Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №30 (879)
– Творения святителя Игнатия (Брянчанинова) называют духовной сокровищницей. Ее епископ Кавказский собирал долгие годы с одной целью: подробно и точно описать и объяснить духовный подвиг, который должен совершать христианин ради своего спасения. «Только тот, кто усвоил себе правильный взгляд на земную и вечную жизнь, – писал он – сможет стать истинным христианином, наследником вечных благ». А еще святитель часто повторял, что жизнь земную мы должны проводить в приготовлении к вечности; каким может быть это приготовление, мы говорим на наших уроках с протоиереем Андреем Каневым. Читая «Слово о смерти» святителя Игнатия и разбирая его «Разлучение души с телом», мы обратили внимание, как порой люди ответственно готовятся к некоторым важнейшим событиям в своей жизни – например, события, связанные с рождением, будь то рождение ребенка или рождение семьи, то есть свадьба. Какая мощная там идет подготовка! А разве рождение человека в вечность заслуживает меньшего внимания? Однако в этом случае большинство людей никакой особой подготовкой не занимаются, если не считать внешнюю: составить завещание, собрать пакет с одеждой… Потому отец Андрей уточняет: готовиться мы обязаны, но не к смерти, а к вечной жизни, и важно понимать, что подготовка к ней и земная жизнь христианина та, в которой есть место покаянию, участию в таинствах Церкви, – это один и тот же путь, один и тот же процесс.
Святитель Игнатий тоже обращает внимание на эту взаимосвязь. Он пишет, что все святые понимали значение такого перехода для человека и приготовляли себя к роковому смертному часу страхом и плачем, и далее приводит пример того, как воспринимали свою готовность к переходу в вечность великие подвижники. Так, во время кончины преподобный авва Агафон не был уверен, угодил ли он Богу, хотя в жизни он старался всеми силами исполнять заповеди Божии. Он говорил братьям, стоявшим рядом: «Не могу уповать на жительство свое, потому что один суд человеческий, а другой – Суд Божий». «Преподобный Агафон скончался с радостью, – пишет святитель Игнатий. – В жизни он строго и постоянно следил за собой и часто повторял, что без тщательнейшего наблюдения за собой человеку невозможно достичь преуспеяния. Таков путь ко спасению. Святые угодники Божии непрестанно рассматривали себя, находили новые недостатки и все более и более погружались в покаяние, которое очищало и усовершенствовало их для Неба. И напротив, лютая рассеянность и многопопечительность всегда соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно и гордо собой».
Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Многие обольщают себя суетным упованием. Они думают, что получат Царство Небесное, высоко мечтая о себе в сердце своем. Много званых, потому что Бог призывает многих и даже всех, но мало избранных, мало спасаемых, мало достойных избрания. Призвание – дело Божие, а избрание или неизбрание зависит от нас».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Очень интересная мысль, что званых много, а избранных мало. В народе часто рождается такая мысль: «Это не для меня». «Не для меня пришла весна» – есть такая песня. В отличие от протестантов, кальвинистов мы не верим, что человек обязательно создан для ада, такого в Православии нет. Призваны для спасения все люди без исключения, но поскольку мы свободны, у нас есть возможность выбора жизни, борьбы или не борьбы с грехами, то избранность зависит от самого человека. Какая это замечательная мысль! Она противоположна мысли: «Я грешник, им и буду». Порой, слушая такие вещи, думаешь: понимает ли человек, о чем говорит (хотя вроде говорит сознательно, не бредит). Истина Божия – в том, что призван каждый, но будет ли избран, зависит от него самого.
– Именно об этом говорит Господь в притче о брачном пире. С ним сравнивает Спаситель Царствие Небесное. Этот пир царь устроил для своего сына, и туда было приглашено много гостей. Но они пренебрегли приглашением, так как были заняты своими, как им казалось, очень важными делами. А кто-то и вовсе убил рабов, пришедших позвать на пир. Тогда царь сказал рабам: «Брачный пир готов, а званые не были достойны. Пойдите на распутье (так в те времена называли города и села язычников) и зовите на пир всех, кого найдете». Рабы выполнили приказ царя, и пир наполнился гостями, и злыми, и добрыми. Войдя посмотреть на них, царь обнаружил человека, одетого не в брачную одежду, и спросил у него, как тот вошел в таком неподобающем виде? Человек молчал, тогда царь приказал слугам связать его и бросить во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, но мало избранных.
Протоиерей Андрей Канев: – Часто возникает вопрос по этой притче: царь набрал нищих, откуда у них могла быть белая одежда? Оказывается, тогда была традиция подготовки к свадьбе: для каждого приглашенного шилась белая одежда. И для этого человека одежда тоже была приготовлена, но он сам ее не надел. Не потому, что ее не было, а потому что, приходя в этот дом, он должен был омыть ноги, лицо и надеть приготовленную одежду. Он проигнорировал правила и за это был изгнан с пира, в муку вечную и скрежет зубов.
– Святые угодники знали: призвание – это дело Божие, а вот избрание или неизбрание брачного пира зависит от нас. Как от нас зависит и то, в каких одеждах мы окажемся на этом пиру: насколько внутренне мы к нему подготовимся, увидим ли свои недостатки, омоемся ли слезами покаяния, очистим ли свою душу и усовершенствуем ли ее для Неба. И далее святитель Игнатий приводит в пример преподобного Арсения Великого. Он, занимаясь рукоделием, всегда клал на колени платок: он постоянно предавался покаянию, и из глаз его лились слезы. А когда он почил, то авва Пимен, имевший особый дар духовного рассуждения, сказал: «Блажен Арсений, ты оплакал себя в земной жизни. А тот, кто не оплакивает себя здесь, будет плакать вечно, ибо плача избежать невозможно, просто здесь он произвольный, а там – в муках, невольный». А Патриарх Александрийский, услышав о кончине преподобного, добавил: «Блажен авва Арсений: ты непрестанно помнил час смертный». Но сколько же противников таких слов и такой реакции мы встретим в наши дни даже среди христиан! Нередко люди, пребывающие в Церкви, искренне возмущаются темой плача, слез, покаяния, которая, по их мнению, не должна быть главенствующей – они уверены, что постоянное покаяние, сокрушение сердца и памятование о своей греховности лишают нормального человека даже не радости жизни, а самой жизни. Потому сегодня споры радующихся и плачущих становятся все громче. И порой в них слышатся такие слова: «А когда жить, если надо все время только каяться, плакать, готовиться к вечности?».
Протоиерей Андрей Канев: – Когда жить? Мы должны понимать, что покаяние – это не пародия, которую нам рисует лукавый. Он представляет его как некий мрачный процесс, какое-то постоянное уныние, плоское, неинтересное, скучное занятие. Процесс покаяния – это, в первую очередь, дар Божий, который всеми перечисленными характеристиками не обладает. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Светлана Козловская
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.