Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (880) → Архимандрит Савва (Мажуко): Служение Богу

Архимандрит Савва (Мажуко): Служение Богу

№31 (880) / 16 августа ‘16

Свет невечерний

Друзья мои, сегодня я начну с некоторого утверждения. Люди делятся на две категории: служащие и спасающиеся. Это особенно хорошо видно среди людей религиозных, верующих.

Итак, утверждение я сделал, тезис прозвучал, а теперь попытаюсь раскрыть, что же я имею в виду, почему это так важно и об этом стоит говорить, размышлять, спорить.

Все Священное Писание говорит нам о жизни, о биографиях, сообщает некоторые истории настоящих подвижников веры, духа (как часто выражаются). Один из таких подвижников – безусловно, патриарх Авраам, и вы наверняка помните его историю; основные вехи я все же позволю себе напомнить: это человек, который жил в Уре Халдейском, – видимо, состоятельный человек, из уважаемой семьи, – и вот на склоне лет, уже будучи старым человеком, престарелым, он услышал (мы не знаем как, об этом Библия не сообщает) голос Божий, призыв: Господь позвал его, выйти приказал из своего города и идти совсем в другую страну.

Для нас сейчас это не кажется каким-то подвигом, в этом нет ничего героического. Но в древности выйти из своей семьи, из своего родового города было не только опасно, но и крайне безрассудно: не было в то время никаких социальных институтов, гарантий и все гарантии безопасности заключались только в многочисленности рода, в принадлежности к роду, семье, сообществу. И вот, повинуясь голосу Божиему, призыву, Авраам вдруг отказывается от своей безопасности, от принадлежности к сообществу, которому всю жизнь принадлежал, и отправляется неизвестно куда – просто не знает, куда: Господь ему не сказал. Он подчиняется призыву и идет на голос Божий. И Господь ему, конечно, говорит, что у него появится потомство. Авраам в это верит с трудом. Собственно, его спасение в роде, в будущей семье – не мотив его ухода, не мотив его поступков: самое главное для него – служить Богу.

Если мы обратимся к биографиям других библейских персонажей, то увидим, что всех их объединяют способность и рвение к служению, – они все были готовы служить, как и Исаак, Иаков, его сын Иосиф, который служил Богу в Египте, и ветхозаветные пророки, особенно пророки Исаия и Иеремия, которые описывают ситуацию этого призыва: пытаются описать встречу свою с Богом, когда он их позвал. Как и пророк Самуил, который, будучи маленьким мальчиком, услышал голос Божий.

Везде повторяется одно и тоже – Господь позвал, и человек откликнулся на этот призыв. Не требуя гарантий, не выискивая, может быть, какого-то дохода или же прироста в личной жизни, какого-то дара… Вспомните, когда Соломон просил у Господа укрепить его в служении царя, он просил только мудрости, то есть свойства, необходимого не для личного расцвета, обогащения, а для выполнения служения, которое он несет.

Почему мы должны, друзья мои, отмечать эти детали библейского повествования? Почему это так важно? Почему, когда мы читаем биографии древних пророков, историю призвания святого апостола Павла или других апостолов, обязательно, когда говорится о библейском герое, об ученике Божием, описывается ситуация его призвания, когда Господь не дает никаких гарантий человеку, а человек откликается: «Вот я! Пошли меня!» – Господь говорит, что нужен Ему служитель вот в этом деле; не подписывается договор, никто не говорит, что «тебе будет то-то и то-то, ты получишь спасение» и так далее… Никаких гарантий.

Человеком движет только мотив служения. Он хочет служить. Нам-то что с этого? Почему мы должны подчеркивать этот момент в служении? Потому что, друзья мои, иногда наша религиозная жизнь превращается в какой-то изощренный эгоизм. Эгоизм человека спасающегося. Почему я вначале сказал, что делятся люди на две категории – служащих и спасающихся? Потому что спасающийся человек не служащий, а ищущий выгоды для себя: исполняя заповеди Божии, пытаясь быть добрым, любящим, истребляя в себе какие-то страсти… Если мною движет не мотив служения Богу, а только стяжания личного комфорта, если я ухожу от мира, от его грехов не потому что хочу Богу служить, а потому что презираю этих людей («мне удобнее здесь, в своем, религиозном»), – значит, я призыв Божий не услышу: я решаю свои вопросы, я не научился забывать себя.

Посмотрите, как апостол Петр в I Послании Соборном говорит: «Братья, служите друг другу тем даром, которому каждый дал Господь». Мы должны служить, мы призваны к служению, к тому движению души, к той активности, при которой человек должен забывать себя! И, по большому счету, вся жизнь наша в Церкви, в обществе сводится именно к служению. Если мы эту простую истину забываем, случаются жуткие уродства – и в религиозной жизни, и в общественной.

Когда мы говорим, что цель, смысл жизни человека есть стяжание Царства Небесного, эту хорошую фразу мы должны обязательно как-то оговаривать, уточнять: это не моя миссия, не решение моих личных проблем – я служу Богу (и я бы уточнил эту фразу и дополнил ее совсем другой: смысл жизни человека – в служении). Если человек в детстве этого не понял, у него потом в жизни происходят какие-то катастрофы, и он блуждает по жизни, как слепой, не знающий, на какой голос ему идти: мы сейчас часто говорим, что молодые люди и даже взрослые заражены каким-то инфантилизмом, то есть они не хотят служить, по большому счету, – они ищут своего какого-то покоя, блаженства, не хотят ни в чем участвовать, не хотят смотреть за своими родителями… Друзья мои, если не вложили в детстве в человека этого – знаете, ребенок, похож на банковский депозит: что бы ты ни положил туда, ты не можешь это оттуда взять…. Поэтому, друзья мои, давайте будем размышлять над этой странной проблемой, очень важной – «служение и спасение», ведь служение это и есть спасение, поскольку оно и есть смысл жизни человека.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс