Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (884) → Протоиерей Владимир Волгин: Причастие – это сердце нашей Церкви, ради него Церковь существует

Протоиерей Владимир Волгин: Причастие – это сердце нашей Церкви, ради него Церковь существует

№35 (884) / 13 сентября ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №34 (883)

Отец Владимир, мы продолжаем разговор о Божественной литургии...

– Я думаю, мы все время будем возвращаться к этой многосложной теме. Священномученик Серафим (Звездинский) говорил, что эта тема бесконечна, и не хватит ни слов, ни книг, чтобы рассказать о Божественной Евхаристии. Мы с вами говорили о ней уже много раз, – но все время возвращаемся к ее началу: это таинство таинств, и глубину его невозможно измерить, осязать, сузить – невозможно вообще сказать достойные слова о Божественной литургии.

Священномученик епископ Серафим (Звездинский) был убежден, что до тех пор, пока будет совершаться Божественная литургия, земля будет приносить хлеб. И говорил, что он лично не беспокоится, будет земля приносить хлеб или не будет, не гадает об этом: земля будет приносить хлеб (пшеницу) ради Божественной литургии, которая совершается в наших храмах. И пока не угаснет совершение Божественной литургии, земля будет приносить и хлеб, и виноград (об этом свидетельствует святой, и я в это абсолютно верю). Поэтому, пока в наших храмах будет совершаться Божественная литургия, вряд ли кто-то из нас испытает чувство голода, может быть, только какое-то утеснение. Вот что значит Божественная Евхаристия. Мы, ходящие в храм, этого, может быть, не осознаем. Я пришел к этим словам епископа Серафима (Звездинского) достаточно поздно, веря в богатство этого таинства и в то, что оно является сердцем не только православной жизни, а всего мира.

Сейчас у нас храмы умножаются (не так быстро, как хотелось бы), и, к сожалению, мы в некоторых случаях испытываем нехватку священнослужителей, а иногда, даже тогда, когда построены храмы, – нехватку прихожан, но, тем не менее, я глубоко убежден, что там, где совершается Божественная литургия, обязательно рано или поздно соберется народ.

Помните святого праведного Алексия Мечева? Он совершал Божественную литургию на протяжении 8 лет в практически пустом храме (может быть, кто-то и был, но это были единицы). И он сетовал святому праведному Иоанну Кронштадтскому на то, что никто не приходит в его храм. На что святой Иоанн ответил: «Молись, продолжай служить, и Господь обязательно рано или поздно направит к тебе людей». И потом этот храм был переполнен.

Но он был старец, он был не обыкновенный священник.

– Думаю, если бы он не был старцем, он бы не совершал ежедневные Божественные литургии. Он стремился. Я глубоко убежден, что он стал старцем через ежедневное совершение Божественной литургии, насыщаясь благодатью Божией, которая дается во время Причастия Тела и Крови Господних, потому что Господь вселялся в него. И Алексий Мечев стал праведником, которого прославила Церковь, к которому стал стекаться народ, благодаря непрестанному совершению Божественной литургии.

Так же и отец Иоанн Кронштадтский совершал ежедневную Божественную литургию – он никогда ее не пропускал, не только живя в Кронштадте, но и находясь в поездках, плаваниях. Его душа насыщалась Божественной благодатью, которой мы все жаждем в той или иной степени, иные – осознавая (как отец Иоанн Кронштадтский, как святой праведный Алексий Мечев и как многие другие святые), иные – не осознавая, но чувствуя.

Я удивляюсь: народ Божий стоит в храме, стекается много людей. Почему они приходят в храм? Они многого не понимают в богослужении из-за того, что служба совершается на церковнославянском языке, из-за того, что не нашли или не заинтересовались теми книгами, которые могли бы раскрыть им глубину Божественной литургии, но, тем не менее, ходят, ходят и ходят. Почему? Они сидят на «игле» Причастия, – они чувствуют Божественную благодать, которая им дается в той или иной степени, и стремятся к тому, чтобы снова воспроизвести ее в своей душе. Потому что блаженство, которое человек когда-то испытал при принятия Святых Христовых Таин или при других таинствах, незабываемо.

Причастие – это ведь не однократное таинство, оно – сердце нашей Церкви, ради него Церковь существует. Другие таинства, такие, как Крещение, Миропомазание, однократны. Таинство Исповеди связано с Божественной литургией, поэтому оно неоднократно. Таинство Соборования можно проводить (это я унаследовал как бы в благословение от старцев) четыре раза в году над больными людьми. Таинство Венчания в лучшем случае должно совершаться один раз в жизни.

Но по церковным правилам может совершаться и три раза. Так?

– Может, но мы не советуем своим православным прихожанам трижды венчаться. Лучше один раз и навсегда. Если ты избрал жену или мужа, впрягся – неси свой крест до конца.

Но человек может, например, овдоветь… Три раза не возбраняется венчаться, Церковью это признается. Адюльтер тоже повод для развода.

– Да, но это исключительные случаи. У нас ведь в современном мире все происходит по-другому: развелся – опять женился. Потом опять развелся – опять женился при живых женах или мужьях. Это уже отступление от канона. Мы все это понимаем и, конечно, руководствуемся правилами икономúи – покрытия людей в их слабостях. И мы думаем, что лучше человек будет иметь одного человека в мужьях или женах, чем пустится во все тяжкие.

Вернемся к неизреченному богатству – Божественной литургии, к бесконечной теме Божественной Евхаристии. Мы уже говорили о каноне. Канон – это правило. Божественная литургия состоит из шести частей – это канон, правило, образец, который никто из людей не может изменить. После святителя Иоанна Златоуста Божественная литургия уже никаким образом не изменяется. Но мы знаем, что Литургия апостола Иакова была очень пространной. Я как-то по милости Божией служил эту Литургию. Она очень протяженная, с очень поэтичными (хотя к Божественной литургии это слово не должно относиться), очень глубокомысленными словами, которые только Духом Святым могли быть в устах апостола Иакова.

Потом Литургия сокращалась: люди это не выдерживали, им нужно было заниматься своими делами. Церковь старалась, чтобы прихожане как можно чаще бывали на Божественной литургии, и поэтому не то чтобы шла в угоду людям, но шла в ногу со временем, в ногу с пожеланиями мира, ведь мир влияет на Церковь. Поэтому Василий Великий сократил Божественную литургию, но она минут на 10–15 длиннее Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста. Святой Иоанн пошел еще дальше. И сейчас мы в основном опираемся на Литургию святителя Иоанна Златоуста, который еще более ее сократил ради народа Божиего, чтобы люди не переживали во время Божественной литургии и Евхаристии о своих делах, а старались сосредоточиться на молитве и с миром уходили из церкви, не сетуя на длительность богослужения: Церковь идет вместе с миром, и Церковь считается с миром. Безусловно, не с нашими страстями, хотя и со страстями считается, учитывая время, в которое мы живем. И если раньше Церковь отлучала людей от Причастия на многие годы, то сейчас она старается этого не делать, а вразумлять человека, который совершил тот или иной проступок, грех по отношению к заповедям Божиим. Я помню, что старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отлучал людей от Причастия за смертные грехи всего-навсего на 40 дней.

Итак, возвращаемся к Литургии и Евхаристии (что значит «благодарение») святителя Иоанна Златоуста. Священник с воздетыми руками произносит: «Благодарим Господа!». После этих слов поет лик, то есть мы все должны были бы петь. Я надеюсь, что когда-нибудь и в нашем храме прозвучит хор прихожан. Ведь лик – это люди, стоящие в храме...

Не все умеют петь, не всем дан слух...

– Тем не менее, такая практика существует. Это было у святого праведного Алексия Мечева. Народная Литургия существует в Сретенском монастыре города Москвы и в других храмах. Может быть, эти примеры единичны, но они существуют. И если регент профессиональный, он может подсказать народу, выявить тех людей, которые фальшивят, позаниматься с ними.

Думаю, что в общем потоке, если народ поет правильно, то обязательно и те, кто поет неправильно, пристроятся к верному звучанию песнопений.

Итак, священник произносит: «Благодарим Господа!». За что? За благодеяние, которое дал Господь, оставив нам в этой земной жизни таинство Божественной Евхаристии, которой мы живем, через которую мы не только прикасаемся к благодати Божией, но более святые люди, чем мы, вмещают в себя Господа, и Господь живет в них. Господь касается и нас, и живет отчасти в нас, хотя бы на протяжении краткого времени. Но эти мгновения бывают ощутимы для нас, и поэтому мы снова и снова стремимся к Божественной литургии.

Священник читает замечательную молитву после того, как произносится благодарность Святой Троице – Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому. Почему-то считается, что эта молитва тайная. Это неправильно. «Тайная молитва» – это значит «молитва, относящаяся к таинству». Я все время сетую на то, что некоторые священники, даже на нашем приходе, к сожалению, не велегласно произносят эти молитвы.

Я хочу уточнить: это не тайна от прихожан?

– Да. Она не должна быть тайной для прихожан: приход – это стадо, центром которого является пастырь. И то, что совершает пастырь, не должно происходить втайне, он должен молиться вместе с прихожанами. У нас практика (во всяком случае, я практикую сам) велегласно совершать эти молитвы по Уставу Юстиниана I, императора Византийского, который говорил о велегласности чтения молитв, чтобы все прихожане, стоящие в храме, слышали их. Потому что иначе ход службы воспринимается отрывочно и непонятно, что за чем идет. А эти молитвы – звенья, в них – смысл последующих песнопений, исполняемых в церкви хором, символизирующим лик всех прихожан.

Священник произносит: «Благодарим Господа!», и хор поет: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Мы вступили в Царство Отца и Сына и Святого Духа, и поэтому мы поклоняемся Троице Единосущной и Нераздельной. Что значит «праведно»? Это значит – стараясь вести праведный образ жизни в кодексе заповедей Божиих, кодексе нравственной жизни православного христианина.

Священник читает молитву: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего…» – ведь Бог везде, и мы должны поклоняться Ему везде: для нас нет места, которое мы могли бы заподозрить в том, что там нет присутствия Божия.

«… Ты бо еси Бог неизреченен, недоведом, невидим…». Почему «недоведом»? Каждый человек в меру своей святости постепенно преисполняется ведением Божиим. Но как можно постигнуть бесконечное небесконечным? Поэтому для нас, людей, Господь всегда будет недоведом. Даже для самых святых и праведных людей.

«Невидим». Когда мы с людьми, приходящими к Богу, говорим о Господе, у всех сохраняется некая инерция представить себе Бога в виде какого-то образа – человека, животного, как изображали язычники в своих живописных произведениях, и так далее. Но не надо забывать, что христианское понимание Бога совершенно другое. Оно связано со словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что Бог невидим, Бог непостижим, Бог есть дух, Бог есть свет, Бог есть любовь. Ни о каком образе не говорится, только о свойствах Бога. (Продолжение следует)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс