Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (883) → Игумен Петр (Еремеев): Первый московский святой (6 сентября – память святителя Петра, митрополита Московского)

Игумен Петр (Еремеев): Первый московский святой (6 сентября – память святителя Петра, митрополита Московского)

№34 (883) / 6 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

Тема программы – «Память святителя Петра, митрополита Московского». 6 сентября отмечается память святителя Петра, митрополита Московского, основателя Высоко-Петровского монастыря, где Вы являетесь наместником. Первый вопрос: какой вклад в историю Руси и Русской Православной Церкви внес святитель Петр?

– Имя митрополита Петра известно каждому русскому православному человеку, поскольку в прославлении русских святых именно святитель Петр явился первым московским святым и первым Московским митрополитом. Это уже вклад в историю Русской Православной Церкви.

Телезрителям можно пояснить, что это означало для той эпохи и какое значение имеет сейчас для нас. Митрополит Петр родился, как бы мы сказали сейчас, на Западной Украине – в современной Волынской области. После принятия монашеского пострига в пределах своего места рождения вскоре он уходит и по благословению игумена своего монастыря основывает небольшое место для подвига, позднее ставшее монастырем. Это Ратский Воздвиженский мужской монастырь (основан около 1302 г. (Волынская губерния, Житомирская епархия) на р. Рати, близ места Ратня. – Прим. ред.), существовавший на границе нынешней Волынской и Львовской областей; здесь он был посвящен в игумены. В целом надо признать, что митрополит Петр формировался как выразитель традиций западных территорий единого пространства Руси.

Когда он был призван на высокое служение Киевских митрополитов и получил благословение и посвящение от предстоятеля Вселенской Церкви, вернувшись на территорию Русской Земли, он принимает решение переехать из Западной Руси на восток. Митрополит Петр прибывает в город Владимир, где его предшественником был митрополит Максим, посещает различные города и веси и в завершение наиболее пространного путешествия по территориям Русской Православной Церкви на продолжительный срок останавливается в городе Москве.

В первое посещение Москвы во время отсутствия московского князя Юрия Даниловича, который был в ставке хана, он знакомится с его братом князем Иоанном. Это еще один сын благоверного князя Даниила Московского, впоследствии названный Калитой за попечение и благотворительность: он носил с собой кошель – «калиту» – и раздавал милостыню всем нуждающимся. Сегодня мы почитаем его как местночтимого благоверного князя московского. Видимо, прозрев в князе Данииле государственного деятеля, который может совместить служение народу с христианскими заповедями, святитель Петр принимает решение остаться в этом городе. Он советует князю разместить в Москве не просто резиденцию киевско-московских митрополитов, но и создать Успенский собор как центр духовной жизни города.

Именно митрополит Петр и князь Иоанн Калита закладывают Успенский собор, позднее перестроенный, но ставший с тех лет центром русской духовной жизни. Поэтому для москвичей имя митрополита Петра – не просто имя, записанное золотыми буквами в календаре, но это начало и источник московской и русской святости, это первый московский святой, первый московский чудотворец. Неслучайно по сей день его почитают наравне с Николаем Угодником, и сочетание «Петр Чудотворец» издревле освящает путь многих людей. Успенский собор стал местом главных событий государственной и народной жизни Московской Руси.

Именно в Успенском соборе у раки с мощами, вскоре после кончины прославленного митрополита Петра, приносят присягу удельные князья московскому князю. Происходит воссоединение разрозненного тела Руси при духовном попечении митрополита Петра. Именно здесь, у раки первого московского святого, первого московского митрополита, совершается присяга московского князя народу, коронуются русские цари и императоры, совершаются бракосочетания главы русского государства. Такое значение, если говорить коротко, имеет духовный путь митрополита Петра в жизни Русской Православной Церкви. Именно поэтому мы почитаем его как великого наставника нас, ныне живущих москвичей. Он является живым назидательным примером и государственным деятелям. В его личности – сочетание Евангельской заповеди попечения о людях и развитии государства, в делах духовной жизни он был подвижником и аскетом.

Приняв монашество в 20 лет, он до конца своих дней сохранял склонность к уединению и молитве, поэтому и основал недалеко от Кремля Петровский монастырь во имя святых покровителей своего служения – Святых Апостолов Петра и Павла. Здесь он и жил, проводя время в уединении от городской, пусть в то время и небольшой, но все-таки суеты.

Вы сказали, что святитель Петр – первый московский святой и чудотворец. Получается, до него не было московских святых?

– Совсем недавно был канонизирован первый московский князь Даниила Московский, но произошло это спустя столетия, поэтому в истории митрополит Петр – первый прославленный в городе Москве святой угодник. Он открывает святцы Московских святых.

Почему кафедра была перенесена из Киева в Москву?

– Это требует продолжительного экскурса в историю Древней Руси. Если говорить вкратце, в то время на территории всей Руси обстановка была сложная. Киев разрушался нашествием татаро-монгол, под их властью находились и другие княжества, но Киев страдал особенно. К сожалению, к моменту посвящения в сан митрополита Петра Киев был в полном запустении. Митрополит, конечно, не был чужд скромности, но дела управления всей большой Русской митрополией требовали ресурса. Необходимо было быть на связи с правящими архиереями, иметь попечение о духовенстве, князьях, многие из которых были в ссоре. Поэтому святитель Петр принимает решение найти место для кафедрального града там, где это было бы удобно с точки зрения попечения обо всей Русской Православной Церкви.

Почему святитель выбирает именно Москву? Выскажу предположение, что прежде всего потому, что он проникся уважением к духовному пути московского князя Ивана Калиты. Думаю, что в москвичах того периода он увидел паству, которая с благодарностью приняла бы его решение: Москва была тогда небольшим городом, но здесь пролегали пути между разными русскими княжествами и городами. Это было удобно с позиций связи. В итоге преемники митрополита Петра, оставшись в Москве, во всех смыслах согласились с его доводами.

Читая летописи и жизнеописания митрополита Петра, написанные вскоре после его преставления и прославления в лике святых, мы видим, что его современники уделяли большое внимание его духовному взору и на Ивана Калиту, и на московский народ той эпохи, и на сам град Москву: он очень возвышенно говорит о Москве, предрекает ей стать первым градом на Русской земле. Но не во имя возвышения Москвы, а во имя единства и мира в русских землях.

Промышление митрополита Петра о Русской Церкви, о будущем Русской земли воплотилось в решении разместить митрополичью кафедру в Москве. Конечно, это оказало влияние на развитие государства. Когда митрополит Московский и Всея Руси посылал благословение князьям, посвящал епископов в другие города, раздавал миро, необходимое для совершения Крещения из города Москвы, то, конечно, ориентир для светской власти был также сделан в пользу Москвы. Это имело влияние и на хана, выбравшего в дальнейшем именно московских князей в качестве Великих князей Руси. Как духовный взор и практическая польза имели значение в выборе местонахождения митрополита.

Митрополит Петр основал Высоко-Петровский мужской монастырь, где Вы – наместник. Расскажите об истории этой древней обители.

– Поскольку мы знаем, что монастырь основал митрополит Петр, можно предположить, что это относится к первым годам его пребывания в Москве. По заключению многих историков, основание монастыря связывается с первым приездом митрополита в Москву: предположительно, в 1315 году, когда в поисках места для основания митрополичьей кафедры он останавливается в Москве для более внимательного знакомства с Великим князем и москвичами. Тогда же закладывается храм в честь Апостолов Петра и Павла. Интересно, что после прославления митрополита Петра в лике святых по повелению Ивана Калиты духовенство переосвящает храм во имя его основателя митрополита Петра. Но еще 200–300 лет в летописях мы встречаем название монастыря – Петропавловский: так было укоренено в сознании москвичей и историков, что он основан митрополитом Петром в честь его Небесных покровителей. Впрочем, параллельно уже тогда монастырь именуют Петровским, в память об его основателе. Таким образом, первый деревянный храм, созданный митрополитом Петром в честь Апостолов Петра и Павла, становится источником духовной жизни на Петровском холме. С той поры мы ведем летописное исчисление жизни нашей обители.

В дальнейшем монастырь обустраивается и неизменно пользуется попечением московских князей и простых граждан, потому что он, как и Успенский собор, олицетворяет собой духовный подвиг митрополита, который, прибыв в Москву, там и остался и пребывает до сих пор.

Эта древнейшая обитель Москвы, наверное, имела покровителей и почитателей среди известных людей Москвы

– Как и любая московская обитель, наш монастырь славится вкладами различных князей, бояр, простых и служилых людей. Нельзя не сказать о Великом князе Димитрии Донском. Монастырь горел до него и при нем, и благоверный князь Димитрий прилагает усилия по возрождению монастыря. При нем монастырь обустраивается еще в дереве, благодаря его вкладу восстанавливается утраченный в пожаре храм митрополита Петра.

В советское время при перестройке храма митрополита Петра в его основании и вблизи, сколько было возможно раскопать, было обнаружено погребение начала и середины XIV века, то есть до Димитрия Донского. Вместе с исследователями мы предполагаем, что при строительстве и возрождении монастыря часто новые строения возводили поверх старых. Думаю, что мы открываем один из древнейших некрополей в городе Москве.

Впоследствии практически все князья принимают участие в созидании монастыря. Нельзя при этом не вспомнить Великого князя Василия III: именно им обустроен дошедший до нашего времени храм во имя Митрополита Петра, построенный на месте обветшавшего. Архитектором был итальянский зодчий Алевиз Фрязин (который построил и другие храмы города Москвы, в том числе один из соборов Кремля). Это одно из самых древних сохранившихся зданий монастыря, в этом году ему исполняется 500 лет.

После этого все обветшавшие постройки монастыря были также перестроены в камне Нарышкиными. Первый храм – Боголюбской Иконы Божией Матери был заложен матушкой царя Петра I Натальей Кирилловной Нарышкиной. Когда она занималась строительством, малолетний Петр был так увлечен помощью матери, что все дальнейшие постройки были обу-строены непосредственно им.

Наталья Нарышкина жила со своими родителями подле монастыря. Нынешний его двор, именуемый сейчас Царским или Нарышкинским, это территория боярской усадьбы Нарышкиных. При рождении Петра Алексеевича Кирилл Нарышкин завещает эту территорию Алексею Михайловичу, а тот в свою очередь отписывает ее в завещании Петровскому монастырю. Воцарившийся Петр I обустраивает, перестраивает этот двор и передает его монастырю после завершения трудного периода соперничества с Милославскими и царевной Софьей.

Нынешние строения – Боголюбский храм, Святые врата с колокольней и Покровским храмом, храм Преподобного Сергия Радонежского, палата Нарышкиных, ограждения – все это плод забот царя Петра в молодости. За десять лет он полностью обустраивает монастырь и приводит в теперешний вид. Петр объединяет два двора – собора митрополита Петра и Царский (который и был передан им монастырю) и созидает монастырь, занимающий почти целый квартал на Петровке.

После царя Петра попечение монастырю оказывают все его преемники – все они имеют в себе кровь Нарышкиных. По этой причине монастырь находится на попечении царствующего Дома – обустраиваются новые строения, в частности, при царице Елизавете Петровне строится храм в честь Толгской Иконы Богоматери: на день памяти этой иконы приходится спасение Петра от стрельцов в Троице-Сергиевой лавре. В память об этом спасении сам Петр почти одновременно строит два обетных храма – Трапезный храм во имя Преподобного Сергия в лавре и храм в его имя в нашем монастыре. Спустя неполных 100 лет наследница Петра по благословению Синода и согласию императрицы ставит храм в честь Толгской Иконы, обозначая благодарность рода Нарышкиных роду Романовых в спасении царя Петра от рук стрельцов.

Все, кто участвовали в создании монастыря, как духовном, так и архитектурном, поминаются сегодня нами в помянниках, где указаны все попечители, начиная от Иоанна Калиты. Это и есть благодарность нынешних насельников монастыря за благоустройство обители.

Откуда появилось название Высоко-Петровский монастырь?

– Два слова легли в основу имени обители: «Высоко» – от находившегося неподалеку села Высокое, принадлежавшее небезызвестному боярину Кучке, и «Высоко» – это ориентир на местности; «Петровский» же – по имени митрополита Петра. Именовали монастырь по-разному – Петропавловский и Петровский, последние три столетия, по документации Святейшего Синода и государства Российского, он именуется Высоко-Петровским мужским монастырем города Москвы.

Среди братии Высоко-Петровского монастыря есть канонизированные святые?

– Даже существует икона святых Высоко-Петровского монастыря. Сегодня мы особенно обращаем внимание на изучение истории монастыря в последние годы перед его закрытием большевиками, потому что большинство святых нашей обители – новомученики. Высоко-Петровский монастырь закрывался в Москве одним из последних, поэтому в него съезжались архиереи и монашествующие закрывшихся обителей.

Думаю, что самая интересная иллюстрация к жизни Церкви советского периода то, что, даже будучи закрыт, монастырь – благодаря чаянию Владыки Варфоломея (Ремова) и духовных наставников обители – переместился в приходской храм. Когда же все были арестованы, тайно постриженные монахи и монахини жили в миру и по благословению своих духовников воспринимали за монашеское послушание мирскую работу. Одни стали фрезеровщиками, другие – профессорами и докторами наук, но свою работу воспринимали во имя своего обета послушания.

Очень интересно исследование Алексея Беглова на тему о катакомбных церквях и жизни насельников Высоко-Петровского монастыря и их духовных чад на протяжении всего советского периода. Это тема для отдельной передачи. Когда читаешь эту работу, проникаешься житиями и образами святых, на протяжении десятилетий сохранявших единство Русской Церкви, проникаешься чувством глубокой признательности за дар, который они донесли до нас, сохранив и Церковь, и святое Православие. Монастырь и в недалеком прошлом явил собой виноградник духовный, принеся на свещницу Русской Церкви много святых новомучеников и подвижников благочестия.

Какие святыни есть в Высоко-Петровском монастыре?

– Каждое утро после братского молебна мы совершаем молельное пение (если это не праздничный день) у чтимой иконы митрополита Петра с частицей его мощей. Дело в том, что Успенский собор пока малодоступен для верующих людей, рака с мощами святого Петра находится в алтаре, есть небольшой проход, через который к ней можно подойти женщинам, но тоже весьма затруднительно. Поэтому с древности, по благословению Московского Предстоятеля, располагалась чтимая московская икона с частью животворящих мощей митрополита Петра. Перед этим святым образом мы и молимся, и многие приходящие люди получают утешение и помощь Московского чудотворца.

Конечно, прежде всего, митрополит Петр – наставник для монашествующих, в силу того, что, будучи митрополитом, он сохранил такую любовь к уединению и молитве, что даже основал Петровский монастырь вдали от оживленного города той эпохи, что показывает его любовь к духовной традиции иночества. Много наместников и насельников других московских обителей приезжают помолиться к иконе.

Кроме этого, митрополиту Петру молятся о единстве семьи, единстве в коллективе: он для нас – символ единства Русской Церкви. Как и святой Георгий Победоносец, митрополит Петр – покровитель Москвы. Когда я прихожу к московским чиновникам, всегда напоминаю, что московские князья носили на себе нательный крест митрополита Петра, напутствовали им своих детей на московский княжеский престол. Напоминаю, что именно у раки митрополита Петра удельные князья присягали на верность московскому князю. Именно у его раки подписывали грамоты о мире и братолюбии на Русской земле. Мы обязаны ему тем, что Москва сегодня – первый город на Руси, сохраняет это первенство в духе любви и взаимопонимания с другими городами. И многие приходят к митрополиту Петру за благословением на свои труды. Петровка – улица оживленная, мы открываем храм в 7 утра, и приезжающие тоже прикладываются для благословения на труды в федеральной и городской службах.

Кроме этого, в монастыре находится крест с частью Древа Креста Господня, который нам подарил Святейший Патриарх Кирилл, благословив Великим постом прошлого года братию и меня при вручении игуменского жезла. Мы износим этот крест на Праздник Древа Креста Господня и готовим большой киот для размещения его в середине Сергиевского храма для всеобщего поклонения.

Мы предлагаем нашим паломникам и другие удивительные святыни – ковчежец со святынями преподобного Серафима Саровского, которые были переданы последними дивеевскими монахинями Святейшему Патриарху Алексию I. В этом ковчежце находятся часть мантии преподобного Серафима, часть камня, на котором он совершал свои молитвы, и часть мощей. Ковчежец находится подле чтимой иконы митрополита Петра. Там же находится часть мощей цельбоносного отца нашего преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и освящен Сергиевский храм.

Также есть чтимые иконы Толгской Богоматери. Толгский храм издавна был местом особого почитания этой иконы, почти все 300 лет в нем находился Толгский образ, который после революции был передан в Исторический музей. Сегодня эта икона находится в запасниках музея, и мы надеемся, что после восстановления Толгского храма, возрождения иконостаса он вернется к нам.

Святынь много, и люди открывают для себя все новые и новые горизонты духовной жизни, получают утешение. Конечно, святыни очень важны в этом деле, но немаловажна и сама духовная жизнь. Поэтому для нас значимо, что в монастыре ежедневно совершается Литургия. Мы с радостью встречаем паломников и создали для этого специальную Паломническую службу. Мы всегда рады показать монастырь во всей красе утром, вечером и даже ночью. Когда музеи Москвы устраивают ночные экскурсии, мы с радостью присоединяемся и проводим ночью экскурсии по обители. Это очень красиво, когда монастырь подсвечен ночью.

Большое спасибо за интересный рассказ. Хочу пожелать Вам помощи Божией в возрождении этой старинной обители, чтобы Вам помогал святитель Петр и доброхоты. В завершение программы благословите наших телезрителей.

– Всем, дорогие друзья, желаю Божиего благословения.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс