Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (885) → Протоиерей Димитрий Ничипорук: Крест – знамение христианской победы

Протоиерей Димитрий Ничипорук: Крест – знамение христианской победы

№36 (885) / 20 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

Наша сегодняшняя тема созвучна с наступающим праздником – «Крест».

Расскажите, пожалуйста, на какие мысли и дела подвигает нас наступающий праздник?

– Прежде всего, хочу всех поздравить с наступающим праздником Воздвижения Креста Господня. Несколько дней назад мы отмечали праздник Рождества Пресвятой Богородицы – первый значимый в череде церковных событий. Следующий за ним – Крест Господень. Все это связано с тайной Боговоплощения, искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа, Который принес бесценную жертву на Кресте, чем дал возможность всякому верующему в Него войти в жизнь вечную.

Почитание Креста известно с самых первых веков. Однако после завоевания палестинской территории Римской империей был разрушен Иерусалимский храм, а сама местность, где жил, проповедовал и страдал Господь, на два века выпала из церковного круга. Основная масса христиан оказалась в других местах, проповедь велась на задворках Римской империи, а Иерусалим был забыт до Миланского эдикта, заключенного императором Константином в 313 году.

С этого времени христианство получило свободу исповедования, и проснулся интерес к землям, где проповедовал Сам Христос. Была назначена экспедиция, которую возглавила мать императора Константина Елена, по поискам Животворящего Древа Господня. Она увенчалась успехом – на месте, где находилась гробница, где был положен Христос, обрели три креста, и надо было определить, к которому из них прикасалось бесценное тело и кровь Христа. Мудрейший митрополит Макарий предложил приложить к древу креста женщину знатного происхождения, много лет страдавшую недугом. После того, как ее приложили к каждому из крестов, у третьего произошло чудо ее исцеления. Так определили Животворящий Крест Господень. Таким образом, праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня – единственный праздник, который не берет свое начало из евангельских событий и возник только в IV веке.

На месте гроба Господня, там, где был обретен Животворящий Крест, построили храм Воскресения Христова. На 13 сентября 335 года назначили его освящение, а 14 сентября по юлианскому календарю было постановлено почитать Воздвижение Креста Господня.

Таким образом, в этом празднике мы вспоминаем исторические события, но и сама символика Креста говорит нам о поклонении Кресту Господню как одной из величайших святынь христианской Церкви.

Скажите, пожалуйста, если этот день обретения великой христианской реликвии, то почему он постный?

– Есть несколько церковных праздников, несущих на себе печать скорби. Например, день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. С крестом связаны великие события, мы их вспоминаем как страсти или страдания Христа на кресте. В этот день неуместно заниматься увеселительными мероприятиями, уместными в праздники Рождества Христова или Пасхи. Это и праздничный день, и день великой скорби.

Сейчас у многих людей крест ассоциируется либо исключительно с христианством, либо исключительно с кладбищем. Это символы, как мне кажется, далекие от того первоначального значения, которые имел крест для первых христиан и современников евангельской истории. Принципиально ли то, что изменилось это значение?

– Думаю, кардинально и принципиально отношение к кресту поменяться не могло. Крест – это знамение христианской победы. Трудно представить, как рассуждал сатана, когда настаивал на том, чтобы Христа распяли на Кресте. Может быть, он считал, что, убив Богочеловека, нанесет ущерб Богу. Но произошло так, что крест стал знамением его бессилия. Крест для нас – знак победы Бога над сатаной. Могущество Божие не поддается логике обычных рассуждений, поэтому Господь, преодолевая смерть, воскресает. Так что и для первохристиан, и для всех нас крест всегда будет оставаться знаменем победы, свидетельствующим о бессилии сатаны перед Богом.

Традиция ставить кресты на могилах или поклонные кресты – древняя практика, восходит она к первым векам христианства. В Римской империи христиане не могли позволить себе ставить кресты на могилах, потому что за это убивали в буквальном смысле слова. Но на задворках Римской империи находят надгробные плиты, где иссечен христианский крест, относящиеся к самым ранним христианским временам. Мы знаем, что Григорий Армянин ставил кресты на могилах мучениц и учил своих последователей почитать крестное знамение.

Мы знаем церковное Предание, говорящее, что апостол Андрей, придя на киевские холмы, водрузил там крест, и так делали многие апостолы. Это означало, что в этом месте начинается проповедь Христова. Равноапостольная княгиня Ольга тоже водрузила крест на реке Великой в том месте, где три луча с неба сошлись в одной точке. Традиция – использовать крест для обозначения того, что здесь живут христиане и проповедуют о Христе. В древности многие населенные пункты ограждались крестами.

Вопрос телезрительницы: Сохранилась ли большая часть Животворящего креста, ведь по многим странам, епархиям, храмам разошлись его частички?

– К сожалению, Креста в первозданном виде не осталось. Патриарх Иерусалимский говорит о том, что популярность Животворящего креста была столь велика, что он разошелся по частицам по всему свету. Основная масса христианских ценностей и святынь погибла во времена войн с Османской империей, когда пали Константинополь и Византийская империя.

Многие христианские храмы и монастыри могут сейчас засвидетельствовать, что у них есть величайшая святыня – частичка Животворящего креста. Хотя, вполне вероятно, что в Средние века были и шарлатаны. Но смущаться не надо, ведь Господь иногда даже наши намерения принимает за содеянное дело. Если мы видим, что присутствует такая святыня, надо прикладываться с молитвой и верой, и, поверьте, Господь будет воздавать ровно такую благодать, которая бы происходила из того самого источника, на который мы можем рассчитывать.

Мне припоминается изображение Спасителя, которое я видел в интернете, где Он изображен на электрическом стуле. Это современное орудие казни воспринимается гораздо сильнее, нежели крест, который нами уже не воспринимается как страшная казнь. И ведь Господь говорит нам: возьми свой крест и иди за мной. Ведь получается страшная картина.

– Конечно, я боюсь оскорбить чувства верующих людей, но, думаю, если бы Христа казнили на электрическом стуле, мы сейчас сказали бы: возьми свой стул и следуй за Ним. Тогда крест был таким же орудием казни преступников. Но что сделало крест объектом особого почитания? Именно смерть на нем Христа, подвиг Его искупительной жертвы. С этого момента мы начинаем почитать крест как особую святыню христианского мира.

Взять крест и следовать за Господом буквально означает – исполнять заповеди Божии: десять ветхозаветных, которые никто не отменял, и заповеди, оставленные Христом в Святом Евангелии, следовать тому, чему учили Его ближайшие ученики – апостолы.

Смерть на кресте была проявлением великой любви Божией. Как сказано у апостола Иоанна Богослова, Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы каждый верующий не погиб, но имел жизнь вечную. По сути, крест – это символ любви. Господь страдает на кресте, сострадая людям, и искупает грех людей. Поэтому, когда мы говорим о несении креста и отвечаем на призыв Христа следовать за Ним, это означает, что мы должны сострадать людям, возлагать на себя страдание другого человека. В этом смысл христианской жизни. Жизнь не ради себя одного, своих эмоций и амбиций, а ради того, чтобы помогать ближним, – это и есть настоящее несение креста.

Вопрос телезрителя из Ейска: Вопросы о молитве «Да воскреснет Бог». Как понимать слова «честной крест» и «радуйся, Кресте Господень»? И почему говорится «да воскреснет Бог», если Он уже воскрес?

– Очень хорошо, когда человек читает молитвы и задумывается над смыслом их слов. Как сказал преподобный Серафим Саровский, Господь внемлет нашему уму.

Что касается обращения ко Кресту как к одушевленному предмету, понятно, что это символично. Надо помнить, что это было орудие искупительной жертвы, поэтому к нему такое особое отношение. Слова «Да воскреснет Бог» взяты из псалма, когда Христос еще не был воскресшим. Кроме того, в Царствии Небесном нет времени в нашем понимании, поэтому эти слова надо понимать как желание всех верующих о том, чтобы воскресение Христа произошло. Честной крест потому, что он достоин чести, которую мы ему воздаем. Поэтому молитесь без смущения.

Вопрос юного телезрителя: Если сам вырезал крестик из дерева и не освятил его, считается ли он святым?

– Есть молитвы, направленные на то, чтобы освящать крест. Но на одном из Вселенских Соборов было постановлено почитать всякий крест. Поэтому если человек делал крест с добрым намерением, с тем, чтобы пользоваться им как христианской святыней, думаю, сам силуэт креста сам себя освящает. Поэтому, думаю, любой крест достоин почитания, и каждый является знамением поражения сатаны.

Может быть, кто-то из петербуржцев помнит, что когда был закрыт Иоанновский монастырь, где покоились мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского, то рядом с криптой иссекли крест, и люди приходили и лобызали его. Этот рукотворный крест сохранился до сих пор, и думаю, он освящен сам по себе.

Вопрос из группы «ВКонтакте»: В чем суть жертвы Христа, почему Он Спаситель, и от чего и кого Он спасал?

– Символ креста Господня берет свое начало с самых первых строк Священного Писания. Мы знаем, что Адам и Ева, соблазненные змием, вкусили плоды от древа познания добра и зла. Но когда мы читаем внимательно, мы замечаем, что было и древо жизни. Скорее всего, древо жизни является символом креста Господня.

Мы знаем, что во времена Ветхого Завета все люди, кроме праведников, которые покоились в лоне Авраамове, уходили в шеол, то есть в ад. Единственное, что извело их оттуда, – Воскресение Христа. Мы знаем теперь, что каждый человек, веруя во Христа, может освободиться от греха, поэтому мы называем Его Спасителем. Спаситель от греха и вечной смерти.

Вопрос телезрительницы: В свое время моя мама привезла из Иерусалима крестик для моего сына. Поскольку сын был маленький, то крестик детский. Этот крестик очень дорог ему, и я хотела облить его серебром, чтобы увеличить до размеров крестика для взрослого человека. Допустимо ли это?

– Нет ничего плохо, если вы украсите крест, как вы задумали, чтобы эта святыня всегда оставалась с вами.

Прагматический вопрос о нательных крестиках: как относиться к крестикам, на которых нет изображения Спасителя, и можно ли женщинам в отдельных случаях надевать их поверх одежды?

– Понятно, что к кресту нельзя относиться, как к украшению. Значит, нельзя демонстрировать его в этом качестве. Если же он случайно оказался на поверхности одежды, ничего страшного в этом нет.

Надо понимать, что на первых крестах, которые стали почитаться, не было изображения Христа, но они от этого не были менее значимы. Насколько я знаю, до никоновской реформы было даже запрещено изображать на кресте Спасителя. Поэтому не стоит этим смущаться.

Возможна ли радость при несении креста? Ведь это представляется скорбным подвигом, но при этом апостол заповедует непрестанно радоваться. Как это сочетать?

– Мать, которая видит страдания ребенка, в молитве может говорить: «Господи, дай лучше пострадать мне, но освободи его».

Если это произойдет, то несение ее материнского креста будет для нее радостным. И это принцип, который действует во всех ситуациях, так что несение креста может быть радостным.

У всех нас есть свои послушания, работа, обязанности. Бывает, конечно, что кому-то работа не в радость. Но для многих это радостно, а ведь это, по сути, тоже несение креста, следование за Христом. Радоваться при этом не только возможно, но так и должно быть.

Перед тем как дать заповедь о несении креста, Господь говорит, что надо отвергнуться себя, своих близких. Насколько надо это сделать?

– Мы должны отвергнуться от того, что мешает нам следовать за Христом, в том числе, если это делают наши родные и близкие. В этом смысле мы должны сделать выбор в пользу Христа, но это не значит, что мы должны относиться к ним с презрением. Мы должны молиться о них, пытаться объяснить. Если человек не может воспринять слова, тогда ограничиться молитвой, которая может быть более действенна.

Что касается отвержения себя, Господь не требует от нас истязания или страдания, но сострадания. Чтобы мы могли почувствовать боль другого человека, вместе с ним понести утрату. Если мы намеренно будем причинять себе страдания, это не угодно Богу. Апостол Павел говорит в Посланиях, что даже если отдам свое тело на истязание, но, если не имею любви, все это будет напрасно. В христианстве на первом месте всегда стоит любовь и сострадание. Как любящее материнское сердце страдает за ребенка, просит переложить его страдания на себя из чувства любви к нему. Если человек лишен этого чувства, для него ничто не будет в радость.

Вопрос телезрительницы: В молитве о детях есть слова «Господи, прикоснись к сердцам детей моих (имена) и крестников (имена)». У меня нет крестников, и я молюсь за своих внуков. Можно ли так делать?

– Никто не запрещает поминать внуков вместе с детьми, но надо отличать детей по крови и детей по духу. За детей по крови вы отвечаете и за духовное, и за светское воспитание. Что касается крестных детей, вы будете отвечать перед Богом за их духовное воспитание – какие усилия вы приложили к тому, чтобы они стали верующими и церковными людьми, как вы помогли им и их кровным родителям в том, чтобы они научились молиться, готовиться к Исповеди и Причастию, привилась любовь к чтению Священного Писания. В данном конкретном случае я бы поминал внуков вместе с детьми.

Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: Стоит ли рассматривать свою светскую работу как послушание? Если да, то каковы его границы в профессиональной сфере? Является ли покорность власти, поставленной над тобой, сама по себе крестом, необходимым нам для приобретения смирения?

– Когда Господу принесли монету, Он ведь сказал: отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божие. На работе надо выполнять возложенные на тебя обязанности и через это нести смиренное послушание. Если человек выполняет работу как повинность, которая в тягость, наверное, лучше найти такую, которая бы приносила радость. Ведь если человек недоволен чем-то на работе, от этого мало пользы не только ему самому, но и окружающим. Воспринимать работу как крест, который надо безропотно тащить на себе, мука, которую нести не стоит. Надо выбрать работу по сердцу, чтобы она приносила радость не только вам, но и окружающим.

Вопрос телезрителя: Когда молюсь, у меня возникает желание взять нательный крестик в руку и прижать к сердцу. Как к этому относиться?

– Наверное, ничего зазорного в таком желании нет. Крест, который мы носим, символ нашего христианского исповедования. В Православии мы молимся на образ, как мы смотрим на икону, а не прижимаем к себе, так, наверное, и с крестом. Но если человек чувствует особую благодать, исходящую от креста, и у него появляется желание прижать его к сердцу, ничего зазорного в этом нет. Однако, если это какая-то экзальтация, эмоция, Православие предостерегает от таких проявлений. К сожалению, такое допустимо в западной традиции, а у нас это граничит с состоянием прелести. В таком случает этого надо избегать.

В светской среде существует представление о Православии как скорбной религии, и, в первую очередь, символ этой скорби – крест.

– Нельзя согласиться, что это символ скорби, хотя, с одной стороны, крест – объект, связанный со страданиями Христа, но, с другой – символ нашей победы над сатаной. Крест должен вселять веру.

Апостол Павел говорит: всегда радуйтесь, за все благодарите. Как люди составляют такое представление? Приходят в церковь, городские монастыри, видят монахов или как идет круг молитвы, и составляют мнение. Но ведь христиане собираются на вечерях любви, по-гречески агапэ, встречаются на праздники, и там можно петь песни, вкусно поесть, выпить красного вина.

Православие – религия, вселяющая радость о воскресшем Христе. Зайдите в течение пятидесяти дней после Пасхи в храм и никогда не встретите скорбного лица. После молитвы, доброго дела бывает такая радость, что она переполняет сердце. Как в одной притче, когда два человека сидят в комнате, и один из них просит другого доказать, что существует ветер. Пока не выйдешь из комнаты и не почувствуешь ветра, не поймешь, что он есть. Так и здесь. Почувствовать радость от церковной жизни можно, только когда ты вступишь в нее и почувствуешь. Строить же поверхностное мнение на основе внешних впечатлений просто не стоит.

Существует суеверное представление, когда случайно сложившийся в виде креста объект, например, ветви дерева, начинают особенно почитать. Как к этому относиться, и стоит ли искать такие крестики?

– Искать точно не надо. Но если это произошло, то, как говорит современный проповедник Алексей Ильич Осипов, не надо ни принимать, ни отвергать этого, но набраться терпения и молиться. Тогда со временем Господь откроет – чудо это или случайность.

Прошу Вас на прощание сказать напутственные слова в связи с наступающим праздником Крестовоздвижения.

– Поздравляю всех телезрителей и хочу напомнить, что, хотя крест связан с трагическими евангельскими событиями, тем не менее, это знамение нашей победы. Постараемся быть преисполненными благодарности за то, что мы причастны к этому орудию спасения человеческой жизни. Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Расшифровка:
Юлия Подзолова.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс