Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Родился святой 11 ноября 1881 г. в селе Спасское на Сетуни Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Семеновича Померанцева. В 1897 г. Николай закончил Заиконоспасское духовное училище, в 1904 г. – Московскую духовную семинарию.
До 1917 г. Николай Петрович служил псаломщиком в одном из московских храмов, в этом году был рукоположен во священника к Владимирской церкви в селе Осташево Бронницкого уезда, где прослужил до 1929 г. Затем отца Николая перевели в Троицкую церковь в село Новлянское Волоколамского района.
В 1931 г. священник скрыл от описи властями часть церковной утвари, за что был приговорен к максимальному сроку заключения по статье – трем месяцам исправительно-трудовых работ. Вернувшись из заключения, продолжал служить в храме до наступления очередного периода гонений на Русскую Православную Церковь.
3 ноября 1937 г. следователи НКВД допросили дежурных свидетелей, которые показали, что священник вел контрреволюционную деятельность во время выборов в Верховный Совет.
3 ноября 1937 г. отец Николай был арестован и заключен в одну из тюрем в Волоколамском районе. 11 ноября следователь допросил его, а после священника перевезли в Таганскую тюрьму в Москве. 22 ноября следователь еще раз допросил его в тюрьме, в основном интересуясь, кем он рукоположен во священника и когда, за что он был ранее судим, и в последнюю очередь спросил – признает ли он себя виновным в антисоветской агитации, на что священник еще раз заявил, что в этом себя виновным не признает. На следующий день, 23 ноября 1937 г., тройка НКВД приговорила отца Николая к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Николай Померанцев скончался в заключении 16 августа 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.
Очень важно в жизни христианина духовное чтение – ежедневное чтение святых отцов: именно они вдохновляют нас на практику христианского благочестия. Духовная жизнь – это удивительное, потрясающее по своей красоте творчество в сотрудничестве с Богом, творчество преображения своей души.
«Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?» – такой вопрос задал в свое время святитель Феофан Затворник. Из этого вопроса родилась целая книга, основанная на переписке с девицей, искавшей духовного спасения через общение со своим духовным наставником святителем Феофаном.
Сердцевина духовной жизни всегда – покаяние, но покаяние – это не Исповедь, не посидеть 10 минут, выдавить из себя что-то и записать на бумажке. Часто люди даже недоумевают: «Как идти на Исповедь, вроде ничего не произошло и сказать нечего?!». В этом они находят причину отложить Причастие: мол, подожду, пока нагрешу, тогда приду. Если человек живет внимательной церковной жизнью, то и слава Богу, что неделя прошла без тяжких грехов, – подойди, благословись у батюшки и готовься с миром к встрече со Христом в таинстве Причастия. Исповедь – это часть огромного пожизненного процесса покаяния.
Покаяние – это именно процесс, ежедневный и до последнего издыхания процесс преображения и очищения души. Как известно, наша душа имеет три основные силы, которые поражены грехом, повреждены, нарушена их целенаправленность, векторность. Цель всей нашей жизни – привести три этих силы к одному направлению: в Боге и этой огромной внутренней энергией в соединении с энергией Божией обретать Царствие Небесное. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – говорит Господь.
В таинстве Крещения освящается высшая сила нашей души – духовная сила: сила ума или сила словесности. Как говорится у святых отцов, именно в ней отпечатлен образ Божий, совесть, страх Божий, любовь к Богу.
Освящение этой силы, выправление вектора ума в сторону Бога дает возможность исправить и две остальные силы – страстные, которыми обладают и животные. Это инстинкт самосохранения и продолжения рода: покаяние – это изменение ума, а когда изменяется ум, тогда преображаются воля и чувства.
Святитель Феофан говорит замечательные слова, к чему мы должны прийти, каковы характеристики нашего исправленного состояния: «Ум богоподобен» – то есть мы можем достигнуть из образа Божия в Его подобие. Цель христианской жизни – обожиться.
«Ум богоподобен, когда он ясно ведает Символ веры и все, заключающееся в нем, содержит нелицемерно». Символ веры – это сформулированная полнота нашей веры. Когда ум всецело ее воспринимает и содержит, то есть нелицемерно следует этому направлению, тогда он обоживается. «Деятельная сила человека (то есть сила желания, сила вожделения) бывает богоподобна, когда украшается всеми добродетелями, какие указаны Господом в учении о блаженствах, именно: смиренномудрием, сокрушением, кротостию, истиннолюбием и правдолюбием, милосердием, чистотою сердечною, миролюбием (то есть возлюблением мира Божия), прощением обид, терпением и прочее», то есть когда ум видит цель, а воля покоряется заповедям Божиим, через послушание слову Божиему приобретает навыки.
Безусловное принятие Символа веры, принятие учения о блаженствах и внимательное рассмотрение: «возьми сердце свое и смотри, где его сокровища» – это формула пути к богоподобию, то есть в Царство Небесное.
Расшифровка:
Юлия Подзолова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.