Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (886) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 26

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 26

№37 (886) / 4 октября ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №36 (885)

Я хотела бы поблагодарить вас, уважаемые телезрители, за высокую оценку нашей программы. Во многих храмах Московской области я встречаю православных христиан, прихожан этих храмов, которые постоянно смотрят нашу программу. Они просят меня передать поклон и благодарность священникам, принимающим участие в нашей передаче, что я с большим удовольствием и делаю: я благодарю протоиерея Алексия Ладыгина за участие в нашей программе.

– Сердечно благодарим за то внимание, которое уделяют нам телезрители. Все передачи, которые вы делаете, открывают Божественный мир, и через них наши православные христиане из разных регионов могут общаться с батюшками, слышать их размышления об очень важных духовных вещах, а это в настоящее время дорогого стоит: хотя современный человек получает много информации, мало что бывает для него полезным, и то, что можно увидеть и услышать в передачах, которые выходят на телеканале «Союз», и спасительно, и мудро.

По сути, телеканал «Союз» стал тем самым общественным телевидением, о необходимости которого постоянно говорят (конечно, у нас есть «Общественное телевидение», общероссийский канал, но когда я смотрю его программы, то прихожу к выводу, что телеканал «Союз» более глубокий и разносторонний по своему содержанию). Да простят меня мои коллеги, но это действительно так! Причем он на самом деле создается на народные деньги, на пожертвования наших телезрителей и всех тех, кто неравнодушен к судьбе общественного православного телевидения. Большое им за это спасибо!

– В чем смысл существования общественного телевидения? Наверное, быть ближе к народу. Можно покритиковать общественное телевидение: оно становится таким схоластичным, документальным и чисто телевизионным, но не народным. А телеканал «Союз» является народным телевидением: он говорит о жизни людей, о жизни регионов – такое можно увидеть через приходскую жизнь, через жизнь людей из разных городов, сел и деревень. И в этом, конечно, большое достижение телеканала «Союз». Вы знаете, до сих пор никто не может показать подлинную жизнь нашей глубинки, а здесь мы можем все это посмотреть и сделать определенные выводы, увидеть лица – ведь то, чем живет человек, всегда отражается у него на лице.

Спасибо, батюшка! Мы продолжаем разбирать Псалтирь, и тема нашей программы – 26-й псалом.

– С Божией помощью, дорогие братья и сестры, мы уже поговорили о 25-ти псалмах, стараясь проникнуть в глубину размышлений, переживаний и молитв святого пророка и псалмопевца Давида. Псалом 26-й тоже очень глубок по своему содержанию.

Часто мы говорим, что царь Давид писал псалмы в основном по поводу своих ранних очень глубоких переживаний, когда он был на грани жизни и смерти – его преследовал Саул, Господь избрал его. Мы знаем, что это избранничество Псалмопевец заработал и своим трудом, и терпением, и стремлением исполнить Закон и следовать во всем воле Божией. И всегда переживания царя Давида связаны именно с тем, что ему довелось испытать, – пришлось прятаться, убегать, жить среди язычников, народа неверного, что не поощрялось в те времена (почему – мы еще будем об этом говорить).

В 26-м псалме говорится о том, какие горести и трудности может испытывать человек, где и в чем он должен искать опору в своей жизни и на кого надеяться. Псалмопевец Давид, испытавший большие трудности, говорит о том, чтобы мы не надеялись «на князи и на сыны человеческие, в них же несть спасения» и «всяк человек ложь», он понимает, что могут предать самые близкие, даже родители могут оставить тебя, и только Господь всегда будет с тобой. И царь Давид делает упор на то, что каждый человек должен уповать на Господа.

Вот какими словами начинается псалом: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?». Псалмопевец говорит, что Господь дает силу, просвещает человека, ограждает его Своим Божественным светом, дает ему видение, как нужно поступать в том или ином случае. Если Господь с тобой, если Он тебя ведет, то никого уже в жизни не надо бояться – только нужно искать, чтобы Бог был с тобой, осветил и просветил твои очи, чтобы они видели, куда тебе идти, что делать и как возможно решить то, что происходит с тобой.

«Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?». Здесь псалмопевец Давид говорит: «Я никого не боюсь и не страшусь. Мне не страшно – Господь защитит меня, Он дает мне возможность жить, вся моя жизнь находится в руках Божиих».

Мы неоднократно в этом убеждаемся, когда читаем в Священном Писании о великом Божием Промысле для каждого человека, о Его покровительстве и защите каждого, что даже и волосы все сочтены у нас, и без воли Божией ни один из них не может упасть с нашей головы. Вот какова защита и попечительство Господа о каждом из нас! Но это происходит тогда, когда человек живет с Богом, уповает на Него, исполняет заповеди Божии. Он находится в руках Божиих, и ему нечего бояться – ничего в его жизни без воли Божией не произойдет, и Господь никогда не оставит такого человека.

Этот псалом дает очень крепкую надежду и упование любому из нас на то, что в нашей жизни не будет случайных происшествий, только надо быть с Богом. А если мы не живем с Господом, то тогда надо всего бояться, ты можешь подвергнуться любым испытаниям, потому что Бог оставляет тебя, и ты один на один выходишь на битву со всем злом, неправдой, со случайными обстоятельствами жизни.

«Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша». Псалмопевец говорит, что приближаются к нему те, кто хочет причинить ему зло, лишить его жизни, но эти враги падут: царь Давид никогда не уповал на человеческие отношения, а всегда искал Бога. И Господь помогал ему, заступался за него, и пророк знал, что его Защитник – Бог, поэтому с Ним всегда была победа и над врагом, и над Саулом, и над внутренним недругом – над врагом рода человеческого, который тоже смущал Псалмопевца, пытаясь внушить ему мысли, которые могли привести его к унынию, но он их отгонял своим упованием на Бога. Когда это упование было у него, все враги его были побеждены – и видимые, и невидимые.

«Аще ополчится на мя полк (полком раньше называлось целое войско), не убоится сердце мое». Тут псалмопевец Давид подчеркивает: «Я не испугаюсь, даже если на меня ополчится целое войско – за мной стоит Господь. А если Бог меня ведет, если Он со мною, то ничто не может причинить мне вред, даже целое войско».

«Аще востанет на мя брань...». Если полк представляет видимых врагов, то брань – это уже войско невидимое. Брань бывает внутри нашего сердца. А когда борют нас враги, одолевают нехорошие мысли, мы смущаемся, то в любом случае «на Него аз уповаю», то есть всегда, как бы ни было нам страшно, у нас должно быть упование на Господа, Который никогда не посрамит того, кто обращается к Нему.

Почему мы говорим о Псалтири? Почему мы призываем к тому, чтобы человек ее читал и этим укреплялся? Потому что псалмопевец Давид говорит каждому: «Даже если у тебя какие-то жизненные трудности, если на тебя восстают люди (даже если это будет целый полк!), то пусть не боится твое сердце, и ты сам не смущайся, не унывай и не веди в одиночку внутреннюю брань, а обязательно уповай на Господа, обратись к Нему, и Он тебе поможет». Царь Давид нам говорит, что мы должны знать, где искать защиту и упование, и действительно верующий человек понимает: Господь Своих чад никогда не оставляет.

Царь Давид говорит и о том, что если Господь помогает, согревает теплом и Своей любовью ограждает от всякого зла, то его сердце будет всегда находиться рядом с Богом. А самое любимое и достойное место, где псалмопевец хотел бы пребывать, – это, конечно, храм Божий: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни во вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его». Нет места прекраснее, утешительнее, теплее и радостнее, чем храм Божий, где Господь облегчит твою душу, вселит надежду, откроет путь, по которому тебе нужно идти, и ты пойдешь по нему уверенно. Поэтому человек должен больше всего хотеть пребывать в доме Господнем. И тут заключается ответ псалмопевца Давида для каждого живущего в современном мире и желающего избежать многих бед: если ты хочешь быть победителем зла, скорби, болезней и трудностей, то должен любить бывать в храме Божием. Если у тебя нет такой любви, проси, чтобы Господь открыл ее твоему сердцу и чтобы в нем закрепилось желание пребывать в доме Господнем.

«Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя». Псалмопевец Давид объясняет, почему он так хочет жить в доме Господнем, почему тот больше всего дорог ему и почему близка его сердцу красота дома Божия: Господь защищает и помогает. Невзирая на всех врагов, на безвыходную ситуацию, в которой царь Давид оказался, Господь все равно помогает ему, «поставляет его на камень», то есть делает его выше других – на камень вставал военачальник, чтобы все его видели и слышали и знали о высоте его положения, о той чести, которую он имеет. И как раз Бог дал все это Псалмопевцу, и он благодарен за это Господу.

«И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви». Это тоже удивительные слова. Что значит «вознесе главу мою на враги моя»? Мы понимаем, что с поднятой головой ходит тот, кто уверен, ничего не боится и у кого совесть чиста. А у того, кто испытывает печаль, трудности, голова опущена – скорби приковывают его к земле, и он уже не смотрит на небо, находясь в печали. Псалмопевец Давид говорит, что он уповает на Бога, и Господь помогает ему и дает возможность ходить с поднятой головой. Пророк говорит: «Пою и воспою Господеви», – то есть в жертву Богу он принесет те хвалы и славословия, которые будут исходить из глубины его сердца.

«Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя». Давид просит Господа услышать его голос и помиловать его. Господь может и не принимать от нас славословия, если мы их приносим Ему по гордости своей и тщеславию. А если человек приносит их с любовью и смирением, то, конечно, его услышит Господь. И хотя мы не всегда бываем чисты, не всегда живем в правде и не всегда исполняем заповеди Божии, но наше сердце настолько хочет славословить Господа, что мы просим, чтобы Господь явил нам Свою милость, услышал нас и принял наши славословия, потому что приносим их с большой любовью и благодарностью к Нему.

«Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу». Псалмопевец Давид говорит: «Лицо мое взыщет Лица Твоего, Господи. Я буду славословить лицом к Лицу Твоему, настолько ликует мое сердце, настолько наполнено любовью и благодарностью и так чисто, что мне не стыдно смотреть на Лицо Твое, Господи, потому что я от всей души воздаю Тебе благодарение. Хочу славословить Господа лицом к Лицу!».

«Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: Помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже Спасителю мой». Здесь Псалмопевец говорит: «Все упование, вся надежда моя только на Тебя, Господи! Мои славословия светлы и чисты. Господи, я полностью уповаю на Тебя, и вся моя жизнь находится в Твоих руках. Без Тебя я ничего не значу, поэтому не отврати Лица Твоего, не оставь меня одного, не гневайся на меня, Господи. Хотя я порой, может, и не достоин милости Твоей, но будь мне Помощником. Вся моя жизнь и мое спасение в руках Твоих».

Это действительно очень глубокие слова, ведь Псалмопевец не мыслит своей жизни без Бога. Он не хочет уповать на свои силы, на друзей, на свои возможности и положение. Он всю жизнь уповает только на Господа, и ему страшно становится от того, что Господь может отойти от него, отвратить, отвернуть Лицо Свое от него, ведь тогда не на что ему будет уповать и у царя Давида не будет сил противостоять всем неправдам, всем беззакониям – злу, которое его окружает.

«Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя». Псалмопевец говорит здесь, что Господь никогда не оставляет человека, который на Него уповает. Даже родители могут оставить своего ребенка – и отец, и мать отвернулись от царя Давида, когда на него восстал Саул, – а Господь никогда не оставляет Своих, и мы неоднократно читаем об этом в Священном Писании. «Аще мать забудет свое отроча, Аз не забуду тебе», – говорит Господь: если даже мать может впасть в какое-то забвение и забыть о своем чаде, то Господь никогда о нем не забудет.

«Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради». Псалмопевец Давид обращается к Господу, чтобы Он научил его исполнять заповеди, весь Закон, который Им дан человеку, ибо только исполняя его можно получить благодать от Бога.

«Не предаждь мене в души стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Здесь, конечно же, псалмопевец Давид говорит очень глубокие слова. Мне бы хотелось в конце нашего размышления подробнее остановиться на них. «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Почему сказано «потерпи Господа»? Как говорят толкователи, Господь не сразу дает нам то, что мы просим, и человек в терпении должен ожидать то, о чем он просит Бога. Слова «потерпи Господа» означают именно это – ждать в терпении.

Господь не сразу дает милость. Он обязательно даст ее, но ты должен ожидать этого, молиться и не отступать. Многие говорят: «Я просил у Бога, а Он мне ничего не дал!». А Господь испытывает сердце человеческое, ведь если оно укрепляется в таком терпении и любви к Богу, то Господь обязательно посылает просимое.

Большое спасибо, батюшка! Удивительный псалом, который нас действительно призывает потерпеть, потому что мы очень часто хотим получить все и сразу. Особенно в современном мире, когда средствами массовой информации просто навязывается, что человек должен получать все и тотчас. Нет, ничего сразу не бывает: все доброе добывается только терпением и трудом, и потому я искренне желаю всем в терпении, в труде, по вашим молитвам получить милость от Господа. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс