Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (883) → Протоиерей Олег Стеняев: Мученики – всегда победители

Протоиерей Олег Стеняев: Мученики – всегда победители

№34 (883) / 6 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

Мы встречаемся с Вами в канун празднования дня Усекновения главы Иоанна Предтечи, и потому всецело посвятим беседу этому пророку.

– Иоанн Предтеча – великий пророк. Можно сказать, что это последний пророк Ветхого Завета. Иисус называет его величайшим из всех: он больше всех пророков, бывших до него, поскольку сподобился стать Предтечей Иисуса Христа.

Насколько известно, он был рожден престарелыми родителями, и факт его рождения – это чудо. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Блаженный Феофилакт объясняет, почему именно от престарелых родителей родился Иоанн Креститель. Пресвятая Дева Мария, Исаак тоже родились от пожилых родителей: многие персонажи Библии были рождены от старых людей.

Блаженный Феофилакт объясняет это так: когда ребенок рождается таким чудесным образом, он – плод молитв, которые совершали его родители в течение очень многих десятилетий. Они вымаливали ребенка, и он становился свидетельством их любви – если в семье не было детей, это говорило об отсутствии Божиего благословения для этой семьи; по еврейским законам человек даже мог развестись со своей женой, если в течение 10 лет от нее не было детей.

С другой стороны, Феофилакт поясняет это так: пожилые люди достаточно давно вышли из молодого возраста, они утратили плотскую страстность молодости, а значит и зачатые ими дети рождаются бесстрастными – юность и страстность передаются детям от молодых родителей. А когда пожилые люди с постом и молитвой зачинают ребенка, то он наследует от них бесстрастие. У такого ребенка всегда больше повода для стремления к целомудрию. В этом заключается тайна рождения не только Иоанна Крестителя, но и других великих святых, угодников Божиих.

В какой степени родства находились Иисус Христос и Иоанн Креститель?

– В Православной энциклопедии говорится, что мы не можем выяснить это, опираясь только на Священное Писание. Установить это, исходя из библейского текста, невозможно. Лопухин в «Толковой православной Библии» говорит, что Мария и Елисавета были сестрами, но Ипполит Римский придерживался иной точки зрения по этому вопросу, которая возобладала в нашей Церкви. По этой версии Елизасета была теткой Девы Марии, которая была рождена от Анны, родной сестры Елисаветы.

А почему они тогда называются сестрами?

– Это одна из версий, высказанная Лопухиным в «Толковой православной Библии» на толкование первых глав Евангелия от Луки, где Елисавета называется «южика» (Лк. 1, 36) – сродница Марии. Но если мы берем в рассмотрение позицию Ипполита Римского, то она более четко состоялась и в житиях святых Димитрия Ростовского: по этой версии получается, что Иоанн Креститель был двоюродным дядей Иисуса Христа, то есть Мессия был его племянником.

Сохранилось ли предание, в каких условиях рос Иоанн Предтеча?

– Когда Ирод дал приказ избить всех младенцев от двух лет и ниже, то угроза была и для жизни Иоанна Крестителя. Они с Иисусом родились примерно в одно время, в один год. Родители спрятали своего ребенка. Отец, праведный Захария, знал, где прячется праведная Елисавета со своим сыном. Его стали допрашивать воины. Ворвавшись в храм, они убили Захарию между престолом и жертвенником за то, что он не раскрыл им эту тайну. Потом прекращается жизнь праведной Елисаветы, и Иоанн Креститель после этого воспитывается в пустыни. Сразу возникает вопрос: если в Библии говорится, что он растет в пустыне; чтобы жить там, как минимум, нужен оазис. И потом: непонятно, кто приютил его.

Есть такая точка зрения очень многих библеистов, она отражена в Священном Предании, – что Иоанна Крестителя воспитывали ессеи: ветхозаветная иудейская община, которая вела очень строгий, аскетический образ жизни. Иосиф Флавий пишет, что эти люди были как ангелы. Ессеи, это описывают и Флавий, и другие исследователи, как раз брали осиротевших детей на воспитание. Они жили в пустынях, и из житийной литературы мы знаем, что Иоанна Крестителя воспитывали ангелы, а жизнь ессеев была ангелоподобная: во-первых, они имели обет безбрачия, а, кроме того, занимались исследованием Писания, переписыванием священных текстов – кумранские рукописи, которые сохранились до сих пор, как раз связаны с общиной ессеев.

Это была своего рода монашеская община?

– Да, это было монашество до христианства. И Иоанн Креститель как бы принимает и разделяет их образ жизни: он тоже монах до возникновения христианского монашества, которое появилось в IV веке. Он подвизается – у него нет семьи, живет в пустыне, ведет аскетический образ жизни, питаясь диким медом, акридами. Так что, скорее всего, его воспитание в пустыне было возможно только в общине ессеев.

В каком возрасте Иоанн Креститель вышел на общественное служение?

– Как и Господь наш Иисус Христос, он выходит на общественное служение в возрасте 30 лет. По еврейским законам – это отражено и в Пятикнижии Моисея, – это был возраст активного служения перед Богом: когда человеку исполняется 30 лет, он может священнодействовать, возглавлять молитвенное собрание в синагоге, может служить в таком широком диапазоне в храме. Поэтому и Иоанн Креститель, и Господь наш начинают служение в 30-летнем возрасте.

А они знали друг друга – Иоанн Креститель и Иисус Христос?

– В Евангелиях мы можем найти такое высказывание: «Иоанн не знал Его», но это, скорее всего, маловероятно, и здесь имеется в виду то, что он не знал, что Иисус – это Сын Божий. А как племянника, скорее всего, знал и относился к Нему соответствующим образом.

Некоторые отцы даже высказывали такую мысль: Иоанн Креститель знал Его как Мессию обетованного. Ведь мы видим, что он знал об этом, когда был еще во чреве своей матери. Когда Дева Мария пришла в гости к Елисавете, младенец той в Духе Святом взыграл от радости. Потом же Господь Иисус Христос открылся ему именно как Богочеловек, как второе Лицо Святой Троицы в день Крещения, которое называется также днем Богоявления. Иоанн Креститель был введен в эту тайну – он был первым из всех людей, кто созерцал тайну Триединого Бога. Давайте вспомним, что в Нагорной проповеди сказано, что чистые сердцем Бога узрят – так вот, Иоанн Креститель был именно таким чистым сердцем человеком. Он видел особо Сына Божия, Который стоял в струях Иордана, видел особо Духа Святого в виде голубином, Который парил над головой Сына Божия. И из осеняющего облака он слышал особо голос Бога Отца, Который свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой, в Нем Мое благоволение». Факт того, что Иоанн Креститель оказался созерцателем тайны Триединого Божества, показывает, насколько он был чистым человеком, потому что только чистые сердцем могут узреть Бога.

Вы сказали, что когда Иоанн Креститель был арестован, то была угроза того, что его школа закроется, а ученики разбегутся. Скажите, а впоследствии они все же образовали свое учение или нет?

– Да, его школа существовала достаточно долго. Еще в книгах XIX века я читал, что учениками Иоанна являются некоторые группы на Ближнем Востоке. Это движение не оставляло иудейских традиций, но, следуя за своим учителем Иоанном Крестителем, признавало, что Иисус Христос из Назарета – Мессия. И, что интересно, когда мы читаем книгу Деяний святых апостолов, то в 19-й главе находим такое повествование: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19, 1–5).

Кстати, хочу сразу же спросить: в чем различие между крещением Иоанновым и Крещением во имя Господа нашего Иисуса Христа?

– Крещение, которое совершал Иоанн, было известным обрядом в иудаизме и носило название «миквэ» – когда совершалось погружение в воду, то есть омовение. В Книге Левит неоднократно говорится, в каких случаях нужно совершать микву. Здесь поразительно то, что Иоанн Креститель совершал этот обряд омовения по отношению к людям, которые пришли к нему из Иерусалима, Десятиградия, Иудеи. Обычно, когда еврей оказывался нечистым, осквернившись от чего-то, то он сам погружался в воду, а полностью его погружали в том случае, если он долго жил среди язычников и возвращался назад, или же когда язычник принимал иудаизм, ему делали обрезание, а потом совершали микву. То, что Иоанн Креститель находился там, где было много воды, тоже не случайно – миква считается совершенной тогда, когда человека целиком, с головой погружали в воду. И вот этот обряд совершался над людьми, пришедшими из Иерусалима, Десятиградия, Иудеи. Тем самым Иоанн им как бы говорил: «Вы хуже, чем язычники. Вы – оскверненные и живете как будто бы не на Святой Земле, а где-то в Риме. Вас надо омывать». Это был вызов им.

С другой стороны, почему он совершал этот обряд в пустыне? Как пишут святые отцы, выводя людей в пустыню, он словно напоминал евреям их исход из Египта, когда они в течение сорока лет странствовали по ней и там услышали Божественное Откровение – Бог дал им святой Закон. Это было как бы восстановление обетов, которые некогда давали их отцы на горе Синай, когда они обещали Богу исполнить все, что услышали.

То, что делал Иоанн Креститель, было, конечно же, вызовом, потому что, когда пришли книжники и фарисеи, то они спросили: «Почему ты крестишь, если ты не мессия, не пророк? Что ты имеешь в виду, когда это делаешь?». И хотя каждый из них совершал омовения, но когда кого-то погружали полностью в воду, это было связано с обновлением веры, с восстановлением обетов после серьезного осквернения с язычниками или же когда человек принимал веру.

В чем заключалось общественное служение Иоанна Предтечи?

– Он был Предтечей Иисуса Христа, как это было предсказано древними пророками, сказавшими, что перед Христовым пришествием будет глас вопиющего в пустыне, который предуготовит путь Господу, прямыми сделает стези Его. Иоанн Креститель был именно тем человеком, который предуготовлял Пришествие Сына Божия. Кстати, некоторые святые отцы говорили, что его крещение, хоть и не являлось совершенным, но предуготовляло Христово Крещение: оно приучало людей к мысли, что придет более совершенная форма Крещения. В крещении Иоанна больше очищалось тело – он сам говорил: «Я крещу вас водой, но Тот, Кто идет за мною, будет крестить вас Духом Святым и огнем». Так вот, как раз и в крещении Иоанновом, и во всех омовениях, которые совершались по Закону Моисееву, не хватало присутствия Духа Святого. В христианском Крещении мы имеем всю благодатную полноту – в этот момент очищается не только тело человека, но и его душа.

Что значит крестить Духом Святым и огнем?

– Крестить Духом Святым означает, что после того, как Христос на Голгофском Кресте искупил род человеческий, Он сделал людей способными принять в очищенную душу благодать Святого Духа.

По истолкованию одних святых отцов, крещение Святым Духом должно сопровождаться огненными языками. Это то, что мы видим в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков. По другому истолкованию, крещение огнем означает страдания, мучения, переживания, скорби.

Почему Иоанн Предтеча был взят под стражу Иродом Четвертовластником, ведь, насколько я знаю, он почитал Иоанна как пророка?

– Да, Ирод Антипа почитал его как пророка. Надо сказать, что почитание Иоанна Крестителя было очень сильно в еврейском народе и существует отчасти и до нашего времени. Историк Иосиф Флавий пишет в своих трудах об Иоанне без всякой связи своего повествования с личностью Иисуса Христа. Он пишет, что это был особый праведник, которого очень почитали, уважали ( в еврейской традиции Иоанн – Йоханан; казалось бы, Иван – такое русское имя, на самом деле Иван, Иоанн – это еврейское имя Йоханан. Это теософное имя, оно содержит в себе частицы от имен Божиих, главного четырехбуквенного имени Бога).

Иоанн Креститель мужественно обличал Ирода в том, что тот при живом брате имел его жену как свою любовницу. Иоанн говорил ему: «Тебе нельзя иметь жену брата твоего». Похоже, что он обличал Ирода на глазах у других людей, может быть, когда тот торжественно выезжал из своего дворца и возвращался в него. Это не понравилось Ироду, и тогда он схватил Иоанна Крестителя и заключил его в крепость. Иосиф Флавий считает, что это была крепость Масада, где находилась одна из военных ставок Ирода Антипы, и где, по его мнению, Иоанн Креститель был казнен. В христианской традиции называются другие места казни.

Но Ирод не хотел казнить Иоанна, это очевидная истина: в Евангелиях мы читаем, что он любил беседовать с Крестителем. Возможно, они собеседовали в крепости Масада. Ирод вообще был любопытный человек. Мы видим, как он вел себя по отношению к Иисусу Христу. Когда Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, направляет его к Ироду, тот начинает требовать чудес, знамений. То есть это был человек любопытный, ищущий, но его проблема заключалась в том, что он был слишком занят самим собой. Это был известный кутила, очень богатый олигарх, как бы сказали сейчас, и человек, для которого деньги значили все. Его отец Ирод Великий именно золотом купил для себя положение иудейского царя, хотя по нации был идуменянин. А его сын Ирод Антипа был уже кошерный еврей, рожденный от еврейки, причем из Хасмонейского, то есть царского, рода.

Ирод Антипа – очень богатый человек, это плутократ, олигарх, и Христос очень боялся, что этот дух олигархии, плутократии проникнет в церковную среду, завладеет лидерами Церкви. Именно поэтому Христос говорил апостолам: «Берегитесь закваски Иродовой» – «Когда вы станете вождями христианских Церквей, берегитесь закваски Иродовой». Таким образом, Христос предупреждает нас о трех заквасках. О закваске саддукейской (саддукеи – это те, кто сомневались в вечной жизни, то есть такие латентные атеисты), о закваске фарисейской (фарисеи были «слишком религиозны», чтобы обращать внимание на простых людей) и о закваске Иродовой – тех, кто исповедуют теологию процветания, или теологию обогащения, даже в наших рядах, хотя она возникла в протестантском мире. Это очень опасно, и Христос говорит: «Берегитесь этого».

Трагедия Ирода заключается в том, что какое-то время, возможно, длительное, он сподобился общаться с последним пророком Ветхого Завета, самым великим его пророком, а потом даже сподобился видеть Сына Божия, принимать Его в своем дворце. Но дух обогащения владел Иродом так, что не он наслаждался своим богатством, а богатства порабощали и использовали его. Лукавый дух богатства овладевал этим человеком. И кончилось все печально. В Книге Деяний апостолов описывается, что он сел на трон, стал величаться, на нем были драгоценные одежды, и люди стали кричать: «Это бог! Это бог!». Ирод упал, стал заживо гнить и погиб.

Как получилось, что Иоанна Предтечу обезглавили, несмотря на почитание самим Иродом?

– Ирод стал заложником слова, которое дал: он дал слово царя в день своего рождения (кстати, в Библии говорится только о дне рождения фараона и о дне рождения Ирода, чтобы праздновались чьи-то еще дни рождения, не говорится; из этого Иероним Стридонский делает очень интересный вывод – в своем толковании на Евангелие от Матфея он пишет: «Так как в Писании говорится, что два человека отмечали свой день рождения – фараон и Ирод – и в обоих случаях эти люди были далеки от истины, то, скорее всего, нельзя праздновать день рождения, это будет день собственного гедонизма». И в православной традиции это было усвоено, в старину отмечали день ангела, а день рождения... Ведь непонятно, чем окончится эта жизнь: в Книге Иова мы видим, что Иов проклинал день своего рождения).

