Поистине бедность не является пороком.

Читайте Пушкина. Вы увидите, что подлинная красота нравственной жизни, запечатленная в наших литературных произведениях, позволяет надеяться, что и нас окружают святые люди, возможно еще не ведомые нам. Таких как старик много среди нас, в транспорте, на улице, в магазине, в соседней квартире, только надо очи иметь, чтобы видеть.

Как быть при глубоко сидящей внутри обиде? Как простить до конца обиду?

– Мне нравится ответ старца Паисия Святогорца: лучший способ урегулировать отношения с обидчиком – послать ему подарки. Когда возьмете килограмм конфет «Мишка на Севере» или коробку конфет «Золотые купола», и напишете на нем записку «Дай вам Бог счастья и здоровья, успехов в личной жизни!», передадите подарок тому, что вас злословит, каким-то образом унизил вас, ваше сердце при передаче подарка умягчится, осветится.

Не могу не помнить какого-то «поросенка подложенного» мне от моего друга. Я не страдаю злопамятностью, но уже корректирую свое отношение к этому человеку, и эта коррекция называется осторожностью. Если я был обманут в своих лучших намерениях, то прощая человека, буду держать дистанцию в общении с ним. Я по опыту священника знаю, что некоторые прощают, а потом мучаются.

«Батюшка, все-таки я помню, что супруг оказался не на высоте, хотя он ползал у меня в ногах и каялся: больше я не буду». Прощая, давайте помнить такую пословицу: доверяй, но проверяй. Прощая, супруга скажет: милый Миша, чиста ли твоя совесть? Проницательные супруги видят, бегают глаза у Миши или он, потупив очи, говорит: я чист перед тобою. Будем же прощать, но при этом не будем отпускать вожжи, помогать ближним людям неутвержденным, стараясь предупреждать какие-либо рецидивы.

Раньше в советское время Крещение было запрещено и оно проводилось как погружение. Можно ли это считать Крещением?

– С апостольских времен совершается крещение через троекратное погружение. Взрослый человек, входя в купель, полностью уходит под воду. Погружение в этом случае верно! Еще Патриарх Алексий II, обращаясь к пастырям, требовал, чтоб при приходах строились крестильни, баптистерии.

Как разграничить чувство собственного достоинства, гордость и гордыню?

– Это тонкий вопрос. Касательно гордости и гордыни он имеет филологический характер. Гордость и гордыня говорят о степени качества, степени нагнетания порока. Когда Лев Толстой приезжал в Оптину пустынь (еще задолго до кончины), он удостоился аудиенции у всероссийского светильника, старца Амвросия Оптинского. Побеседовав полчаса с мятежным графом, он вышел на крыльцо проводить писателя. Когда Лев Толстой уезжал на коне, старец произнес в спину графу, протянув слог: «горды-ы-ы-ня». Значит гордыня – это чувство ложной самодостаточности, достигшее своего апогея, очень погибельное состояние. «Гордостный» человек считает самого себя последней инстанцией. Он отрицает Божий суд.

А гордость – это такой аппендикс, подлежащий удалению. И нет человека, у которого этого вредоносного росточка не было. Я каюсь в своей гордости. Прошу вас, телезрители дорогие, помолитесь обо мне! Вижу в себе гордость. Если человек внутренне переживает свою греховность, Бог помогает ему очищаться от гордого состояния.

Чувство собственного достоинства придает уже этический оттенок. А имеет ли православный христианин право на чувство собственного достоинства? В чем это твое достоинство выражено? Святые Отцы ответили: достоинство, его цена и качество, его ярлык и отличительное свойство – состоит в благодати Духа Святого, в таинстве Крещения нам сообщенной. Достоинство христианина в том, что он – сын Света, сын Царствия. Он видит невидимый лик Господа. Поэтому когда я появляюсь в обществе, никогда не позволю себе бранного слова. Я не соглашаюсь с бывшим министром культуры РФ, что мат это реальность нашего времени. Мат это не наш формат, как говорит молодежь. Итак, чувство достоинства – это то, что ты Христов, что ты призван сеять разумное, доброе, вечное. Будем разграничивать данное достоинство с тем достоинством, за которым по пятам ходят спесь, амбициозность, обидчивость, неспособность воспринимать критику. Это свойственно ветхому человеку. Человеку, который заквашен мирским духом.

Христос в Евангелии от Иоанна сказал иудеям: «Как вы можете веровать, когда вы принимаете славу друг от друга, а от единого Бога славу не принимаете?» Так и у нас: когда мы ищем тщеславия и человекоугодия, особенно заискиваемся перед власть предержащими.

