Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №27 (876)
Юлия Александровна, мы говорили об обязанностях – как их развивать у детей младшего школьного возраста. Мы говорили, что это полезно, чтобы человек впоследствии стал самостоятельным, а зачем мы развиваем самостоятельность?
– Вообще, самостоятельность – очень важное жизненное качество человека, которое ведет его к каким-то более перспективным целям, более смелым поступкам и решениям. Именно самостоятельность человека – ключевой фактор его профессиональной и личностной эффективности: любому работодателю и специалисту будет крайне приятно работать с человеком, который сам может поставить себе цели, достичь их и показать результаты – его не надо контролировать, следить за ним и, может быть, сомневаться в нем, не доверять. Это очень важное личностное качество, ставшее критерием отбора специалистов, и формируется оно очень рано.
Если она развивается рано, что же главное в ее воспитании?
– Вообще, конечно, семья – образец того, кем быть, как себя вести, и на развитие самостоятельности влияние оказывает, в первую очередь, каждый конкретный родитель.
Любой перекос в сторону родительской несамостоятельности может быть усвоен ребенком. Например, если в семье более самостоятелен и ответственен только один родитель, а второй все время у него спрашивает: «А что дальше? А что мне сделать? А что потом? Я хорошо сделал? Обед тебе понравился? Все было вкусно?» Наблюдая за таким поведением мамы, например, ребенок сделает вывод, что, видимо, не всем надо быть самостоятельными – «возможно, мне можно быть как мама и спрашивать, что мне дальше делать, как мне поступать», – и это будет нормальным поведением. Или, например, когда ребенок видит, что родитель наказывает за самостоятельность: «Кто тебе разрешал готовить уроки без моего контроля? Зачем ты это все уже написал на чистовик?», и т.д.
«Да еще и неправильно, сейчас все переписывать будем!»
– Да. И тогда ребенок понимает, что самостоятельность не обязательна и даже не нужна.
А когда один из родителей уклоняется от своих обязанностей, это тоже плохой пример для самостоятельности?
– Если родитель это делает явно, то это, конечно, плохой пример, ведь ребенок ищет, где ему выгодней: труднее чем-то заниматься, чем не заниматься ничем, поэтому если ребенок видит пример возможности уклоняться, он будет следовать ему.
Что же тогда влияет на развитие самостоятельности?
– В начале я хочу разделить понятия самостоятельности ребенка и вседозволенности – это не одно и то же. Самостоятельность – это конструктивное поведение, в результате которого ребенок и его близкие видят положительный результат (пусть он не совсем качественный, но он будет в любом случае положительным). А у вседозволенности только отрицательные результаты – ребенок нарушает нормы или, может быть, какие-то моральные правила. Например, ребенок взял из кошелька родителей деньги и пошел в магазин. Он, может быть, купит даже что-то нужное, например, в семье не оказалось ничего к чаю, и он купил печенье и себе конфет. Мама говорит: «Ой, какой ты самостоятельный, взял и купил». Но на самом деле это не очень хорошая черта, потом она может перейти в характер человека и стать нехорошим залогом, может быть, даже воровства ребенка.
Другая сторона вседозволенности может заключаться в том, что, например, папа купил маме цветы, и ребенок увидел, как мама была этому рада. Он тут же выбегает из дома, подбегает к ближайшей клумбе, выдирает цветы, которые трепетно сажали и за которыми ухаживали, приносит маме и говорит: «Мама, теперь держи от меня цветы!» Здесь уже не самостоятельность, а вседозволенность. В таком случае имеет смысл обратить внимание и объяснить ребенку, как следует поступить, если он тоже хочет что-то подарить, скажем, можно было бы нарисовать цветы на бумаге или попросить папу купить цветы. И про деньги, взятые из кошелька, нужно сказать ребенку: «Ты мог бы сказать, что у нас ничего нет к чаю, попросить денег и предложить сходить в магазин».
Итак, мы отделили самостоятельность от вседозволенности, научили родителей, как реагировать на такие поступки ребенка, которые ведут к не совсем благоприятным чертам характера.
Как же сформировать самостоятельность? Самостоятельность формируется в результате того, что ребенок научается ставить какую-то цель, в своем темпе идти к этой цели и получать результат, который он подразумевал под этой целью. Самостоятельность очень близка к тем задачам и обязанностям, которые выполняет ребенок. Очень здорово, если она проявляется в отношении того, что для ребенка норма. Например, абсолютно нормально для ребенка – встать с постели, убрать ее за собой и приготовить завтрак (или начать завтракать). Это уже самостоятельность – он приготовился к школе и сделал все сам. За такое проявление нужно обязательно ребенка хвалить и поощрять. Если ребенок самостоятельно вовремя пришел в школу и в школе выполнил какие-то мероприятия тоже самостоятельно, без дополнительного контроля со стороны взрослого, то он уже самостоятельный. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Людмила Моисеева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.