Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Друзья мои, мы с вами с радостью и умилением всегда читаем жития святых, и это очень хорошее занятие. И, может быть, один из самых красивых моментов каждой биографии святого – описание его детства. И вы наверняка заметили, что детство у святых, в общем-то, одно и тоже. Все события их детских лет, если мы сравним жития разных святых, в общем-то складываются в одну очень похожую картину. Скорее всего, святые угодники Божии, например, святые Николай, Серафим Саровский или другие святые уже в детстве показали какие-то плоды святости – долго молились, предпочитали поститься, не есть какую-то изощренную пищу, любили монашескую жизнь или же путешествовали в монастыри, или же, как преподобный Серафим Саровский, имели особую благодатную заботу со стороны Божией Матери, исцеление от Ее чудотворной иконы.
И, читая такие жития святых и смотря на наших детей, мы видим разительный контраст. Вот святой Николай в детстве молился, постился, еще даже не умея ходить… Вот пишут о житии святых Веры, Надежды, Любови – три девочки маленькие совсем, у которых была верующая мама София, три девочки-христианки, которые не отреклись от своей веры, мужественно исповедовали свое упование, были тверды в своих убеждениях… Мы видим перед собой какие-то образцы совсем недетской святости.
Они нас умиляют, трогают, восхищают, а потом мы переводим взгляд от книги на нашего ребенка, на наших детей, которые приходят в Церковь или воскресную школу, на наших близких деток и нам кажется, что что-то ненормальное происходит с нашими детьми. Хочется видеть в них святость (они же все ангелы), ждешь от них каких-то проявлений чудес, может быть, особого умиления, простоты, а видишь перед собой озорную, иногда лукавую мордочку, которая норовит улизнуть со службы, совсем не хочет молиться, любит побегать, пошалить, посмотреть какие-то мультфильмы вместо того, чтобы послушать Евангельское чтение, засыпает на третьей минуте молитв, а может быть, даже и на первой, совсем не хочет слушать наставлений, скучает от проповедей батюшки, не горит желанием ходить в воскресную школу, никак не хочет бегать на клирос, носить правильную православную одежду. Одним словом, не дети, а настоящее разочарование. Что нам с этим делать? Ведь Евангелие передает слова Спасителя – наставите детей приходить ко Мне – говоря, что мы должны быть как дети, иначе не сможем войти в Царство Небесное. А дети наши совсем не похожи на тех святых детей, которых мы хотим в них видеть.
И многие из нас попадают в эту ловушку, пытаясь навязать своим детям определенный стиль поведения, который на самом деле – канон житийной литературы. Ребенок, даже если он несмышленый, даже если он совершенно не имеет житейского опыта, он все-таки отдельная личность, у него все-таки есть своя история и своя биография. Да, у родителя или педагога есть определенные права на ребенка, он может что-то требовать от него – как говорил преподобный Амвросий Оптинский, как с детьми работать по слову Псалмопевца: «броздами и уздою челюсти их востягнеши», то есть нужно понуждать к благочестивой, сдержанной и ровной жизни, требовать от них послушания, но всегда следует помнить, что он – отдельная личность. Когда человек становится верующим? Только после того, как он переживет личную встречу с Богом. Можем ли мы как-то запрограммировать эту встречу, назначить ее, если речь идет не о нашей истории, а о биографии нашего ребенка? Можем ли мы как-то организовать восторг веры, пыл святости у наших детей, зажечь этот пыл святости? Не можем. Можем создать только определенные условия. Потому что встреча эта – всегда личная. Она может состояться, а может и не состояться. А может состояться очень нескоро – может быть, даже в конце жизни, в старости (даже если всю жизнь человек прожил в кругу святых людей, праведных, которые учили его всему хорошему).
Иногда мы требуем слишком много от детей, и это приводит к обратному результату, к определенному надрыву. Разве можно требовать от маленького ребенка, чтобы он вычитывал все правила? Чтобы он выстоял все богослужение? Чтобы он, динамичное, подвижное существо, вел себя как маленькая старушка или старичок? Нет, конечно же: дети есть дети. Требовать от них чего-то большего, чем они могут дать – невозможно.
Одна женщина подходила ко мне с жалобой на собственную дочь и говорила мне, что «в ее возрасте, в 10 лет, уже нормальные девочки на клиросе поют, а она не хочет – она любит поскакать со скакалкой, любит побегать со своими одноклассницами, она даже красится тайно от меня». Но разве можно требовать от девочки чего-то большего, чем она может дать?
И вот, если родители требуют от детей чего-то сверхъестественного или, лучше сказать, неестественного для их поведения, их возраста, то у ребенка возникает устойчивый протест против того, что связано с Церковью. Когда такому человеку уже во взрослом возрасте придется услышать слово, например, «Причастие» или «богослужение», у него из детских воспоминаний всплывают только усталость, надрыв, тяжесть от каких-то непомерных требований, постоянный контроль и давление, требования со стороны родителей, которые хочется побыстрее стряхнуть. Поэтому такие дети, получившие в раннем детстве церковное воспитание, становясь подростками уходят из Церкви.
Виной такого ухода чаще всего становятся родители, которые слишком переусердствовали в воцерковлении своих чад. Иногда родитель совершает такую ошибку и требует от мальчиков поведения, совершенно не свойственного для них – поведения взрослой, сдержанной, уставшей от жизни женщины. Одна мама жаловалась на своего сыночка и говорила мне как это так, после Причастия он почему-то бежит играть с ребятами в войну или же катается на велосипеде, что совершенно не допустимо. Я ее спрашиваю, а что же должен делать ваш ребенок, которому всего длишь 12 лет после Причастия? Причастившись утром в Церкви, он должен сидеть с книжкой целый день? Бродить по пустому дому? Молиться, вздыхать? Что же должен делать мальчик в этом возрасте?
И вот, друзья мои, нужно помнить, что золотая добродетель есть рассудительность. Нужно помнить, что мы должны испытывать благоговение перед жизнью и биографией наших детей. Это не наша собственная биография, это история его личной встречи с Господом, поэтому нужно быть очень осторожным в предъявлении требований детям, очень осторожным с тем, чтобы не отвернуть человека от Христа, не сделать его безбожником, а наоборот создать все условия для того, чтобы эта встреча с Богом состоялась.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.