– Если это критика, я ее принимаю. Признаюсь, что я не лишен тщеславия. Человек гордый – самодостаточен, а человек тщеславный – он ищет славы от людей, и зависим от людей. Если во мне нет тщеславия, я не заискиваю перед вами, надеясь, что вы меня пригласите еще раз на передачу.

Если зритель соблазнился моим упоминанием Владимира Владимировича, тем, что я пытаюсь, каким-либо образом понравиться нынешнему Президенту, я надеюсь, что Бог меня оправдает. Хороший пастырь должен в практике ссылаться на исторических и современных деятелей в ту меру, какая сообразна со смыслом передачи. Ремарка нашего телезрителя очень подходит к портрету христианина. Христианин не должен страдать сервилизмом! Помните, Чацкий говорил: «служить бы рад – прислуживаться тошно»? В этом смысле мы должны быть похожи на пророка Илию. Он не только заискивал перед земными владыками, но в иных случаях обличал правителей, если их декреты противоречили нравственному чувству. Мы принимаем вашу ремарку, дорогой собеседник из Белгородской области.

Следующий вопрос к продолжению этого ответа. В духе ли христианина – искать недостатки в себе и помалкивать о недостатках других?

– Начинать с себя – просто однозначно. Забывая себя и впадая в гиперкритицизм, ты превращаешься в диссидента. А «диссиденты» с Эха Москвы становятся неадекватными, ища всюду недостатки. Мы можем уподобиться навозным мухам, которые разносят эту заразу. Наоборот, критическое отношение к себе, умение со стороны взирать на себя, и видеть преимущества собеседника, и укорять себя за нравственное несовершенство – это прекрасные черточки православного христианина.

С другой стороны, не нам «молчать в тряпочку», когда нужно сказать слово. Христианин не должен обливать всех горечью презренья. Не нам оплевывать предшествующую советскую эпоху, когда все молчали в тряпочку. Я бы посмотрел на либеральные радиостанции и телеканалы, как они бы вещали в эпоху товарища Андропова. Суровый господин мог вытравить на корню всякую критику. Нам нужно держаться золотой середины и выдерживать меру: не подлизываться, не прислуживаться, уметь сказать нелицеприятное слово и помнить, что мы граждане своего Отечества, мы не должны пресмыкаться перед Западом. Мы должны созидать самосознание нации.

Как православному христианину относиться к своему делу?

– Дело в том, что в отношении к делу проверяется достоинство православного христианина. Если ты работаешь спустя рукава, если ты все делаешь через тяп-ляп, если не вкладываешь собственную душу в свою работу, а по остаточному принципу трудишься, то у меня большой вопрос.

Евангелие подтверждает: Христос все делал хорошо, вовремя и в полном объеме. В портрет христианина непременно входит эта черта: трудиться с огоньком, с изюминкой, вкладывать свое сердце в труд. Об этом свидетельствуют пословицы: конец – делу венец; работать, засучив рукава; кончил дело – гуляй смело! Правильные пословицы. Нам как будто отбили руки за годы перестройки-перестрелки. Сегодня большие города населены гастарбайтерами из Узбекистана и Таджикистана. Куда делись исконные качества славянских народов?

Давайте не будем белоручками, давайте читать произведение «Левша» Лескова, вспомним, кто такой Стаханов, петь песню «День Победы»! Отношение к труду является «лакмусовой бумажкой» твоего христианства. Если ты удовлетворен твоими усилиями, если желаешь дарить предмет своего труда, и сам обогащаешься жертвенным расположением к людям, то я признаю за тобой качества истинного христианина.

Есть сложная профессия, например профессия учителя в школе. Особенно на молодых специалистов давят вопросы дисциплины, бюрократия, рутина в школе...

– А кому сейчас легко?! Взявшись за гуж, не говори, что не дюж. Я сейчас изучаю проблему профессионального выгорания. Ваш вопрос заслуживает отдельного изучения. Общественные профессии характеризуются тем, что иной тянет лямку служения обществу, отдает самого себя, переоценивает свои силы, берет на себя многое, не встречая сочувствия, понимания, отзыва тех, ради кого он трудится! Или не имея условий для вдохновенного труда, человек может сломаться или перегореть.

Мне хочется, чтобы педагоги, медики и священники не страдали таким трудоголизмом. Но умели реанимировать и реставрировать самих себя. Нужно уметь отдохнуть, перевести дух. Поэтому рекомендую плавание в бассейне и общение с природой.

Расшифровка:
Олег Сиротин

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс