Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (876) → Архимандрит Савва (Мажуко): Евангельский эпизод о браке в Кане Галилейской

Архимандрит Савва (Мажуко): Евангельский эпизод о браке в Кане Галилейской

№27 (876) / 19 июля ‘16

Свет невечерний

Священное и профанное, быт и счастье людей мудрых и высоких… Мы, друзья мои, живем постоянно в контрасте и нам кажется, что Богу нет дела до нашей жизни и высокие идеи, высокие материи не могут проникать в нашу обыденность. Однако Евангелие говорит нам совсем о другом. Говорит, что Господь очень чуток к прошениям нашего сердца. Он очень переживает и бдительно, с любовью, с большим вниманием наблюдает за тем, чем живет наше сердце, из-за чего оно страдает и переживает, и все мелочи нашей жизни, казалось бы, незначительные наши успехи, наши радости радуют его, а наши горести вызывают Его жалость и участие в нашей жизни.

Мы сегодня с вами поговорим о таком интересном и важном эпизоде из Евангелия от Иоанна, когда Господь, Такой великий Человек, Богочеловек, Пророк, Мессия посочувствовал горю и простому недостатку жизни простых людей, принял в этом участие, проявил Свою помощь.

Брак в Кане Галилейской – это история хорошо всем известная с детских лет, такая простая и такая загадочная. Мы слышим этот рассказ во время таинства Венчания: всегда, когда жених и невеста приходят в церковь получать церковное благословение от священника, от святой Православной Церкви обязательно священник читает вслух это отрывок из Евангелия от Иоанна...

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

Что значит «явил Свою славу»? Начнем с последнего стиха этой истории. Господь неоднократно говорил, что сами дела Его свидетельствуют о Нем, что Он есть Бог, что Он есть Сын Божий «явил славу Свою» – превратил воду в вино. Вот такое чудо. Мы видим здесь ходатайство Божией Матери, Ее особенное внимание к нуждам людей, и видим, что Господь прислушивается к просьбам Царицы Небесной. Но самое главное для меня – это то, что Господь принимает участие в очень простом житейском деле – в пире. Вот почему этот эпизод читается у нас всегда на Венчание: Господь радуется вместе с нами нашим простым житейским радостям. Разве это не священное действие, когда юноша полюбил девушку и они вместе решили создать семью? Разве это не чудо? И Господь это чудо благословляет Своим присутствием.

Мы видим, что на фреске Ферапонтова монастыря, которые создавал в конце XV века великий наш иконописец Дионисий, Матерь Божия сидит рядом со Спасителем, и Она склоняется к Нему с просьбой – воздевает руку (это очень важный жест в иконе: когда кто-нибудь из иконных персонажей поднимает руку, это говорит о том, что он что-то говорит, такова его речь). Жених и невеста находятся в центре: именно ради них этот праздник и именно их Господь благословляет. Рядом находятся гости, распорядитель пира, который пробует вино, и прислужники, которые льют воду в каменные водоносы – все они на этом изображении маленького роста: все самое главное происходит между Христом и Божией Матерью...

Для нас эта история важна именно тем, что это, может быть, чудо не столько всемогущества Божия, но Его внимания к нуждам человека. Это очень важно для нас понять. Почему? Потому что мы говорим, что Бог есть любовь, что Бог – это Человеколюбец. Но какой же Он Человеколюбец, если Он занимает мысли только великим, только какими-то большими цифрами, только великими народами или историческим событиями, о пришествии мирового духа в историю? Ничего подобного.

Бог, сотворивший первое чудо, на простом застолье в честь праздника очень бедных людей, но людей счастливых из-за того, что Господь их посетил, – это Бог Человеколюбец, Которому интересна и важна любая нужда человека, его радость, очень маленькая и неприглядная, которой сам человек даже стесняется.

И тем не менее Господь Свое первое чудо совершает именно здесь. И Он тем самым показывает, что брак – дело священное, нужное, что к нему стоит подходить с особой осторожностью, брать благословение у Бога на это священнодействие: семья – это Церковь, нечто священное… Тем не менее, есть люди, которые говорят, что цель семьи христианской – это создание ячейки общества или же рождение детей. Ничего подобного. Семья есть цель.

И, мне кажется, чудо превращения воды в вино несет очень важное сообщение о философии христианского брака. Посмотрите, как говорит распорядитель пира – хорошее вино ставится сначала, а затем худшее. Так и в браке. Мы иногда мыслим, что самое лучшее – когда супруги молоды, пока горит огонь страстей, горят глаза, пока человек полон здоровья и может наслаждаться всем, что дает ему этот мир и способность принимать его радости. Но, мне кажется, Евангельская история о браке в Кане Галилейской говорит, что хорошее вино, вино любви, вино проникновения жизни в друг друга, вино подлинной семьи, явление, гимн любви в семейной жизни проявляется именно тогда, когда люди прожили много лет вместе: 10 лет, 30, 40 лет, 50. Вот тогда начинается настоящая семья, настоящая любовь между супругами. И может быть об этом это чудо превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс