Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (880) → Протоиерей Владимир Волгин: Таинством таинств является Божественная Евхаристия

Протоиерей Владимир Волгин: Таинством таинств является Божественная Евхаристия

№31 (880) / 16 августа ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №30 (879)

Отец Владимир, мы с Вами много говорили о Божественной литургии, о Евхаристии, и телезрители очень довольны этим: они говорят, что наши программы позволяют им дойти до самой сути Евхаристии, насколько это возможно. С Вашей точки зрения, насколько возможно погрузиться в суть Евхаристии?

– Думаю, погрузиться можно лишь отчасти. В первой молитве Евхаристического канона есть такие слова о Господе: Недоведом, Непостижим – Его полноту, глубину, бесконечность мы не можем познать. Его творения, которые мы видим перед своими глазами, ученые изучают, но не могут глубину этого познать. Тем более, того, что касается установления Божественной Евхаристии Самим Сыном Божиим, Богочеловеком. Мы можем только отчасти соприкоснуться с глубиной Евхаристии. О Божественной литургии написано огромное количество книг разными авторами – и православными, и католическими. И, безусловно, они только отчасти соприкасаются с глубиной Божественной Евхаристии, в которой, кстати говоря, принимает участие вся Пресвятая Троица. Некоторые авторы говорят, что Евхаристия – это вхождение в Царство Пресвятой Троицы, потому что здесь действует полнота Пресвятой Троицы. А разве мы можем постичь Бога, Пресвятую Троицу?

Это только приоткрывается.

– Да, приоткрывается в ощущениях, может быть, в каких-то тайнозрительных видениях особо святым людям. Так же, как ум не может постичь, пронзить и объять бесконечность, так невозможно объять полностью Евхаристию и погрузиться до ее глубин, они бесконечны.

И все-таки мы делаем попытки, дерзаем постигать Божественную литургию, Евхаристию...

– Я снова возвращаюсь к началу Божественной Евхаристии и упоминаю о том, что это вхождение в Царство Пресвятой Троицы. Даже начальные слова Божественной Евхаристии такие: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога Отца, и Причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Произнося эти слова, предстоятель (тот, кто возглавляет Божественную литургию) оборачивается лицом к народу Божиему и осеняет людей крестным знамением. Ведь это же удивительно, что благодать, и любовь, и Причастие Святого Духа вот сейчас, в этот момент, будут со всеми нами! Нужно только попробовать представить себе эту глубину, эту непостижимость, эту радость. Почему «евхаристия» и переводится на русский язык как «благодарение»: за это нужно благодарить Бога постоянно, каждый день, каждый час, каждую минуту.

Отец Владимир, поступил вопрос от телезрителя, он просит уточнить: Божественная литургия и Евхаристия – это тождественные понятия? Или «Божественная литургия» – более широкое понятие, а Евхаристия – только часть Божественной литургии?

– Божественная литургия – это общественное богослужение («литургия» так переводится), и частью Божественной литургии, ее сердцевиной, таинством таинств является Божественная Евхаристия.

Так вот, начальные слова Евхаристии произносятся священником, и хор, а лучше сказать – народ (ведь хор олицетворяет народ Божий), который в эту минуту стоит и молится вместе со священником, с епископом или Патриархом, отвечает: «И со духом твоим». Дальше предстоятель обращается к народу Божиему (архиерей всегда лицом к народу), священники оборачиваются к престолу, напоминая, что сейчас мы горé (то есть Царству Божию) имеем сердца: мы призываем народ Божий еще более сосредоточиться на этом очень важном понимании, что сейчас наши сердца устремляются к Господу, туда, где Его Престол.

И с каким благоволением, какой радостью мы должны относиться к тому, что Господь нас призывает к соучастию в Божественной Евхаристии! Он нас не отвергает, даже самого последнего грешника, Он нас принимает. «Только бы ты, человек, обратил свое сердце ко Мне, к Моему Престолу, к Моему Царству. Оставь все свои земные попечения, мечты о своей жизни, о своем будущем, не вспоминай прошлого, не думай о настоящем, а только горé, Царствию Божиему, Мне сейчас принадлежи». Казалось бы, короткая фраза «горé имеем сердца», но сколько она в себя вмещает! Об этом очень важном возгласе можно говорить и с той, и с другой, и с третьей стороны. И народ Божий в лике хора отвечает: «Имамы ко Господу», то есть имеем дерзновение, чтобы наши сердца принадлежали Господу.

А весь народ должен в этот момент подпевать хору «имамы ко Господу», или мы должны молчать? Как Вы относитесь к тому, чтобы народ подпевал?

– Например, в Сретенском монастыре и в некоторых московских храмах сейчас совершают народную литургию, когда именно народ Божий поет то, что поет хор.

О, как это, наверное, сложно! Надо же разучить все.

– Конечно. Существуют специальные курсы, классы, при которых изучается Божественная литургия. Регенты возглавляют эти классы, учат народ петь, и народ поет. Но тогда уже хор не должен петь, потому что хор – это все-таки профессиональный (часто высокопрофессиональный) организм, и если мы вступим в соревнование с хором, то хор замолчит.

Ничего хорошего не выйдет.

– Я вспоминаю священника отца Николая Ведерникова, он имеет два консерваторских образования – композиторское и скрипичное. Вы знаете, что перед всенощным бдением в алтаре поют: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», и один из алтарников, по всей видимости, решивший, что у него прекрасный слух и прекрасный голос, запел громче всех. Отец Николай перестал петь, и все остальные перестали петь. А он дерзновенно закончил троекратное песнопение, чем привел всех в недоумение.

К сожалению, не у всех есть слух и голос...

– Но лучше «бесслухим» людям, каким являюсь и я, не подпевать. Когда народ будет правильно петь, то и человек, не обладающий особым слухом, обязательно будет более или менее правильно подпевать.

Возвращаемся к нашей теме. Далее священник произносит очень важные Евхаристические слова: «Благодарим Господа». И хор отвечает: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Опять вспоминается Пресвятая Троица. Троица Единосущная и Нераздельная – это догмат. К сожалению, чаще всего в храмах эти молитвы читаются не вслух, не велегласно. Постановлением Юстиниана I рекомендовалось (даже был специальный императорский указ), чтобы эти молитвы произносились велегласно, чтобы народ Божий слышал эти молитвы. А так это просто отдельные фразы, которые не связаны друг с другом молитвенными словами. И человек, стоящий на Божественной литургии, может быть, чувствует благодать Святого Духа, но не понимает смысла происходящего, и это становится какой-то таинственной завесой между человеком и предстоятелем, совершающим Божественную литургию. Слава Богу, Патриарх Кирилл и многие другие стараются громко произносить эти молитвы. Святейший Патриарх всегда служит при помощи акустических приборов, и его хорошо слышно.

Сейчас в храмах этим пользуются, и очень хорошо, когда людям все слышно.

– Конечно, восприятие Евхаристии совершенно другое. Все поражаются этим, удивляются этому и стремятся на такую Божественную литургию. Так вот, священник должен был бы читать молитвы о том, как мы должны благодарить Бога, велегласно. Эти слова не только духовные и глубокомысленные по своей сущности, они невероятно поэтичны. Наверное, потому, что эти молитвы составлял святитель Иоанн Златоуст, недаром и названный Златоустым (часто слова, которые произносил святитель Иоанн Златоуст на проповедях, заканчивались овациями в храме, настолько он красноречивостью держал сердца и умы людей!).

Посмотрите, какая замечательная молитва! Я стараюсь служить велегласно, у нас в храме тоже установлена акустика, и меня слышно.

«Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити»… «Достойно и праведно» означает, что мы должны быть, по возможности, очищены от греха, должны быть святыми душами, ведь сейчас совершается Божественная литургия. Во всяком случае, осознавая свои немощи и грехи, желая освободиться от них не только в этот Евхаристический момент, но вообще по жизни, мы должны «достойно и праведно пети и благословити» Бога. Мы благословляем и прославляем Бога за все то, что Он в этом мире сотворил, ведь мир – все, что мы видим, все, с чем соприкасаемся, – Он сотворил для нас, и даже Божественная Евхаристия установлена Самим Господом Иисусом Христом: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего, Ты бо еси Бог Неизреченен, Недоведом, Невидим, Непостижим, присно Сый, такожде Сый Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшыя возставил еси паки...».

Что значит «отпадшыя возставил еси паки»? Мы отпали от Бога в результате грехопадения Адама и Евы, отпали на много тысячелетий до тех пор, пока Господь Иисус Христос не явился в этот мир и не совершил Своего искупительного подвига. Это Он открыл нам до тех пор закрытые врата в Царствие Божие. Вы помните из Священного Писания Ветхого Завета, из Книги Бытие, как Бог изгнал Адама и Еву, которые, к сожалению, не покаялись. В результате Бог закрыл врата и приставил херувима к закрытым вратам, ведущим в Царствие Божие. До Пришествия Иисуса Христа они были для всех закрыты, и мы были в отпадшем от Бога состоянии. И вот Господь явился, совершил подвиг искупления, Вознесся и открыл Царствие Божие для нас, снова усыновил нас, отпадших людей, Себе, восстановил нас.

«… и не отступил еси, вся творя (Он не отступал от нас никогда, даже в эти времена проклятия человеческого), дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, ихже вемы и ихже не вемы (то есть то, что мы знаем или не знаем, то, что ведомо или неведомо), явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о службе сей, ю же от рук наших при я ти изволил еси, а ще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии» – во время Божественной Евхаристии, оказывается, предстоим не только мы, верующие, сейчас находящиеся в церкви, но предстоят тысячи Архангелов, ангелов, херувимы и серафимы окружают престол. Как жалко, что мы этого не видим!

Представляете, что было бы, если бы мы это увидели?! Наверное, мы бы из храма убежали, испугавшись своих грехов, и сказали бы: «Да мы просто не достойны не только причащаться, но даже стоять тут не достойны – тут ангелы святые, а мы грешные!»...

– Наверно, поэтому Господь и не открывает нам их, поэтому до сих пор завеса на наших глазах, не позволяющая видеть ангельский и Божественный духовный мир.

Но некоторые святые видели – из житий мы знаем, что во время Божественной литургии они видели ангелов сходящих, прислуживающих… Удивительно!

– Святые видели. Я все-таки надеюсь, когда-нибудь и мы с вами увидим. Может быть, мы принесем наконец такое глубинное покаяние, которое не только перевернет наши души, но и откроет нам наши духовные очи. Я думаю, что Господь не посрамит нашу надежду. И надо помнить слова из Евангелия от Луки, сказанные Господом Иисусом Христом: «Разве есть среди вас отец, который даст сыну камень, когда тот попросит хлеба? Или даст ему скорпиона, если он попросит яйцо? Так и вы просите у Бога Отца, Духа Святого, и Он даст вам».

Отец Владимир, мы с Вами вспомнили, что некоторые святые видели Небесный ангельский мир во время Божественной литургии. Конечно, мы все греховны, но, наверное, есть разная степень греха. Как же получается, что при таком недостоинстве человек служит?

– Потому что благодать Божия совершается через священника. Священник является проводником вне зависимости от своей жизни. Так же, как может быть хороший правитель или дурной, но пока он правит государством (или какой-то областью), до тех пор через него все совершается в этом мире. Как только он лишается благодати управления, сразу же другой избирается людьми на это место. Так и священник может лишиться сана по своим нехорошим грехам (допустим, прелюбодеяние или убийство – например сбил пешехода на трассе, управляя автомобилем), тогда уже не через него, а через кого-то другого будет совершаться Божественная литургия. Ведь Церковь – это богочеловеческий институт.

Один мой знакомый, человек уже в возрасте, церковный, солидный, много делающий для Церкви, когда в храм дали нового молодого священника, сказал: «Я ни за что не пойду к нему исповедоваться, он молодой, ничего не понимает…». Справедливы ли такие заявления: «Я не хочу исповедоваться этому священнику»?

– Я думаю, что люди, так рассуждающие, не понимают, что и на этом молодом священнике благодать Священства, которая имеет власть разрешать или не разрешать грехи. Это же не от людей зависит, а от Бога: Господь дает эту благодать, епископ передает эту благодать своим ставленникам, которых возводит на уровень священника. В разрешительной молитве священник читает: «Благодатью Его, мне данною свыше (то есть не я прощаю, а благодатью Его, данною свыше), прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих…» Так что это некое незнание, непонимание...

Гордыня даже?

– И гордыня, конечно. (Продолжение следует)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс