Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №21 (870) – №33 (882)
Продолжаем разговор с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма в честь Софии, Премудрости Божией, города Москвы, о Божественной литургии.
– Знаете, Любовь Сергеевна, все время возвращаешься к первым словам канона. «Евхаристия» – это «благодарение». Но я хочу напомнить, что не случайно эта часть Божественной литургии верных названа Евхаристией, потому что все молитвы, которые произносятся священником в алтаре, мы стараемся произносить вслух, чтобы народ Божий слышал нас: эти молитвы преисполнены великим благодарением Богу, сотворившему Небо и землю.
Обратимся непосредственно к тексту этих молитв. По благословению Бога отца был сотворен мир. Его Сыном, Сыном Божиим «вся премудростию сотворил еси». И Евангелие от Иоанна говорит о том, что все Им было сотворено, Сыном Божиим – всем, кто хочет удостовериться в этих словах, предлагаю открыть Священное Писание Нового Завета: Евангелие от Иоанна Богослова. Эта удивительная часть Божественной литургии свидетельствует о торжестве благодати Духа Святого, о торжестве Пресвятой Троицы. Ведь Литургия будет совершаться до конца времени.
В одной из молитв Евхаристических сказано, что заповедь мы совершаем во время Евхаристического канона. Что же это за заповедь? Господь Иисус Христос, когда на Тайной Вечере преломил хлеб и дал ученикам вино, сказал, что это есть Тело и это есть Кровь, творите в Мое воспоминание. Эту заповедь Господь Иисус Христос дал в последний день Своей проповеди. На следующий день Его распяли. И вот я, когда думаю о наших с вами беседах, все время возвращаюсь к этим молитвенным словам и, если хотите, к духовному экстазу, связанному с Божественной литургией: ничего выше этого нет на земле. Это единственное древо жизни, к которому мы с вами прикасаемся и благодаря которому мы, не только праведники – я не причисляю себя к праведникам, – наследуем жизнь вечную. Это открывает в нас источники, которые ведут нас в вечную жизнь. Это благодать Святого Духа во время Причастия или с начала Божественной Евхаристии настолько сильна, что удерживает нас, не скажу – от страстей, в данном случае – от их воплощения, завершения, реализации. И если бы не было благодати Святого Духа, то давно бы, говорю я себе, мы были бы в болоте, тонули бы, захлебывались бы в грязи человеческих страстей.
Я слушала одну программу на нашем же канале. Такая статистика: где-то 90% русского населения называют себя православными верующими, но из них лишь 5% ходят в храм и причащаются. То есть получается, что остальные 85%, если следовать Вашим словам, «захлебываются»? Это так?
– Конечно, все 85% на сегодняшний день спят и являются полумертвой частью, в духовном смысле слова, сообщества церковного. Потому что Господь Иисус Христос везде говорит: «Покажи мне твою веру, которая без дел мертва. А я покажу дела вместе с верой» (Иак. 2). То есть все время Господь призывает нас к деланию. Что он говорит в поучительном своем слове, когда делит людей на козлов и овец? Он говорит: «Жаждал Я, и вы не напоили меня, алкал, и вы не накормили» и так далее. Вера деятельная – это вера практикующих христиан, которые не просто говорят: «Вот я верующий, я хотел бы помочь, но не могу в связи с обстоятельствами жизни – хотел бы дать в долг, но у меня нет средств дать в долг. Хотел бы напоить, но у меня нечем», а делают.
«Господь намерения лобзает», да?
– Да. Это такое намерение Манилова, который желает вырыть пруд. Это мечты.
Господь целует намерение, связанное с активностью душевной жизни: я хочу, я стремлюсь, я все силы свои трачу, чтобы делать, но у меня не получается в силу каких-то обстоятельств – действительно, может быть, не хватает сил, времени; я не оправдываю себя этим, я хочу – и что-то делаю, что-то пытаюсь реализовать. Вот это намерение Господь целует.
А когда человек думает, что «вот, я подобострастен, но завтра, наверное, приступлю к тому, чтобы постараться побороться»… Я знаю это по себе, по своему личному опыту – когда я говорю: «Сегодня я такой, а завтра я буду другим», я уже в отношении веры лжец. Лучше сказать: «Вот в этот момент своей жизни – я не практикующий верующий: когда я в момент своей страсти пытаюсь бороться с ней, то я практикующий, а если я откладываю это на завтрашний или послезавтрашний день, то я не практикующий, а человек, который если не мертв по душе своей, то, во всяком случае, болеет в своей душе и являет немощь».
Чем отличается верующий человек от неверующего? Неверующий человек грешит, продолжает грешить и не знает, что он грешит, а верующий человек грешит и знает, что грешит, – и старается не грешить. Это самое основное отличие между верующими и неверующими. Я желаю всем нам присоединиться к сообществу, которое желает не грешить.
Божественная литургия нам помогает, Причастие Христовых Таин активизирует духовные силы, спящие в нас или болеющие в нас. Божественная литургия оздоравливает нас, заражает своей духовностью, благодатью, святостью, вдохновляет нас стать подражателями Христа, как апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как и я Христу». Это лекарство для души.
Возвращаясь к Евхаристическому канону, еще раз позволю себе произнести замечательную молитву, которая после первых вступительных возгласов Предстоятеля Церкви произносится предстоятелем того прихода, где совершается Литургия. Благодарим Господа! Действительно, благодарственная молитва. Обратите внимание: Евхаристия – потому что благодарение, потому что я прочитаю благодарственную молитву после того, как священник возглашает «Благодарим Господа!».
И вот священник читает тайную молитву, которая во многих церквах произносится священником либо вполголоса в алтаре, либо про себя. А я стараюсь произносить это вслух, чтобы слышали меня. «Достойно и праведно Тя пети», то есть «воспевать Тебя»: есть такое выражение «Душа поет», и вот дух верующего христианина, проникнутый любовью к Богу, желает воспевать Бога. «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити». За что? За благодеяния, которые Господь оказал нам. Он сотворил Небо и землю, Он сотворил нас с вами, Он дал нам жизнь, вечную жизнь, Он открыл через Иисуса Христа врата в Царствие Божие. Как же мы можем Его не хвалить? Человечество было из-за своего собственного греха отторгнуто от Бога, врата в Царствие Божие были заключены, и вот Господь пришел и спас нас, и открыл нам врата, ведущие в Царство Небесное, в рай сладости, о котором ухо человеческое не слышало, глаза человеческие не видели и на сердце человеческом не взошло то, что Господь уготовал для любящих Его. «Тя благодарити» – за все эти благодеяния. «Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего» – мы действительно должны покланяться на всяком месте владычества Его. А вообще, владычество Господа бесконечно, весь земной мир и Небесный – все Его, поэтому мы все время должны поклоняться Господу и прославлять Его, благодарить Его за все хорошее и, с точки зрения человеческой, за плохое (я имею в виду не грех, а болезни, скорби, печали, воздыхания, которые даются нам для спасения нашей души, чтобы мы стали гражданами Царствия Божия).
Большое спасибо, отец Владимир, за такие замечательные слова! (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.