Что стало впоследствии с теми, кто умертвил пророка? Ирод расстался с Иродиадой? Может быть, сами палачи как-то пострадали?

– Жизнь их, конечно, не сложилась. Есть предание, что с Иродиадой произошел какой-то несчастный случай и она была каким-то образом обезглавлена. Это не было связано с палачами, но она попала в некую катастрофу. Таким образом действует принцип «мера за меру»: когда человек совершает какое-то зло, оно к нему возвращается. По наказанию того или иного человека даже можно узнать, за что его Бог наказывает, и то, что, по древнему преданию, Иродиада была обезглавлена, свидетельствует, что она не раскаялась в своем преступлении – в том, что подговорила свою дочь просить у Ирода голову Иоанна Крестителя.

Ирод тоже так и не покаялся?

– Нет.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – почему это праздник? Ведь, по сути, мы вспоминаем скорбное событие.

– В действительности человека убивают за веру тогда, когда его не могут сломить, переубедить, заставить подчиниться, не могут его запугать. И как признание своего поражения и бессилия, не могущие надругаться над его душой, они уничтожают его тело. Поэтому любой мученик, по-гречески «мартирос», – это свидетель, который своими страданиями свидетельствует о силе исповедания своей веры. И мученики – это люди, которые славным образом засвидетельствовали о своей вере. Они всегда победители. И Иоанн Креститель был именно таким победителем над своими врагами. Какие, по сути говоря, претензии могли быть у Ирода к Иоанну Крестителю? Никаких. Ведь он искал спасения этому царю. Мы видим, что Ирод собеседовал с ним, значит, Иоанн Креститель не молчал.

Когда Христос оказался перед Иродом, то Он ничего не говорил, не отвечал на вопросы. Думаю, что это связано с тем, что Иоанн Креститель уже сказал этому человеку все, что можно – однажды шанс ему был предоставлен.

Получается, он просто не услышал.

– Тогда не услышал, и Христос понимал, что и сейчас не услышит.

Если это праздник, какая трапеза разрешается в этот день?

– Этот день считается постным – из благоговения к страданиям Божиего пророка мы стараемся поститься строго. Хотя можно вкушать масло, потому что это пост с оттенком торжества. Это праздник победы Божиего пророка над нечестивым царем. Поэтому трапеза должна быть скромной, постной, но в тоже время немного праздничная.

В народе есть поверье, что в день Усекновения главы Иоанна Предтечи нельзя есть продукты, которые имеют круглую форму: они как бы символизируют главу Иоанна Крестителя. Насколько это верно?

– Если взять церковный календарь, то, наверное, каждый день кого-то обезглавливали. Особенно первомучеников – многие из них были римскими гражданами и для них не предусматривалось другой казни, кроме как отрубить голову. По римскому праву только так можно казнить гражданина Рима.

Думаю, что, если кто-то это делает из особого почитания Иоанна Крестителя, что ж, пусть продолжает. Но если это превращается в какое-то суеверие: «вы ели круглое, а мы не ели»... Нельзя противопоставлять свою домашнюю традицию тому, как ведут себя люди вокруг. Потому что в канонах мы не найдем, что в этот день нельзя вкушать то, что имеет круглую форму.

Благодарю Вас за столь интересную беседу. Что бы Вы хотели в завершение пожелать нашим телезрителям?

– Иоанн Креститель – это апостол, пророк покаяния. И когда мы хотим пережить подлинное покаяние, должны вспоминать его слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Когда мы слышим призыв к покаянию, очень значимыми становятся его слова: «Сотворите достойный плод покаяния» – надо не просто покаяться, но надо сотворить плод покаяния – совершить какие-то добрые дела, что могут как-то изгладить, компенсировать то зло, которое мы сотворили в своей жизни. И пусть таким Иоанн Креститель и будет запечатлен в нашем сознании – как апостол покаяния, как пророк покаяния, ищущий плод покаяния в нашей жизни.

Записала
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс