Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (876) → Протоиерей Владимир Волгин: Мы должны делать хорошее

Протоиерей Владимир Волгин: Мы должны делать хорошее

№27 (876) / 19 июля ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №26 (875)

Отец Владимир, мы размышляли о Божественной любви, что была присуща святым людям, и я спрашивала у Вас, можем ли мы здесь, на земле, достичь хотя бы толики той любви, которую испытывали они? Почитание святых начинается с народного почитания. Знаю, что и отца Иоанна (Крестьянкина), и отца Серафима (Тяпочкина), и многих других еще пока не прославленных люди считали святыми при их жизни, а после их кончины обращаются к ним как к тем, кто стоит у Престола Божия и молится за нас. Вы их знали и, как говорили, они были воплощением Божией любви. Как они этого достигли? Или, может быть, они родились с этим?

– Нет, конечно же. Правильней сказать так: они родились не с этим, а с призванием к определенному пути, к святости, от которого человеку невозможно отказаться. Хотя мы знаем Иуду, апостола, предавшего Христа, который добровольно отказался от своего апостольства тогда, когда обладал всеми теми дарами, что и остальные Его ученики, – они бесов изгоняли, больных исцеляли; как Господь об этом сказал: «Даром получили – даром отдавайте!».

Он жил с ними.

– Конечно.

И любовь?

– Но вот любви-то как раз и было недостаточно. И не только у Иуды, но и у других апостолов. Тот же апостол Петр отказался от Христа.

Он трижды отрекся.

– А почему это произошло? Потому что ученики имели человеческую любовь, отчасти облагодатственную Богом: еще не совершилась Пятидесятница, еще не сошел на них в виде огненных языков Дух Святой, и поэтому каждый из апостолов, хотя и обладал любовью ко Христу, к ближним своим – может быть, гораздо большей, чем мы все имеем, – но все же обладал не Божественной любовью.

Что же нужно, чтобы стяжать ее? Дело в том, что я могу только в теории говорить, но ни в коем случае не вижу в себе этой Божественной любви: не ощущаю того, что Господь вошел в меня, стремлюсь к этому, но не вижу этого. Но из изречений святых отцов известно, что нужно для стяжания: точное исполнение заповедей Божиих, которые невозможно исполнить без помощи Божией. Точное исполнение! А что это значит? Это означает, что даже в помысле своем, в мысли своей не грешить по отношению к заповеди.

Как это сложно! Как это трудно! Для нас это почти невозможно, а с Божией помощью все возможно. Если мы будем просить Его помощи, но не так, как я говорю своим прихожанам: «Вы молитесь за людей близких, которые находятся в несчастье, в болезни и нуждаются в исцелении, но и ваша молитва, как и моя, индифферентна, не наполнена энергией души, она вялая и не изнутри исходит». Я всем привожу пример пророка Моисея, который ничего не делал, а только молился внутри сердца своего за весь еврейский народ так, что Господь обращается к нему как к другу Своему и говорит: «Что ты вопиешь ко Мне?». Вот какая должна быть молитва! Или как у апостола Петра: «Спаси меня, погибаю!». Это крик отчаяния, который может исходить только из глубины человеческого сердца и человеческой души.

Вот так и мы должны кричать ко Господу: ведь мы погибаем. Преподобный Кукша, живший в Одессе, обращаясь к людям, приходившим к нему, говорил: «Спасайся, кто как может». А что это значит? Это значит, что если у меня под рукой в этом житейском море какая-то палка вместо спасательного круга или доска вместо лодки, на которую меня, тонущего, забрали, то я должен кричать: «Помогите! Спасите!», потому что я тону, погибаю. Вот так мы должны кричать Господу, чтобы Он нам помог Своей силой, благодатью исполнить Его же заповеди, – без Него мы ничего не можем совершить. Это, с одной стороны.

А с другой – мы понимаем, что, как апостол Павел говорил, наша брань не с плотью и кровью, а с духами злобы поднебесной. Господь наш Иисус Христос, когда к Нему привели бесноватого юношу, на вопрос Своих учеников, почему они не смогли изгнать беса из него, ответил: «Этот род изгоняется только молитвою и постом». То есть нам нужно насыщать свою жизнь постоянной молитвой: «Молитесь непрестанно, – говорит апостол Павел, – и за все благодарите». Мы должны непрестанно молиться Богу, но получается ли у нас такая молитва? Конечно же, нет. Мы ведем рассеянную жизнь, мы забываем о Боге, мы думаем о себе нечто, мы воспринимаем наши связи как что-то большое и значащее, хотя Господь говорит: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения». Нам нужно все упование за свою жизнь возложить на Бога, но для этого, безусловно, необходима молитва к Нему и телесное воздержание – пост. Ведь пост утончает тело и делает оболочку между душой и Богом более тонкой, и плоть становится способной воспринять Божии лучи в себя, а через себя в душу (безусловно, я безграмотный человек, но я просто размышляю).

Очень красивый образ у Вас получился!

– А когда душа бывает затронута благодатью Божией, то она начинает возгораться и еще больше стремиться к Богу.

Не помню, кто из святых, молясь, всегда просил: «Господи, дай мне Своей благодати!». Он просил себе благодати и советовал всем другим этого же просить у Бога.

– Не помню и я, но думаю, что почти все, наверное, просили себе Божественной благодати. Это то, что требует затраты психических сил, но мы должны себя заставлять, как мы заставляем себя молиться утром и вечером, когда хочется спать. Так же и в области нравственной жизни: нам хочется сделать дурное, а мы должны делать хорошее; нам хочется сказать гадость близкому человеку, а мы должны принудить себя, во всяком случае, лучше ничего не сказать, чем сказать плохое. Лучше подвигнуть себя на противоположное – гнилое выбросить, а доброе сказать.

А не будет ли это тогда двоедушием? Если нам не нравится человек, мы испытываем к нему неприязнь, то должны ли мы это делать? Действительно, есть люди в нашей стране, которых я считаю врагами Церкви. Как я должна изменить свое отношение к ним? Я, конечно, стараюсь в мыслях их не хулить и даже жалеть. Сейчас я искренне их жалею и думаю, что же такое с ними произошло, что они стали такими ненавистниками Церкви, Христа, священнослужителей? Но как я должна с ними себя вести, если вдруг встречусь?

– Подобный вопрос я задавал отцу Иоанну (Крестьянкину), великому старцу, и он говорил мне, что этих людей нужно особенным образом жалеть: мы еще имеем возможность спастись, а они дальше отстоят от этой возможности. Так что вы стоите на правильном пути, когда начинаете их жалеть. Неужели мы будем равнодушны к тому, что человек на глазах будет тонуть, не протянем руки помощи, неужели не пожалеем об этом несчастном человеке? Неужели мы не напряжемся душою и сердцем своим за этого несчастного и не пожелаем ему спасения из пучины водной? Вот как мы должны относиться к людям, даже к врагам Церкви. Они – люди, больные душевным и духовным недугом.

Думаю, это самый страшный грех, который, можно сказать, лишает человека ума: «Рече безумный в сердце своем: «Несть Бога»». Христос сказал о человеке, враждующем на Бога: «Лучше было бы ему повесить на шею каменный жернов и бросить его в море, чем родиться». Вот видите, как говорит об этом человеке Господь! Неужели мы будем желать ему зла? Его можно только пожалеть, если он, конечно, не агрессивно выступает против Церкви. Он может быть крещен, но если он открыто богохульствует, если он гонитель Церкви, публично отрекается от Христа, то, к сожалению, за такого человека нельзя молиться в Церкви – мы можем только воздохнуть о нем (наверное, не в Церкви) и попросить Господа, чтобы Он нашу молитву не вменил в грех. А что это значит? За такого человека борются духи злобы поднебесной. Они и за нас тоже ведут борьбу, но когда мы молимся за него, то, значит, пытаемся освободить его от этого недуга, и бесы с еще большей яростью набрасываются на нас. Мы можем не выдержать этого натиска – силы наши ограничены, поэтому Церковь запрещает молиться о самоубийцах. А враг Христов, который так яростно воинствует, – к сожалению, как самоубийца. Но мы должны их жалеть, ведь их участь ужасна. К ним нужно относиться так же, как к тем, кто лежит в больнице в реанимации – проходим мы мимо бездыханных людей, лежащих на приборах, мы их не знаем, но неужели жалостью не преисполняется наше сердце?

Жалеем их, конечно.

– Да, хотя и не знаем, находятся ли среди них друзья Христовы или враги Его, или те, кто индифферентно к Нему относится. Нам нужно сменить раздражение на милосердие, и мы всегда должны вспоминать о том, какими были (я говорю о себе) раньше. Апостол Павел называет себя извергом и первым гонителем Христа («ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию»), но Господь помиловал его. Нас Он тоже помиловал: нам нужно вспомнить прошлое, когда мы были неверующими людьми, ведь каждый человек в своем неверии много совершил ошибок в жизни.

Мы с Вами очень часто произносим такое удивительное слово, как благодать. Когда мы хотим сказать о чем-то превосходном, о чем-то радостном, душевном, то часто произносим: «Благодать! Сплошная благодать!». А что такое благодать в понимании нашем и Божественном?

– В нашем понимании, по всей видимости, это понятие очень ограниченное – радость, может быть, даже утонченная радость, нежная радость... Я даже не знаю, как сказать, не могу подобрать слов.

Но благодать есть благодать. И есть чувства духовные, благодать Святого Духа, когда душа начинает блаженствовать, когда она не хочет, чтобы это уходило из нее, пытаясь всячески удержать ее в себе, но она не в силах этого сделать, ведь Дух Святой дышит где хочет и когда хочет. Он, когда хочет, приходит и, когда хочет, уходит.

Вот такую жизнь, построенную на основе Православной Церкви, Исповеди, Причастия Святых Христовых Таин, мы должны обязательно вести. Особенно сейчас, в это страшное время нравственного отступления человека от Бога, мы как никогда нуждаемся в приобщении Святых Тела и Крови Христа, то есть в постоянном соприкосновении с животворностью Царствия Божия, нетленностью, благодатью. Я благодарю Бога за то, что у нас такой Святейший Патриарх, который понимает, что такое благодать Причастия и призывает всех нас как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин.

В советское время были (и даже сейчас есть) священники – сторонники редкого Причастия. Они как бы недооценивают ту мощную благодать, которая дается человеку во время Причастия.

Может, они просто боятся, что это войдет в механическую привычку?

– Пища может войти в привычку, но без еды мы не можем существовать, потому она и стала нашей привычкой. Кто два раза, а кто три раза в день ест – кто как может. Еда может казаться нам невкусной, но мы все равно насыщаем себя ею, чтобы подкрепить силы своего организма. Точно так же и Причастие: к нему невозможно привыкнуть – оно укрепляет нашу душу, оно есть истинная пища, истинное брашно в нашей жизни.

Да, но подготовка к Причастию занимает очень много времени. По крайней мере, так говорят те люди, которые очень много работают: чтение канонов, Последования и т. д.: «Это все обременительно. Поститься тоже трудно – много работы», сейчас много больных людей, здоровых почти не осталось.

– Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предлагал такой пост: среда, пятница, перед Причастием. Но мы же соблюдаем пост в среду и пятницу, а в субботу причащающемуся человеку возможно не есть мясной пищи и, если можно, не употреблять молочные продукты и яйца до шести вечера.

Хочу обратиться к людям, которые в силу своей загруженности не имеют времени, возможности прочитать правило. Обычно у тех, кто жалуется на это, почему-то есть время посидеть у компьютера, посмотреть телевизор, развлечься чтением каких-то книжек или еще чем-то... Почему мы находим время на развлечения, но его у нас нет на молитву? На развлечение у нас уходит подавляющая часть времени, а на утренние и вечерние молитвы нужно всего по 10–15 минут. А если мы готовимся к Причастию, то это еще дополнительно 15 минут. Разве это много? Мне кажется, что это нелепое самооправдание, и поэтому я желаю таким людям все же освободить себя от развлечений, компьютерных игр и телевизора. Один раз в неделю можно посвятить лишних 15 минут христианину, если он совершает вечернее правило, подготовке к Причастию и на это время не смотреть телевизор и не развлекаться умом и сердцем в компьютере. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс