Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (884) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее образование

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее образование

№35 (884) / 13 сентября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №34 (883)

Юлия Александровна, давайте сейчас поговорим о плюсах и минусах домашнего образования.

– Готовясь к передаче, я проводила консультацию семьи, в которой ребенок обучается дома. Причина та, что он не посещал детский сад и не знает, в принципе, что такое большая группа, огромное количество детей и людей. Его родители сказали: «Нам просто было его жаль». И они имеют возможность подготовить документы, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение. Они пришли ко мне на прием с тем, что во время домашнего обучения у ребенка появилась масса проблем.

Первая проблема – та, что ребенок практически целыми днями сидит дома, не выходит на улицу: у него уроки, домашнее задание, а потом на улице темно. У него еще есть увлечение – он занимается изготовлением моделей, для этого тоже учитель приходит домой. У него нет друзей, он не общается со сверстниками: круг его общения – только взрослые, зрелые люди, подобные его родителям. Родители пришли к психологу с вопросом: «Это вообще вредно?» Когда я увидела этого ребенка, смотрящего на меня большими глазами, мне было очень трудно сформулировать то, что вообще происходит.

Конечно, это не хорошо! Я задала вопрос ребенку: «Скажи, пожалуйста, ты все время, со слов мамы, находишься дома, ты все время занимаешься, тебе хочется еще чего-то?» На что у ребенка был искренний вопрос в глазах, он спросил: «А разве есть что-то еще?» И мы понимаем, что кругозор ребенка очень ограничен: он даже не представляет, что есть что-то еще. Мама сказала: «Мы ходим в театр, кино, музеи по выходным. Мы гуляем в парке». Тогда я спросила у ребенка: «Скажи, пожалуйста, а у тебя друзья есть?» Он посмотрел на своих родителей и ответил: «Да, мои папа и мама». Здорово, когда папа и мама твои друзья, но мы в понятие друзей включаем не только взрослых, а еще и сверстников.

Это единственный ребенок в семье, ему не с кем дружить, и мы понимаем, что сейчас даже такой перспективы нет – дружить с кем-либо. Поэтому один из больших минусов системы домашнего обучения – неудачная социализация ребенка, то, как он понимает общество, мир и людей. Воспринимая окружающий мир через взрослых, он лишает себя возможности понимать, что мир – не только они, что есть тебе подобные дети, которые чего-то не знают, в чем-то ошибаются. Сейчас для него единственный ориентир и формат сравнения – взрослые, которые его обучают: не сверстник, с которым он мог бы соревноваться, не дети, которые лучше или хуже его, а взрослые, которые уже чего-то достигли. Восприятие мира у него носит однобокий характер.

Дальше этому ребенку будет очень трудно воспринимать действительность, которая разнообразнее, жестче, чем та, что он видит сейчас. Если мы посмотрим, что ждет такого ребенка в будущем, – такие клиенты тоже приходят и говорят о своих проблемах, они предъявляют требования и претензии родителям, которые не позволили им понять все в том откровенном виде, как нужно было узнать в свое время. Некоторые клиенты приходят и говорят: «Я – тепличный ребенок, которому не разрешили понять какие-то нюансы и сложности жизни, поэтому я этого не умею, я с этим не справляюсь». И дальше такой человек нуждается в сопровождении, чтобы снова его направлять и наставлять, как те педагоги, которые были с ним в детстве.

Следующий минус обучения дома – это формат отсутствия какого-то соревнования: у тебя есть образец, но нет конкурентов и, соответственно, нет двигателя, который бы привел к самостоятельной активности, к самообучению. Ребенок знает, что придет учитель и научит его и ему не надо ничего делать самому: ради чего, собственно говоря? А когда есть среда конкурентов, тебе нужно опередить кого-то или ты должен поступить каким-то образом, чтобы не оказаться хуже. Это наша жизненная ситуация, мы так себя ведем, оглядываясь и присматриваясь, выбирая какую-то стратегию, которая действительно нас отличит от кого-то или сможет нас как-то раскрыть, поскольку мы сравнили себя с другими. Здесь ребенок этого лишен.

Следующий минус – для ребенка имеют огромное значение педагоги как личности. Ведь, приходя в дом, они ведут себя не только как педагоги, но и как люди. И ребенок «считывает» с них какие-то личностные черты, ценности, жизненные приоритеты – он начинает видеть в них больше чем учителей-предметников: вообще учителей по жизни.

Тут возникает вопрос к родителям: «Вы уверены, что педагоги, которые ходят к вашему ребенку, действительно, как личности, примеры для подражания – зрелые, оптимальные?» Ведь ребенок никого больше не видит. В массовой школе, когда он смотрит на учителя и на других взрослых (на завучей, директора, других учителей, не только на тех, кто приходит в класс, но и вообще в школу), у него присутствует достаточно широкий диапазон ориентировки в учителях, и он понимает, что, наверное, ни за кем не пойдет и никто не идеален. А здесь ограниченный круг учителей, и появляется тот самый формат идеала, за которым мы идем.

По статистике, большинство детей домашнего обучения выбирают профессию педагога. Это логично, ведь в принципе, они больше ничего не видят. Круг специализации узок, и мы смотрим только на то, что рядом. У домашнего обучения еще есть масса минусов – здесь мы говорим об ограниченности каких-то моментов, которые в жизни гораздо шире. Какие же у него плюсы?

Я не случайно начала с минусов, потому что буквально на днях был звонок мамы, которая решала этот вопрос и просила сказать: «Что в этом плохого? Я вижу только хорошее!»

В момент принятия решения ей был необходим взгляд со стороны?

– Да, абсолютно верно. Мне кажется, таким родителям хорошо было бы еще поговорить с семьями, которые обучали ребенка на дому, с учителями, которые работают и обучают детей на дому: что они могут сказать по этому поводу. Более широкий взгляд на ситуацию позволит принять правильное решение.

Вы сказали, что ребенку не с кем сравнивать своих педагогов, не с кем сравнивать себя – проводить сравнительный анализ – и трудно находить свое место в этой жизни… Когда родители говорят о домашнем обучении, они имеют в виду индивидуальный подход, больше образовательных возможностей – развитие кругозора, больше информации и внимания к ребенку. А получается, что, наоборот, все однотипно и узко направленно.

– Вообще если заглянуть в плюсы, то домашнее обучение – это вопрос качества. То есть мы получаем действительно качественное знание. Педагог не отступится от ребенка, пока не поймет, что он знает тему. Но он будет работать над тем, что ребенок проявил, и это будет совершенствоваться, – а что не проявил, но имеет в потенциале (поскольку круг возможностей и проявлений узок), осталось замороженным.

И впоследствии к Вам приходят люди и говорят, что у них много замороженных качеств, что они очень хотели бы заниматься чем-то другим, но не умеют.

– Да. И первое из замороженных качеств – это неумение публично выступать, работать с аудиторией, контактировать с людьми. Те, кто был на домашнем обучении, общаются с людьми ненормально. У них не усвоен формат общения в плане «с кем можно, а с кем нельзя», они общаются неконфликтно, но неадекватно. Например, ко мне пришла женщина (ей 24 года), которая пытается наладить свою личную жизнь. Она обучалась дома, маме было некогда водить ее в школу. Сегодня у нее нет ни друзей, ни подруг, а ей уже хочется наладить семейную жизнь. При знакомстве с молодым человеком она сразу спрашивает: «Ты бы женился на мне?» И это первый вопрос во время встречи. На что я спросила: «А ты бы сама за него замуж вышла?» Она отвечает: «Да». Я говорю: «Но ты же знаешь его только пять минут или меньше». Она отвечает: «А что со мной не так, почему я не смогу с ним жить?»

В принципе, в себе она уверена: образованная, хозяйственная и умная. Понятно! Выходит, что общение не получается именно из-за домашнего обучения?

– Да. Навыки, формы и разнообразие общения, подстройка под того, с кем ты общаешься, подстройка под контекст общения – всего этого лишены дети домашнего обучения. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс