Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (876) → Протоиерей Андрей Канев: Два разнонаправленных основания

Протоиерей Андрей Канев: Два разнонаправленных основания

№27 (876) / 19 июля ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №26 (875)

Ольга Баталова: – Мы продолжаем читать и разбирать «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова). Начнем с откликов на этот цикл. Они оказались полярными. Кто-то благодарит за такую тему, а кто-то соблазняется; в этом нет ничего удивительного. Точно так же реагировали на это творение и современники святителя: были среди них как благодарные читатели, так и соблазнившиеся. Потому в одном из писем он писал: «Вы упомянули о соблазне некоторых по поводу «Слова о смерти», но мы имеем учение святых отцов относительно такого рода соблазна. Оно изложено в 54-м Слове преподобного Исаака Сирина, одного из первейших наставников христианского аскетизма. В нем преподобный, цитируя апостола Павла, что «слово о Кресте для погибающих юродство есть» (1 Кор. 1, 18), пишет: «Что же из этого следует, что Павел должен был умолкнуть и прекратить проповедь по той причине, что слово Крестное вменено было в юродство, то есть в безумие теми, кто не ощутил его силы. Но учение Крестное и поныне служит преткновением для иудеев и эллинов. Так что же? – спрашивает преподобный Исаак, – нам надо молчать об истине, чтобы таковые не соблазнились?» И сам отвечает на этот вопрос: «Никто из человеков не сможет удовлетворить равно всех и угодить всем и в то же время угодить Богу и своей совести». Вот и мы на наших уроках постараемся никому не угождать, а лишь свидетельствовать об истине.

Приступим к чтению главы «Разлучение души с телом». Начинается она такими словами: «Самый образ исшествия души из тела и обстоятельства, его сопровождающие, изложены святыми отцами для назидания и спасения нашего». Христианину недостаточно знать о посмертной участи души и тела. Оказывается, ему еще полезно узнавать и о подробностях, деталях этого таинственного перехода из жизни временной в вечную. Они открыты для нас в свидетельствах, собранных в статье святителя Игнатия. Ведь и начало, и конец жизненного пути имеют для человека принципиальное значение. На этом пути важно все – каждое мгновение бытия и даже мгновение расставания с ним.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Святитель Игнатий описывает святоотеческий опыт того, как происходит процесс умирания. Он важен для подготовки человека к вечности. Сама тема смерти современными жителями нашего мира воспринимается плохо. Человек старается обмануть себя, будто он живет вечно на земле. Для этого работает фармакология, легкая промышленность, средства массовой информации. Общество потребления нам говорит: «Ты довольный, сытый, здоровый поросенок – кормись бесконечное количество лет». Сказано грубо, утрировано, но это символ современного человечества. О смерти, как о глубоком, серьезном, трагичном переходе человека из этой жизни в другую, вечную, общество потребления говорить не будет. Мы, будучи носителями современной культуры, заражаемся таким отношением к смерти.

С первых глав Библии мы наблюдаем начало развития человеческой культуры. Первые сыновья Адама и Евы – Каин и Авель – закладывают два разнонаправленных основания для развития культуры человека. Первая – духовная (Авель), и вторая – культура веселья, убивающая основы духовной культуры (Каин). В каинитских городах появляются музыка, деньги, богатство, доступность пороков. В противоположность духовной культуре, направляющей человека к жизни ради Бога, спасения, появляется каинитская цивилизация. Она, на протяжении всей человеческой истории, борется с духовной культурой и часто побеждает. Дух нежелания думать о смерти, покаянии, Евангелии, заповедях, Христе, спасении – это признаки каинитской цивилизации: человек – это потребитель, цель и источник развития этой цивилизации. Если культура Авеля – это культура Божия, то каинитская культура имеет сатанинский характер. Поэтому, чем больше развивается каинитская цивилизация, тем более человек из духовной личности, стремящейся к вечности, превращается в телесное существо – розового поросенка, удел которого сидеть у кормушки, хрюкать и получать наслаждение.

– Доктор экономических наук профессор Валентин Юрьевич Катасонов в книге «Каинитская цивилизация – современный капитализм» пишет, что главным водоразделом между этими двумя типами цивилизаций являются различия духовного порядка и, прежде всего, различия в отношении человека к Богу. Уже в допотопное время в жизни Каина и его потомков ярко проявились основные признаки каинитской цивилизации, о которых мы можем узнать, прежде всего, из Библии, особенно из книги Бытия. Назовем их: отпадение от Бога, замена Бога богатством; отношение каинитов к другим людям (изоляционизм, агрессия, желание убивать); отношение каинитов к природе, которое проявляется в агрессии и покорении; семейная жизнь каинитов – это многоженство, разврат, испорченные дети.

Каиниты переходят к городской жизни и кочевничеству. Их цивилизация носит индустриальный, демократический характер, искусство и культура оторваны от Бога. История подтверждает, что допотопные люди получили полный набор тех грехов, которые в свое время проявил Каин: жадность, пренебрежительное и дерзкое отношение к Богу, зависть, хитрость, обман, покушение на жизнь других людей, отношение к ним, как к своим врагам. Уже к этим базовым, корневым грехам потомки Каина добавляли новые пороки: богоборчество, материализм, желание чувственных удовольствий, погоня за богатством, страсть к развлечениям.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в XIX веке, в эпоху бурного развития капитализма, как раз и имел возможность наблюдать за созревшими плодами каинитской цивилизации, за тем, как ведут себя люди, забывшие о Боге, о своем высоком предназначении и устремленные ко всему земному.

Протоиерей Андрей Канев: – Святитель Игнатий своим произведением бьет в набат, обращаясь к нам: христиане, где вы, в какую цивилизацию хотите попасть?! А нам, современным жителям этого мира, напоминания о смерти, о самом переходе в вечную жизнь очень важны, потому что это коснется всех. Смерть – это диагноз, который будет у каждого человека, хотим мы это признавать или нет. Вопрос о переходе серьезен, ведь фальшивые фантики, которые рисует современная культура – парады, фейерверки, наслаждения, удовольствия – на пороге смерти уже отсутствуют. Переход описывается как реальная трагедия, потому что человек не создан для смерти.

Человек, находясь в теле, будучи живым, не может видеть падших духов, хотя они обитают вокруг нас. По великому милосердию Господь ограничивает наши возможности, и мы их не видим. Бывают такие случаи, когда у умирающего спадают данные Богом ограничения, и он видит духовный мир: падших духов или умерших, разговаривает с ними. Каждый трезвомыслящий человек понимает, что вид бесов неприятен и страшен – это безόбразное существо. Добро имеет образ, зло – безόбразно, ужасно. Святые отцы имели опыт видения духовного мира. Однако иногда Господь попускает грешникам видеть темные силы для их вразумления. Это бывает у людей, подверженных страсти пьянства или имевших опыт оккультного общения, как отголоски их грехов: смертными грехами мы позволяем бесам владеть своей душой. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс