Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №27 (876)
В прошлом номере мы начали разговор о коллекциях Романовых, представленных на выставке «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств». Сегодня мы продолжим наше путешествие по залам выставки.
По заказу дворцового управления в 1820–1830-х годах создается целый ансамбль канделябров из стекла и золоченой бронзы. Над исполнением проекта К. Росси работают мастера Императорского стеклянного завода и бронзовой мастерской Андрея Шрайбера. Украшенные лавровыми венками и двуглавыми орлами, в виде полупрозрачных граненых балясин с лебедями-кронштейнами для профиток, эти элегантные приборы использовались для освещения парадных застолий.
Эпоха правления Николая I стала периодом расцвета русского прикладного искусства. Присущий этому времени интерес к стилям ушедших эпох заставляет мастеров осваивать разнообразные приемы декора. Так, для парадных и частных трапез Императора создаются «Готический» и «Бабигонский» сервизы, с образами декора которых можно познакомиться на выставке.
Мебельщики этого времени создают особую стилистику декора – сочетание резных элементов, темного дерева и комфортных конструктивных решений получило название «Николаевский романтизм». Среди переданных из Эрмитажа произведений это стилевое направление иллюстрируют кресло и стул – части большого мебельного гарнитура.
Многие предметы на выставке связаны с детьми Николая I и их семьями.
Приданное дочерей Императора, было своеобразной витриной хорошего вкуса и рачительности русского правящего дома. Большая часть этих ансамблей оказалась за пределами нашей страны. Однако старшая дочь Императора, Великая княжна Мария Николаевна, вопреки сложившейся традиции, не покинула Отечества. Ее супруг герцог Максимилиан Лейхтербергский поступил на службу в России. Для молодых любящий отец строит Мариинский дворец, куда по завершении работ было перевезено имущество пары (включая и приданное). Ярким образцом зарождающегося стиля неоренессанс стал спальный гарнитур, исполненный в знаменитой мастерской братьев Гамбс по проекту не менее титулованного архитектора Огюста Монферрана. Предметы этого ансамбля оставались во дворце и во время размещения в нем Государственного совета. В собрание Екатеринбургского музея пара стульев из этого гарнитура пришла с пометкой «из кабинета Победоносцева». Эта ремарка, сначала смутила сотрудников, занимавшихся атрибуцией, а затем стала ключом к установлению истории предмета.
После смерти супруга в 1852 году овдовевшая Великая княгиня Мария Николаевна нашла счастье во втором браке. Заключенный в 1853 году союз с графом Григорием Строгановым омрачала лишь окружавшая его секретность. При жизни Императора Николая I не могло быть и речи о публичном признании этого брака, в 1856 году потребовался специальный указ Александра II, узаконивший отношения супругов, но не снявший покрова тайны. В этом союзе родилась дочь Елена. С ее коллекцией связано небольшое полотно, размещенное в том же выставочном зале. «Портрет мужчины в берете» был унаследован внуком Великой княгини – Сергеем Владимировичем Шереметьевым, из коллекции которого она была передана в московский Музей изящных искусств. Позднее из «Торгсина» ее передали в Государственный Эрмитаж.
Целый блок произведений на выставке связан с семьей наследника Императора Николая I – Александром Николаевичем.
Коронации Александра II посвящен шедевр книжного дела середины XIX века – коронационный альбом. В украшенном цветными литографиями монументальном издании содержатся описания всех торжественных мероприятий, в числе которых – не только сама церемония в Успенском соборе московского Кремля, но и многочисленные приемы, обеды, балы, сопровождавшие празднества.
В следующем зале выставки мы встречаем предметы, принадлежавшие Императрице Марии Александровне. Из коллекции Императрицы происходит картина бельгийского живописца Констана Ваутерса «Мать с ребенком» (1851), ранее украшавшая стены пожалованного Николаем I семье наследника в 1843 году дворца «Собственная дача».
К правлению Александра II и Марии Александровны относятся и два пасхальных яйца, созданных художниками Императорского фарфорового завода в 1870-х годах. В богатом декоре предметов, сочетающим глухое крытье кобальтом, роспись золотом, цировку, живопись и эмали, были использованы фрагменты росписей крупнейших храмов России.
В 1878–1879 годах на Императорском фарфоровом заводе для Марии Александровны был исполнен изящный сервиз, украшенный тонкой цветочной росписью и сложнейшим декором – сеткой из рельефного золота и эмалей. Посуда, воспользоваться которой в полной мере Императрица не смогла, оставалась без дела в сервизных кладовых. После революции предметы были разрозненны и распределены между музеями и антикварными магазинами.
К свадьбе младшего брата Императора Великого князя Константина Николаевича с принцессой Саксен-Альтебургской (в православии – Великой княгиней Александрой Иосифовной) в 1848 бал исполнен банкетный сервиз с чайными и кофейными приборами. Разработкой декоративной программы этого ансамбля – первого, в котором отчетливо прозвучали мотивы древнего русского искусства, занимался Ф.Г. Солнцев.
«Русский стиль» приобрел особое значение государственного стиля в правление последних императоров. Так, известно, что кресло «Дуга, топоры и рукавицы» по модели В. Шутова, аналогичное представленному на выставке, находилось в покоях Императора Александра III.
Свидетельством особого значения русского стиля, заимствующего формы и элементы декора у древнерусского искусства и произведений времен правления первых Романовых, является двухтомный Коронационный альбом Императора Николая II. Относительного небольшого размера, эти книги содержат в себе множество деталей торжеств. На страницах воспроизведено множество фотографий, документов и даже банкетных меню.
Увлечение художников темой допетровской Руси нашло свое отражение в картине А.Д. Литовченко «В русском тереме». Любопытно, что картина происходит из собрания графов Бобринских – потомков внебрачного сына Императрицы Екатерины II. С этой семьей связаны и два блестящих образца стекла стиля модерн. Кувшин и графин, исполненные на рубеже столетий, украшены изображениями плывущих бобров – главной фигуры родового герба Бобринских.
Расцвет модерна совпал в России со временем правления последнего русского Императора Николая II. В 1912 году на объединенном Императорском фарфоровом и стеклянном заводе была создана ваза с гравировкой в виде цветов жасмина, предназначавшаяся, вероятно, для одной из императорских резиденций.
Выставка, открытая в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, продолжит свою работу до 2 октября 2016 года. Приглашаем всех, кто интересуется историей династии Романовых, их влиянием на искусство и вкладом в формирование отечественных музеев познакомиться с этим выставочным проектом.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.