Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Андрей, сегодня у нас немного необычная тема и, думаю, очень интересная. Связана она с назначением Вас духовником олимпийской сборной России. Вы совсем недавно вернулись из Рио-де-Жанейро. Расскажите, пожалуйста, о Вашем назначении духовником нашей команды.
– Для меня это было неожиданно: в момент звонка из Москвы я был в Беларуси с однодневным визитом к замечательному священнику протоиерею Феодору Повному, настоятелю минского храма Всех Святых, руководителю Дома Милосердия в Минске, в храме которого мы с моими помощниками, с архитекторами ходили и смотрели элементы поэтажного плана, которые нам необходимы в работе над спортивным и культурным комплексами и над храмовым комплексом в целом, который включает в себя то, что отчасти было реализовано нами, а отчасти представлено у отца Феодора. Я приехал в Минск на один день. И вдруг звонок. Митрополит Арсений говорит мне, что сейчас со мной будет беседовать Святейший Патриарх.
Я впервые общался со Святейшим Патриархом по телефону, скажу сразу (ведь можно, знаете, надуться, сказать: «Мне Патриарх позвонил…»). Я со Святейшим Патриархом никогда по телефону не говорил. А здесь – очень теплый, отеческий голос, вопрос о моей готовности отнестись к этому событию с духовным вниманием. И очень глубокое, проникновенное слово: «Знаю, что вы занимаетесь вопросами воспитания и организацией творческих и спортивных мероприятий. Есть решение делегировать вас в этом качестве в Рио-де-Жанейро». Я сказал, что для меня это огромная честь и ответственность. Получил Патриарший совет поддержать наших спортсменов, нуждавшихся в помощи, и отбыть в самые ближайшие дни вместе с ними. Они улетали на следующее утро. Я вернулся в Москву к ночи и уже буквально вскорости догонял их, чтобы успеть приступить к своим обязанностям.
Как случилось, что в олимпийской сборной (в светской стране, каковой является Россия) появился духовник? Вообще, как относится наше светское начальство (Олимпийский комитет, руководство страны) к тому, что в сборной есть православный священник?
– Общаясь с тем, кто был на этом послушании до меня, – с замечательным московским священником протоиереем Николаем Соколовым, я получил от него и советы, и рекомендации. Эта встреча была мне очень нужна. Я поехал к нему в храм, и мы долго общались, говорили, как в течение ряда лет он нес эту ношу и посещал вместе с нашими спортсменами все города, страны, где проходили Олимпийские игры. Более того, я сам ощутил не просто внимание к себе со стороны светских людей, занимающих высокие должности, но и потребность – потребность их личную.
Это поле, которое еще нужно возделывать, нива, которая нуждается в стольких вкладах – это души человеческие. И, вы знаете, было очень интересно. Отношение настолько уважительное! Потребность в тебе, выказываемая этими людьми, столь искренняя, что были созданы все условия. У меня были встречи с главой нашего Олимпийского комитета Александром Дмитриевичем Жуковым, с его супругой Екатериной Владимировной, которые опекали меня, с главой нашей делегации Игорем Борисовичем Казиковым. И все, что было связано с этой темой, находило глубокое внутреннее наполнение и в моем сердце – с возможностью ощутить себя в пространстве, где ты нужен, где в тебе есть потребность и где люди, окружающие тебя, нуждаются в этом взаимодействии.
Какие обязанности должен выполнять духовник на столь необычном послушании, на таком большом мировом спортивном форуме?
– Он должен быть в том месте, где в трудный для страны момент мы, осознавая сложность ситуации, понимали, что каждый должен делать свое дело. Да, есть мероприятия, которые ты организовывал, в том числе и спортивные, есть кто-то из тех людей, с кем ты взаимодействуешь здесь, в Москве, и кто звонил туда тебя поддержать. Мы, прощаясь с Николаем Александровичем Толстых (экс-президентом Российского футбольного союза, занимавшим высокую должность в оргкомитете Олимпийских игр в Лондоне), советовались, беседовали. Он позвонил в Рио-де-Жанейро тем, с кем общался. Я прилетел туда и почувствовал, что меня ждут.
Что касается обязанностей. Была организована часовня, куда спортсмены могли прийти и помолиться. Но находиться в часовне и ждать, что к тебе придут… Нужно было идти к тем, кто еще даже не знает, что ты здесь. Я помолился: «Господи, куда мне пойти?», отслужил Литургию, с помощью настоятеля храма Мученицы Зинаиды священника Сергия Малашкина организовал церковную жизнь в пространстве часовни и получил от него поддержку, помолились вместе в храме в Рио-де-Жанейро – и что-то уже пошло. А вот где та мера, как определить распорядок дня? Господи, помоги! Вот ты зовешь Бога и ощущаешь Его живое присутствие. Чувствуешь внутреннюю потребность собраться и себя нагрузить внутренне, иначе в этом шквале событий, в этом потоке – порой бушующих – страстей тебя может разорвать...
Есть специфика жизни людей в Бразилии. С одной стороны, их вера (они христиане, католики) и статуя Христа Искупителя впечатляют… Люди живут в очень криминальном городе, в стране, где много беззаконий, страшных беззаконий… Давайте будем откровенны: люди приезжают в Рио-де-Жанейро, чтобы там войти в состояние страшного разврата. Вот такая специфика жизни этого места, куда многие туристы для этого и едут. Там все это поставлено на поток. Там много того, что имело прямое отношение к Содому и Гоморре – Господь сжег эти два города, и вот этот пепел ты ощущаешь там; порой, в том числе и на спортивных мероприятиях, на открытии Олимпиады, опускал глаза в пол и читал вслух молитву – грохот, и треск, и вой, и шум, и ощущение, что ты находишься в преисподней, имели место.
Но во всем этом хаосе – живые души, люди, которых Господь любит. И ты только маленький инструмент, но через тебя сейчас действует Господь, присутствие Которого ты чувствуешь. И, помолившись в дни организации, я просил: «Господи, помоги, подскажи, с чего начать, куда направить свои стопы и где начать живое общение с людьми?» Да, я освятил Русский дом – так называется место, где чествовали наших победителей, дом болельщика. Я освятил место, где жили наши спортсмены в Олимпийской деревне, и штаб, где работали многие администраторы – это ведь целая команда людей. Медицинский центр, центр реабилитации.
В то же время где-то нужно было найти место для живого диалога. Есть часовня, но где место, где ты чаще будешь пересекаться с теми, кто тебя ждет? И, вы знаете, пришла настойчивая мысль – иди в медицинский центр. Я пришел туда, и это было то место, куда приходили все спортсмены – все нуждаются в медицинском центре: нужна какая-то помощь, какие-то советы, кому-то делали массаж в специальных комнатах. Но они ждут, они вот тут, они рядышком. Кого-то нужно было немного поддержать, кому-то – услышать необходимое слово от профессионала, доктора. И вот все рядышком.
И ты пришел туда и стал общаться с людьми, которые там находились, с врачами и со спортсменами. И со стороны врачей ты получил поддержку. Более того, один из них, ваш тезка, сказал: «Батюшка, можно я буду вашим послушником?». И более того, этого Сергия перевели жить в бокс, где находилось два номера. Одним из них была часовня, а в другом жил он сам. И вот он приходил, помогал, молился утром, вечером, приглашал спортсменов, был связующим звеном, рассказывал, давал мой телефон, хотя телефоны висели в разных местах, где находились спортсмены. Но одно дело – висит объявление, а другое дело – живое слово. И Сергий стал моим большим помощником.
А вообще, первыми, с кем я на Олимпиаде, столкнулся сразу, были девушки-гандболистки. Сразу, как только я приехал в Олимпийскую деревню, еще у меня в руках были все вещи, которыми нужно было наполнить часовню – и вдруг возле метро вся команда по гандболу собирается на первый матч с кореянками. И они: «Ой, батюшка!..». Подбежали, я их благословил иконой святого князя Димитрия Донского, прочел им свое стихотворение, пожелание девушкам. Потеплели глаза, какое-то живое общение… И знаете, я с ними общался чаще, чем с другими.
Я общался с разными спорт-сменами. Бывал на разных соревнованиях – Александр Дмитриевич Жуков подчеркнул те мероприятия, куда он хотел бы, чтобы я непосредственно направился и сугубо поддержал этих спортсменов. Это и синхронное плавание, и стрельба из лука, и велотрек, и греко-римская борьба, и плавание. Много всего. И, конечно, живое общение с людьми, в том числе – и на трибунах. Вы знаете, никто не сквернословил. А если у кого вдруг что-то прорывалось – аккуратное, вежливое, корректное слово пастыря и объяснение, почему этого делать не нужно. Когда ты сквернословишь, ты зовешь другую силу, темную. Она и тебя разрушит, и нанесет удар твоей команде. Ведь нужно с достоинством поддержать тех, кого ты любишь, с кем вместе находишься. Но в то же время ты не должен оскорбить достоинство других спортсменов иных сборных и свое достоинство.
Я неоднократно рассказывал случай из пастырской практики, из жизни известного священника протоиерея Валентина Бирюкова. Батюшка воевал – и в дни Великой Отечественной войны, будучи еще молодым человеком, обратил внимание вместе с сослуживцами, что пуля на фронте находила в первую очередь матерщинников и убивала их. Вы знаете, действовало: были порой такие попытки, но тут же: «Ой, батюшка, простите… ». И не возникало каких-то смущений. И вообще, общение было очень живым, естественным. Постепенно и те люди, которые, может быть, не ожидали такого тесного взаимодействия, стали испытывать потребность в твоем присутствии как пастыря, чтобы найти поддержку. А ты понимал, на кого тебе нужно опереться в этой ситуации: только на Бога.
И скажу честно: сугубо звал в помощь святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, конечно же, преподобного Сергия, ежедневно читал акафист святителю Николаю. Неоднократно служил молебны в течение дня: спортсмены приходили в разное время – у кого тренировка, у кого-то встреча, у кого-то восстановительные процедуры: не всегда они могли прийти в то время, которое было в объявлении. Молебен у нас всегда был в 11 часов утра. За исключением дней служб, конечно. Когда были службы, Литургии, тогда мы писали объявление, что молебен будет позднее. Но у спортсменов был свой режим, они нуждались в возможности помолиться в другое время – это было и вечернее время, и поздним вечером, и утром пораньше. Имело место то, что было естественным.
Батюшка, простите, скажу так: встретили гандболисток – надо было по пути встретить и волейболистов, и еще кого-то из спортсменов… Скажите, пожалуйста, как переживали спортсмены свои поражения и радость победы на Олимпиаде, с какими проблемами сталкивались? Что Вы, как пастырь, говорите в этих ситуациях?
– Нам всем бывает непросто, когда что-то не получилось. Но разве жизнь этим заканчивается? Я общался, и об этом уже говорил в некоторых интервью, ведь интерес к священнику, находящемуся на послушании, есть со стороны разных людей, имеющих отношение к средствам массовой информации. Приходилось общаться с корреспондентами, потом просматривать, что они написали, потому что бывают какие-то некорректности, ошибки. Надо отдать должное – все предоставляли материал, и можно было внести небольшие коррективы. Ощущение семьи присутствовало. Это одна семья, где каждый должен сделать свое дело – спортсмен свое, тренер свое, доктор свое, администрация свое, а священник должен был сделать свое.
И когда люди нуждались в этом слове, в живом слове, Господь его давал – чтобы рану уврачевать, а вместе с тем призвать этих людей осознать для себя: да, сейчас на этой площадке мы представляем огромную страну, ту страну, которую пытаются унизить, оскорбить, сломать, но твоя миссия как священника – это не дела политики. Оставим этот удел тем, кто этим занимается. Ты прибыл туда с миссией мира, единения и любви. И отрадно, что в наших спортсменах (и это не праздные слова и дежурные высказывания, а то, что я почувствовал) было достоинство, за них не было стыдно.
Да, порой уступали, в том числе и на последних секундах, но упрекнуть этих людей я не могу. Я не могу, потому что это теперь часть моей семьи, это те, кто боролся, сражался, но что-то не получилось. Один корреспондент спросил меня, в частности, про волейболистов и ждал, наверное, какой-то не такой от меня реакции. Я сказал, что не хочу говорить о близких мне людях некорректно. Такое право я имею. Люди отдали всех себя, но не сложилось что-то, не получилось. А то у меня не бывает так? Или у нас с вами не бывает? Разве можно сейчас ощутить себя в стороне от тех, кто совершил маленький подвиг там, на Олимпиаде? Давайте будем понимать, что в этих условиях тяжелого давления, более того, порой агрессивного отношения, порой неприятия… Осознайте: 19 стран подписались, чтобы мы не участвовали в этих играх! 19 стран нас не хотели там видеть. Наши флаги порой растаптывали, с нами не здоровались, нас не хотели поздравить с победой.
Я не хочу сказать, что так поступали все, – конечно, нет. Я видел и другое поведение со стороны иностранных спорт-сменов, другое отношение, уважение. Ребята из разных стран подходили ко мне как к священнику и здоровались, брали благословение, просили пожать им руку и с ними сфотографироваться. Это были и европейцы, и афроамериканцы, и ребята из азиатских стран. Было нормальное взаимодействие. К сожалению, есть и другое. И об этом тоже нужно говорить. Но в отношении наших ребят я скажу, что ты ощутил себя частью этой семьи. И я дорожу каждым словом, которое сейчас произношу, потому что я не хотел бы кого-то из них сейчас своим отношением здесь, в этой студии… Вернулся – и, вы знаете, вот там кто-то… Нет. Было предстояние за свою страну, это был маленький подвиг, напряженный подвиг, отдача всех своих сил. Ну что-то не произошло, у кого-то что-то не получилось – в этот раз. Но эти люди у меня вызывают глубочайшее уважение своей готовностью отдавать свои силы, понимая, что за ними огромная страна, великая Россия, и они сегодня делегаты туда, где линия фронта.
И они, сражаясь там за свою страну, с достоинством и честью, что отстаивали, Сережа? Давайте будем с вами откровенны. Я как пастырь ощутил для себя, как никогда, – да, я об этом читал, слышал, я это воспринимаю и разделяю эту позицию, – но сейчас, в том общемировом противостоянии, где зло, увы, набирает силу, не существует больше такой страны, кроме нашей, которая этому злу может противостоять. Я подчеркиваю: речь не о спортсменах. Речь об идеологии, мировоззрении. А это сатанинская идеология, дьявольское мировоззрение, которое насаждается сегодня в мире. Не существует больше в мире такой страны, кроме России, которая сильна своей верой, Православием, готовностью учиться дружить, объединяться, жить в мире, но, когда нужно, явить мудрую силу, в том числе и на таких соревнованиях, показывающую, что мы живы, что мы готовы отстаивать свои национальные интересы, а вместе с тем с честью и благородством относиться к нашим соперникам. Я аплодировал спортсменам других стран. Прекрасные выступления. Ну как же можно не поприветствовать тех, кто только что явил красоту, изящество, умение? Но я не приветствовал внутренне проявления нечестного, неправильного, неблагородного отношения, являвшегося в отдельных представителях некоторых сборных.
Наша страна многоконфессиональна. Естественно, спортсмены и с Северного Кавказа, и из азиатской части. Как к Вам относились спорт-смены других конфессий, общались ли Вы с ними?
– Да, с большим уважением. И я к ним – с теплотою и поддержкой, к нашим ребятам – борцам, боксерам, были и девушки – неправославные христианки, баптистки. Вы знаете, с теплотою внутренней, с пониманием, что все мы – Божии дети, что все мы Богом любимы, ни про одного из нас Он не забыл, а вот каковы моменты этих отношений – это уже другая тема.
Понимаете, здесь есть еще немаловажное обстоятельство. Скажу, что порой кто-то из своих тебя не заметит так, как кто-то из тех людей, кто не является православным, но воспитан родителями в уважении к старшему и почтении к тебе. Такой человек может быть примером для «своих», которые такого отношения не выказывают. Знаете, были такие интересные примеры. Я проходил, сидят наши русские ребята. Нет, это был единичный момент, но он имел место. Это были волонтеры, приехавшие из России. Они большие труженики, много старались, помогали; среди них были и те, кто приходил на Исповедь, были и светские ребята.
И вот я подошел к столу, а они сидят, молодежь, общаются с тобой и не поднимаются. Я старше, они мне в дети годятся, и только один человек поднялся. Более того, меня сопровождал переводчик, тот, кто помогал мне в вопросах организации мероприятий. Он был старше меня, но выказывал мне отношение и уважение, и он мне потом сказал: «Батюшка, как-то нехорошо, почему же они не встали?». И я ему ответил: «Да, Георгий Александрович. Но разве мы здесь не сталкиваемся с таким поведением молодых людей? Сразу, в одночасье, невозможно все в один миг, нельзя, нарушены традиции. Мы должны понимать, что мы сейчас переживаем в нашей стране духовно-нравственный и патриотический кризис. И не все проникнуты этим пониманием, не все охвачены культурой поведения, не все разделяют даже какие-то взгляды, связанные с возрождением этих традиций». И вот тут, вы знаете, я скажу, с каким уважением ведут себя ребята с Кавказа! Руку пожмут, поклонившись, проводят тебя. Это ли не пример? Глубокое уважение и благодарность их родителям, которые их воспитали в таком уважении к старшим.
Батюшка, к сожалению, время у нас ограничено. Действительно, говорю это с досадой: то, что Вы сейчас рассказываете, достойно написать книгу. Последний на сегодня вопрос. Обратились к подрастающему поколению: чему может современный молодой человек научиться у наших олимпийцев?
– Этим молодым ребятам я хотел бы пожелать не останавливаться. Только чрезмерные усилия бывают плодотворными, умеренные – никогда, как написал преподобный Феодосий Киево-Печерский. Но эти усилия важно направлять в верное русло и понимать, Кто нам дает силу. И, совершая сегодня какие-то действия, возможно, достигая маленьких или больших высот во внешнем делании, помнить о внутренней работе, о молитве, о таинствах Церкви, о чтении Божиего слова – это тренировка внутреннего человека. Как постепенно тренируется внешний человек и достигает результата, так же должен тренироваться человек внутренний – эта жизнь закончится, и с чем пойдем туда? Если мы с Богом здесь отношения не выстроим, если здесь с Ним в живую связь не войдем, не ощутим искреннего, глубокого взаимодействия личности с Личностью, мы там с Ним не будем. Не Он нас не пустит в Небесное Царство – мы прозеваем свою жизнь, потратим ее на другое.
И еще. Подлетая к Москве после многих часов, проведенных в аэропорту, где мы много общались со спортсменами, со стюардессами, после пятнадцати часов перелета (и тоже живого, интересного общения, которое продолжается и дальше, это отдельная тема), я просил: «Господи, можно будет это написать? Что-то короткое, чтобы осталось в памяти у тебя и у тех, с кем, прощаясь, ты об этом скажешь». Уже была видна Москва...
Мы с победой вернулись домой.
Слава, честь у родного порога.
Не забудь со смиреньем,
друг мой,
В благодарности
вспомнить про Бога.
Вот так.
Спаси Господи!
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.