Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (878) → Архимандрит Савва (Мажуко): «Стяжи дух мирен...»

Архимандрит Савва (Мажуко): «Стяжи дух мирен...»

№29 (878) / 2 августа ‘16

Свет невечерний

Друзья мои, как хорошо, что мы можем с вами говорить о Боге открыто, не стесняясь, не прячась от репрессий или властей! Но мы с вами, как христиане, как ученики Христа, люди, которые носят Его имя, Его крест на себе, должны помнить, что от каждого из нас Господь ждет служение свидетеля Своего. Не случайно древние христиане, о чем говорит нам Книга Деяний апостольских, друг друга именовали совсем другим именем: не христиане, а святые – святой Василий, святая Мария. Мы себе не можем представить даже, как это было: сообщество людей в Церкви, славящих Господа, – это сообщество святых. Мы, конечно же, не дерзаем себя так называть, но нам следует разобраться, почему первые христиане так дерзновенно именовали свое сообщество – где основания этого дерзновения, оправдано ли оно и не является ли оно плодом изящного высокомерия? Нет, друзья мои, конечно же, нет.

Это ощущение первых христиан было действием Святого Духа, в котором они жили. Ведь Книга Деяний апостольских – это Книга Святого Духа. Мы знаем, что Дух Святой – это третья Ипостась Святой Троицы. Но очень сложно верующему человеку бывает с годами прийти к такому пониманию. Только вчитываясь в текст Книги Деяний понимаешь, что субъект ее, главный герой, протагонист человеческой истории и этой Книги, – не апостолы Петр и Павел, а Дух Святой, Который выступает как личное существо: это не энергия, не просто дар какой-то или благодать особенная, а Тот, Кто эту благодать дает.

И Серафим Саровский говорил, что смысл и цель жизни христианина есть стяжание Святого Духа Божия. Эта реплика преподобного Серафима Саровского стоит целой библиотеки духовной литературы, настолько в ней сгущена, собрана, выкристаллизована самая суть христианской жизни! Но мы склонны понимать ее несколько упрощенно, даже вульгарно – «Дух Святой стяжаю я для себя, в моем самосовершенствовании», – и неслучайно многие люди, которые не понимают самой сути Евангелия, в духовной жизни своей, в духовном совершенствовании кормят свое тщеславие, взращивают вокруг себя какой-то изысканный род эгоцентризма. Но преподобный Серафим Саровский и апостолы не это имели в виду. Говорили они совсем о другом.

Стяжание Духа Святого Божия есть преумножение доброты в самом себе, а значит и в мире – вот такой упрощенный вариант этой формулы. С каждым днем христианин должен становиться добрее, вот тогда его жизнь в Церкви, его посты и молитвы оправданы. Вот тогда он светильник, который светит всем. И если древние христиане воспринимали свою жизнь во Христе как стяжание Духа Святого Божия, а это стяжание воспринимали как служение Богу и служение этому миру, мы с вами должны ориентироваться на вот тот пафос – служение и свидетельства, которые были в жизни первых христиан.

Что это за служение? Что это за чувство ответственности? Мы можем понимать это слишком упрощенно, то есть ходить хватать за руку людей, говорить им о Христе, как это делают, например, некоторые протестанты. Это, на самом деле, тоже очень хорошо. Но святые наши старцы понимали это служение, свидетельства о Христе несколько иначе, приумножая в себе умиротворение, доброту, дух мирный, люди вокруг себя спасают людей.

Апостол Павел дал по-настоящему глубокое учение о служении каждого христианина, как о служении примирения (об этом он пишет во 2-м Послании к Коринфянам – о том, что Христос явился Примирителем). И каждый христианин должен взять на себя это служение примирения.

Что это за служение? Зачем оно нужно? Если говорится о примирителе, о мире, – значит имеется в виду ситуация какой-то распри, раскола, и каждый из нас, особенно взрослый человек, опытный согласится с этим откровением Евангельским, что мир лежит не только во зле, он лежит в распре, он расколот, внутри нас существует этот раскол – между близкими людьми происходит война: свекровь восстает на невестку, зять на тещу, дети на родителей, родители на детей, народ против государства, государство и чиновники против своих же людей. Эта распря повсюду и с самых детских лет (особенно это знают люди, у которых есть дети и они могут наблюдать, что эти ангелы, казалось бы, это украшение жизни, внутри себя несут какой-то рой противоречий), и мы действительно видим, что христианин должен взять на себя задачу примирения самого себя, стяжания какой-то доброты, умиротворенности, мира душевного внутри себя. И это мир он стяжает не для себя, а чтобы вокруг себя создать такую территорию доброты: он знает, как это тяжело быть добрым на самом деле в этом мире, где тебя постоянно обижают, унижают, предают, как тяжело благословлять своих гонителей, молиться за тех, кто вас обижает, но у нас нет другого пути… Мир еще держится, может быть, только за счет добрых людей, которые не позволяют этому духу распри, ненависти вселиться внутрь себя.

Вот, друзья мои, служение примирения – то, чего Господь ждет от нас, потому что мир разваливается на куски. Был гениальный английский поэт Мэтью Арнольд, и он говорил об океане доверия:

Доверья океан
Когда-то полон был
и, брег земли обвив,
Как пояс, радужный,
в спокойствии лежал
Но нынче слышу я
Лишь долгий грустный стон
да ропщущий отлив
Гонимый сквозь туман
Порывом бурь,
разбитый о края
Житейских голых скал.
Дозволь нам, о любовь,
Друг другу верным быть.
Ведь этот мир, что рос
Пред нами, как страна
исполнившихся грез,
Так многолик, прекрасен
он и нов,
Не знает, в сущности,
ни света, ни страстей,
Ни мира, ни тепла,
ни чувств, ни состраданья,
И в нем мы бродим,
как по полю брани,
Хранящему следы смятенья,
бегств, смертей,
Где полчища слепцов
сошлись в борьбе своей.

Наш мир, наше общество, даже наши семьи представляют иногда собой борьбу слепцов: полчища слепцов бьют друг друга, убивают, и некому нас помирить. Христианин должен понимать эту ситуацию распри, которая в этом мире существует и прилагать все усилия, чтобы помирить людей, помирить самого себя с Богом, умиротворить распри, сеять вокруг доброту, свет, радость… Больше это делать некому. Господь ждет от нас это служение примирения.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс