Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (883) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее образование

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее образование

№34 (883) / 6 сентября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №33 (882)

Сегодня наша передача коснется темы домашнего образования: поступило очень много вопросов, касающихся именно о нем. Расскажите, пожалуйста, в связи с чем возникла ситуация, когда оно необходимо.

– Действительно, тема домашнего обучения детей на сегодняшний день стала очень популярной. С одной стороны, это связано с тем, что сейчас домашнее обучение разрешено родителям, и они видят в нем возможность индивидуального подхода к ребенку, возможность организовать обучение в соответствии с его способностями. Многие родители считают ребенка талантливым, иногда даже гениальным и благодаря домашнему, индивидуальному подходу видят возможность развития всех его способностей.

С другой стороны, домашнее обучение – очень давняя традиция. На Руси было престижно иметь какого-то человека или нескольких, которые бы приходили и занимались с ребенком. И ребенок действительно имел возможность развиваться всесторонне. Есть еще такой момент, когда современные родители не могут выполнить требования школы: ребенок неуправляемый, а родители устают слушать жалобы и замечания на него и говорят о переводе ребенка на домашнее обучение, раз школа справиться не может, – попробовать его обучать немного в другом режиме.

Собственно говоря, предоставление таких возможностей и выбора обучать ребенка в массовой школе или дома привело к тому, что современные родители начинают выбирать домашнее обучение. Но здесь на сегодня столько вопросов и столько плюсов и минусов, что очень важно об этом рассказать родителям, которые задумываются о домашнем обучении или уже приняли решение обучать ребенка на дому.

Если родители задумываются перевести ребенка на домашнее обучение, наверное, стоит выяснить вопрос, а какие показания должны быть для обучения? Ведь одного желания недостаточно?

– Абсолютно верно. Для начала скажу, что в Российской Федерации каждый ребенок имеет право на обучение, и, руководствуясь буквой закона, мы понимаем, что самое главное, чтобы ребенок обучался.

Соответственно, наше министерство образования разработало закон, в котором четко прописано, при каких условиях ребенок может быть рекомендован для домашнего обучения. Самое первое условие – состояние здоровья, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать общеобразовательную школу. Именно этот формат ключевой. Хотя и сейчас наши школы в целях инклюзивного образования пытаются оснастить классы специальными лестницами и оборудованием, чтобы ребенок мог в любом состоянии попасть в школу, но не каждая школа имеет эти возможности.

Если ребенок особенный, ему нужны особенные условия, а в школе по месту жительства этого нет, тогда готовят документы (перечень документов есть в интернете на сайте министерства образования), собирают показания от врачей – справки специалистов, что ребенку нужны специальные условия, с просьбой разрешить домашнее обучение. Это самый первый пункт и, на мой взгляд, практически единственный, за который родитель может зацепиться: в других обстоятельствах нужно смотреть на то, чтобы массовая школа помогала ребенку раскрыться, а не воспринимать это как мешающий фактор.

Второй момент – если видны неординарные способности ребенка. Например, он заметно опережает сверстников по уровню восприятия и понимания материала, и это настолько очевидно, что педагоги школы, которые уже начали его обучать (соответственно, домашнее обу-чение мы не рассматриваем, пока ребенок не пошел в школу вообще), замечают, что действительно ребенок опережает сверстников, что ему важно развивать свои способности, не останавливаться на достигнутом, и дают такое разрешение. Но здесь нужно, чтобы ребенок прошел ряд испытаний, они называются «тесты достижений», которые показывают, что действительно уровень ребенка заметно выше. Мы не можем, в силу возраста, посадить его в другой класс – соответственно, приходят педагоги, которые работают с ним индивидуально и идут вслед за его развитием, помогая ему с опережением, может быть экстерном, окончить школу.

Третий момент – когда ребенок асоциальный, неуправляемый и доставляет массу трудностей педагогу и одноклассникам. В таких случаях школа и родители говорят: «А может быть, выбрать какой-то другой формат обучения, чтобы изолировать такого ребенка от класса?» И школа подписывает документы на домашнее обучение. Здесь у родителей огромная задача: обучая ребенка на дому, не упустить и вопрос его дисциплины, научить его вести себя в обществе.

Это три момента, на которые следует обратить внимание, ключевой из них – состояние здоровья ребенка.

Если ребенок не подходит под эти три варианта, но родители задумываются о переводе его на домашнее образование, – что Вы можете сказать?

– Я бы сказала, что такие родители просто расписываются в своей беспомощности, вероятно, у них есть проблемы в адекватном восприятии школы, видя ее плюсы и минусы. Мы не можем сказать, что современная школа универсальна и оптимальна для каждого ребенка, в ней есть шероховатости. Но это первая адаптационная среда, которая показывает перспективу жизни человека в обществе. Дальше на работе ты можешь столкнуться с тем, что тебя кто-то может не воспринимать, тебя могут обижать, а школа – это первый этап представления того, что тебя ждет дальше.

Конечно, человек может выбрать себе по жизни условия тепличного варианта и организует свой быт, пространство и работу так, что будет минимально сталкиваться с определенными трудностями, но ведь это специальный подход. Ты должен понимать, от чего ты уходишь, а сейчас ребенок еще не понимает, чего боится родитель. Сейчас ни один ребенок не знает, что есть такой вариант, как домашнее обучение, и ни одному ребенку не придет в голову обучаться дома. В любом случае этот вариант ему сказал кто-то из взрослых; и сказал по какой-то причине. Я думаю, у того взрослого, который это предложил, есть какая-то психологическая проблема или взгляд на школу как на то, с чем он не справляется, и он понимает, что его ребенок тоже не справится.

Мне кажется, прежде чем что-то предлагать ребенку, родителю нужно подойти к психологу и сказать: «Вы знаете, мне жаль моего ребенка, я боюсь за него, мне страшно, что будет с ним в школе. Давайте мой страх, боязнь и опасения относительно ребенка обсудим и решим, почему я так себя веду, потому что с ребенком пока все в порядке».

Ведь можно понять родителей, которые искренне считают, что ребенок в школе научится всему плохому: в школе сосредоточивается множество детей, зачастую без присмотра и должного внимания и, соответственно, начинаются какие-то темные стороны жизни, пусть и детской.

– Я согласна, но именно такие родители забывают про самих себя, поскольку сейчас с той огромной положительной и отрицательной информацией, с которой ребенок приходит из школы, должны работать они: именно они начинают группировать, структурировать эту информацию и помогать ребенку понять ее так, чтобы она стала для него максимально полезной.

Даже если произошло что-то плохое, задача родителей – помочь посмотреть ребенку на эту ситуацию так, чтобы он извлек из нее какой-то очень важный урок.

Когда нет показаний, в стремлении к домашнему обучению я вижу только то, что родителю не хочется вкладываться в ребенка и после школы заниматься тем, чтобы начинать фильтровать все его знания и пытаться преобразовать их в какую-то полезную форму. Это элементарная родительская лень.

Юлия Александровна, дайте, пожалуйста, несколько рекомендаций по поводу домашнего образования.

– Исходя из того, о чем мы сейчас говорили, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что все-таки домашнее обучение – это форма обучения, которая показана специальной группе детей. Для ребенка, наверное, будет большой вопрос: «Мама, а почему я отношусь к этой специальной группе? С чем я не справляюсь?» Поэтому, уважаемые родители, предлагая ребенку специальное обучение, готовьтесь ответить на его вопросы: что же с ним не так и почему он попадает в эту специальную категорию. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс