Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (885) → Протоиерей Владимир Волгин: Литургия – это сердце нашей жизни, сердце жизни Церкви Православной

Протоиерей Владимир Волгин: Литургия – это сердце нашей жизни, сердце жизни Церкви Православной

№36 (885) / 20 сентября ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №35 (884)

Знаете, батюшка, некоторые мои знакомые сказали, что мы остановились в прошлой беседе на самом интересном. Прошу Вас продолжить именно с того момента, на котором мы остановились.

– Да. Возвращаемся к молитве Евхаристической. Евхаристия, я еще раз повторяю, – это благодарение Бога за благодеяние, которое Он оставил нам в таинстве Божественной литургии – это сердце нашей жизни, сердце жизни Церкви Православной. Святейший Патриарх Кирилл, как и до него Святейший Патриарх Алексий, настаивает не только на посещении Божественной литургии как можно чаще, но и на Причащении. Народ Божий, я надеюсь, стал чаще причащаться: Святейший Патриарх говорит, вместе с Архиерейским Собором, что причащаться нужно как можно чаще.

Мы живем в ужасном мире. Он нас разрывает на части, заражает всякими страстями, утомляет, изматывает. И где нам черпать силы? Конечно, можно в физкультуре и спорте. Но это не духовная сила, это физическая сила воспитывается в человеке. А духовная? Душа? Умирает. Душа умирает необлагодатственная, и чтобы противостоять этому духу современности, духам злобы, Святейший Патриарх призывает нас вместе с Архиерейским Собором и постановлением Церкви как можно к более частому принятию Святых Христовых Тайн. Так же, как и Древняя Церковь, которая видела только в этом свою силу, свое противостояние дьяволу и страстям.

Итак, мы остановились на словах «невидим, непостижим». Господь никогда не может быть постижимым. Он только отчасти может быть ведом нам и отчасти постижим нами в Его жизни, которая касается частной жизни каждого из нас.

Я встречаю очень много христиан, которые говорят о чудесах, происходящих в их жизни. Они свидетельствуют, что это от Бога, и понимают, что Господь через эти чудеса несколько приоткрывается им в Своей благодати и свидетельствует, что это не они, не стечение обстоятельств, не случайность, а что именно с Богом связано то чудо, о котором они рассказывают. Это, если хотите, ведение о Боге. О Боге-любви, Который промышляет не только о мире. Я встречал людей, которые говорят: «Нас же здесь более 7 миллиардов человек. Как же Он может печься о каждом из нас?». Да, Господь заботится о жизни каждого из нас, Господь участвует в жизни каждого человека. И тот, кто испытал на себе чудо явления Божией благодати, чудо явления Его любви свидетельствует об этом, ведая, что это Господь. Но он не может ведать о безграничности Его любви, о безграничности Его Божества, о всеведении Его, так же, как мы не можем проникнуть в тайну души человека, тем более – в тайну Духа Божественного.

«Присно Сый невидим, непостижим, присно Сый». Что же такое за слово «присно Сый»? «Сый» – это имя Бога. Это не простое слово «Сый». Его нужно произносить с глубочайшим благоговением, потому что это одно из имен Господа. «Сый», как свидетельствуют отцы Церкви, означает Господь Саваоф. Саваоф и «Сый» – идентичные слова.

Что значит это слово? Это значит – Господь воинств. То есть у Господа полки, мириады ангелов, которые вместе с Ним сослужат и которые участвуют в Промысле Его в этом мире. Ангелы Небесные, вне зависимости от их чинов, приближены они или отдалены, исполняют четко волю Божию о своей свободе, которую Господь дал ангелам так же, как и человеку. И поэтому Он есть Господь воинств Небесных, которые Он сотворил. К сожалению, часть из них отпала из-за грехопадения Денницы. Вознамерившегося престол построить выше, чем Бог Отец, он, тварь, то есть творение, возвысил свой голос на Творца.

Смотрите, как опасно роптать на Бога – как опасно нам, если хотите, сравнивать себя с Богом, как опасно для нас непочитание Его, неслышенье Его, непонимание того, что Господь хочет творить и сотворить в этом мире. Но ангелы Небесные, окружающие Господа, находятся в Его послушании. В беспрекословном послушании. И по образу этого послушания нам рекомендуется слушать своих духовных отцов, если они безусловно опытны. Слушать и покоряться им, не задавая никаких вопросов. Структура Небесной иерархии, структура послушания распространяется и на Церковь Божию.

Сый Господь воинств. Вы помните, как Господь Иисус Христос сказал: «Неужели ли Я не могу умолить Отца своего, и Он пошлет легионы ангелов, которые Меня могут уберечь от смерти, которые противостоят этим духам злобы поднебесной, потому что Я больше, чем они». Господь больше, чем они. И Господь медлит совершить эту победу, чтобы рождались другие люди, чтобы им был определен путь либо к спасению, ну или, не дай Бог, к погибели, чтобы люди, нарождающиеся в этом мире, старались бы жить по заповедям Божиим и спасаться, и становиться гражданами Царства Божиего, ни в чем не укоряя Господа в Его, может быть, непостижимом Промысле.

Вот мы укоряем власти свои. А кто мы такие, чтобы укорять власти земные? Мы ничего не понимаем во власти земной. А Церковь понимает, что эти люди, во-первых, избраны Богом, во-вторых, руководимы Им. Иногда они ставятся на то, чтобы стать бичом для народа, чтобы наказать его, чтобы через наказание этот народ привести к Богу. Или же чтобы снова открыть врата в Церковь, которые приведут к вратам Царствия Божиего боголюбивых людей.

Вот сейчас у нас такая власть, хотя многие ее не понимают, которая приводит нас к вратам Церкви и к вратам Царствия Божиего: они верующие, они стараются исполнять заповеди Божии, они любят Церковь. И, любя Церковь, этот человек или эти люди не могут не любить свой народ, свою страну, нашу Русскую землю, нашу Россию.

И они тоже управляют воинством по образу Бога, но земным воинством, которое так же должно подчиняться безукоризненно им, как воинство Небесное, управляемое Господом ради спасения людей, ради спасения этого мира и ради восьмого дня творения.

«Присно Сый такожде Сый» – Ты, единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Пресвятая Троица называется «Сый». Называется Господом, поскольку Она нераздельна, единосущна, поскольку мы верим в Бога триединого, и все согласуются друг с другом, и исполняют одну и ту же волю по отношению к миру, к ангелам и к человеку.

«Ты от небытия в бытие нас привел еси». Какая должна быть благодарность за то, что мы живем, что Господь нам дал жизнь! Это тоже вмещается в слово «Евхаристия»: благодарение, что Ты нам дал жизнь, за то, что нас не было – и Ты нас сотворил, дал этот удивительный мир, удивительную жизнь… Даже при самых отчаянных обстоятельствах жизни многие люди, отчаявшись, некоторые доходят до безумия, не понимая воли Божией и Промысла, и доводят себя до самоубийства. Но разве их много? Может быть, таких доля увеличивается в этом мире. Но все люди, невзирая на все несчастья, думают о лучшем. Они не хотят покидать этот мир.

Для нас, христиан, есть вечная жизнь и есть надежда на вечную жизнь, на блаженство, которое мы не испытываем здесь, но которое можем испытать там. Вечное блаженство, вечное наслаждение, вечную радость, где не будет ни скорби, ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Какое благодарение нам, которым дана наша жизнь через наших родителей. Но истинным родителем является Господь. Поэтому Господь говорит: «Кто не возлюбит больше, чем отца и матерь, жены и детей, тот меня недостоин». Да, потому что единственным родителем, творцом нашим является Бог через наших родителей и через наших близких.

«Присно Сый, такожде Сый, Ты, и Единородный Твой Сын, И Дух Твой Святый…». Ты, единородный Твой Сын и Дух Твой святый – единородная Троица Святая. Ты – начальник воинств, «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее». О чем говорится здесь? Я стараюсь вслух читать эту молитву, и прихожане радуются, что они участвуют в ней. Понятно, что Он отпавших нас от Бога из-за преступления Адама и Евы, которые не могли самостоятельно до подвига Иисуса Христа, Который искупил наш первородный грех на протяжении многих тысячелетий, войти в Царствие Небесное независимо от своей праведности. Он «отпадшия воставил еси паки», то есть всегда восстанавливает нас. Он готов нам потянуть руку, как апостолу Петру: «Господи, спаси меня, погибаю!». И Господь протянул ему руку и в лодку, в которой переплавлялся на другой берег, взял. И вот Он «отпадшия» нас, тонущих в бездне грехопадения, в бездне отпадения нашей от Бога, восстанавливает – и готов всегда нас восстанавливать и приводить к Царствию Божию. Несмотря на наши грехи, Он Свое творение не забывает, любит, продолжает любить бесконечной Божественной любовью.

«Не отступил еси, вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее» то есть от нас, рабов греха, Он не отступил и все время стучится в двери нашего сердца, все время говорит: «Я здесь, с тобой, Я готов тебе помочь, ты без Меня ничего не сможешь сделать – ни от какого греха ни освободиться, ни от какого зла ни отойти. Только Я тебе могу помочь».

«И царство Твое даровал еси будущее» – нам, которых Господь призывает к Царствию Небесному и хочет помогать, если мы хотим, чтобы Господь нам помогал. И будет свидетельствовать об этом всегда. Ни с какой страстью, даже с самой маленькой, мы никогда не сможем избавиться без помощи Божией. Нам надо молиться. Вот ко мне люди приходят и говорят, что молятся. Я спрашиваю: «А как?». Отвечают: «Ну, вот, читаем молитвы». Читайте, молодцы, замечательно, но нужно не просто читать, нужно вопиять, кричать Богу. Как апостол Петр: «Спаси меня, Господи, погибаю!».

Он понял, что погибает, а мы не всегда понимаем. Да, батюшка?

– Говорят свидетели, когда человек тонет, он кричит: «Спасите нас». А здесь вот этот крик такой же по подобию и быть должен у нас во время молитвы. Как у апостола Петра.

«О сих всех благодарим Тя» – о Твоем искуплении, Господи, то, что Ты послал Сына Своего, то, что Ты нас спасаешь через Него: «благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святого о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас », ведь без помощи благодати Духа Святого не справиться нам. Поэтому преподобный Серафим Саровский говорил о цели христианской жизни – стяжать Духа Святого. Если мы стяжаем Его, то мы – в безопасности, и мы можем прямым путем достигать Царствия Божия благодаря Его освящению и благодаря, если хотите, Его подсказкам. Благодеяний очень много – мы ведаем какие-то благодеяния, какие-то не ведаем, какие-то не видим просто по слепоте душевной, какие-то видим и замечаем...

«Благодарим Тя службе сей». О Божественной литургии, о Божественной евхаристии, которую Ты оставил нам, Он говорит: «Сие творите в Мое воспоминание». Первая Божественная Евхаристия совершена Господом Иисусом Христом Своими руками.

«Благодарим Тя и о службе сей» – можно сказать, которую Ты заповедовал нам творить ради нашего спасения, «юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии многоочитии, возвышающиися пернатии» – которую Ты принял от рук грешника, такого, как я, священника. Несмотря на то, что здесь предстоят сонмы ангелов – серафимы, херувимы «шестикрылатии, многоочитии, возвышающиися пернатии»: Престол Божий во время Евхаристии окружен этими тьмами ангелов. И вот грешные, как я, грешный священник, совершающий Божественную литургию, несмотря на всю свою греховность, мы совершаем той благодатию, которая дана нам в Священстве. Благодаря молитвам херувимы, серафимы, ангелы, архангелы слетаются во время Божественной литургии к Престолу Божиему – представляете, и вот священник или архиерей, или священнодиакон, или алтарники стоят, не чувствуя этого, не понимая этого, к сожалению: у нас еще очи духовные не открыты. Мы стоим в сонме ангелов, в сонме святых, которые со страхов Божиим взирают на великое таинство – Божественную Евхаристию.

Батюшка, благодарю Вас сердечно. Необыкновенная передача у нас сегодня была – очень глубокая. Я заслушалась, и очень хотелось бы, чтобы время продлилось... Сердечно Вас благодарю, батюшка, и жду новой программы.

– Спаси Господи, храни вас всех Господь. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс