Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (875) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Распределение обязанностей в семье

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Распределение обязанностей в семье

№26 (875) / 12 июля ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №25 (874)

Юлия Александровна, сегодня я предлагаю поговорить о распределении обязанностей в семье, не только между родителями, но и детьми младшего школьного возраста.

– Эта тема крайне важна и интересна: на сегодняшний день очень многие психологи поднимают такую проблему, как культ ребенка в семье. Бывает, что ребенок занимает в семье роль человечка, вокруг которого разворачивается вся жизнь семьи, ради которого живут родители, а ему остается только довольствоваться тем, что ему дают, получать удовольствие от жизни и, к сожалению, ничему не учиться. Многие родители рассуждают следующим ошибочным образом: «Мое детство было очень проблемным, трудным, мне приходилось очень много заниматься домашними обязанностями, делать что-то для семьи. Так как мое детство было не совсем радостным и радужным, поэтому устрою для своего ребенка что-нибудь другое: беззаботное, светлое, где ему ничего не нужно будет делать, а только учиться». В результате такого подхода у ребенка возникают огромные проблемы. Во-первых, это неумение что-либо делать. Во-вторых, проблема взросления – он не может чувствовать себя полноценным человеком, который способен принимать участие в своей собственной жизни и в жизни своих близких.

Родителям необходимо понимать, что у ребенка обязательно должны быть обязанности? И если они должны быть, то какие?

– Конечно, должны. И важно понимать, что обязанности ребенка не имеют своей задачей его напряжение. Это задача приучения его к жизни, которую он потом будет наполнять своими умениями.

Если ребенок многого не умеет, то, скорее всего, он, на каком-то жизненном этапе осознав это, предъявит родителю претензию. Он скажет: «А почему я это не умею? Почему мои сверстники умеют приготовить себе покушать, самостоятельно ходят в школу, посещают больницы, а я этого не умею, боюсь и не знаю?» Таким образом, безответственность в любом случае будет осознана.

Обязанности у ребенка могут появиться очень рано, примерно в три, три с половиной года. Например, его обязанностью может быть уборка своих игрушек. Даже в этом возрасте важно, чтобы ребенок видел, как это делается, видел образец. И далее по возрасту мы меняем и усложняем те обязанности, которые выполняет ребенок, добавляя в них не только то, что он должен был делать, но и то, что в перспективе оформится в более сложную деятельность. Например, возьмем приготовление пищи. Если ребенок в шесть лет должен уметь спокойно разогреть себе еду практически любого формата, то ребенок в семь-восемь лет уже может приготовить себе поесть, например, отварить или поджарить яйцо. Дальше он может использовать умение что-то сварить чтобы приготовить, например, салат. И он может приготовить салат уже не только для себя, но и для всей семьи. То есть в зависимости от возраста, от умений ребенка, усложняются и его обязанности.

Как Вы сказали, очевидно, что рано или поздно приходит осознание, что я этого не умею, хотя должен уметь, в детстве меня этому не научили. Чтобы не идти по этому пути, что должны знать родители?

– Самое первое, что должны знать родители, то, что обязанности в семье – это не напряженный момент для ребенка, а его подготовка к будущей жизни. Если уважаемые родители хотят, чтобы ребенок действительно был самостоятелен, умел обеспечить себя и имел взрослый взгляд на жизнь, тогда просто необходимо передавать ему умения выполнять определенные обязанности, что-то делать самостоятельно и нести ответственность за те действия, которые он совершает. Ребенок должен видеть, что и у родителей есть свои обязанности.

К сожалению, существует такой проблемный момент, как проживание родителей вместе с бабушками и дедушками. В такой ситуации родители практически не занимаются домашними обязанностями: они зарабатывают деньги, а по дому все делают бабушка и дедушка. И у ребенка создается иллюзия, что так и надо, и когда он станет бабушкой или дедушкой, тогда и он будет это совершать и делать. На самом деле, чтобы бабушка с дедушкой умели это делать сейчас, они должны были делать это в молодости, и, обладая такими навыками, как уборка, приготовление пищи, теперь они справляются со всем этим гораздо легче и спокойнее. Поэтому обязанности у ребенка и у молодых родителей должны быть в любом случае, даже если это большая семья и у бабушек и дедушек больше возможностей выполнять домашнюю работу.

Если семья проживает отдельно, то родители могут при ребенке обговаривать, кто что делает. Например: «Завтра у нас выходной, ты делаешь уборку, а ты идешь в магазин» или: «Мы все вместе делаем уборку, а потом идем за продуктами». Обязательно нужно, независимо от возраста ребенка, находить ему место для выполнения и подключения к этим обязанностям. Для начала можно поручить ему прибрать свои игрушки, потом добавить протирание пыли, что вполне возможно для ребенка. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс