Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (875) → Протоиерей Андрей Канев: Опыт о рае и аде мы берем из опыта Церкви

Протоиерей Андрей Канев: Опыт о рае и аде мы берем из опыта Церкви

№26 (875) / 12 июля ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №25 (874)

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Меня лично этот факт никак не смущает, а больше смущает, не попасть бы туда и не проверить своей шкурой, где это находится. А эти все юродства, что святитель Игнатий – средневековый мыслитель и не понимал, о чем пишет, ни к чему. Наоборот, в плане символическом это очень верно. Например, иконопись – это богословие в красках; у многих вещей, даже сложных и духовных, могут быть символы. Если символически рай находится наверху, на востоке, то понятно, что ад должен находиться не рядом, в соседней комнате, а в противоположном месте, как зло противоположно добру. Это разные состояния. Поэтому Господь открывает в Священном Писании и образами, и прямыми словами, куда его определить. Там многократно говорится, что ад находится в недрах земли, где огромная температура, и по физике я в школе это учил. Поэтому, мне кажется, не то что сомневаться не стоит, но отсутствует даже предмет для сомнений.

Ольга Баталова: – Для тех, кто сомневается или проявляет законный интерес, святитель Игнатий дает описание ада. Причем делает это не от себя, а приводит соответствующие места из Священного Писания – цитирует ветхозаветных пророков, которые единогласно признавали земные недра местом ада. И спорить с ними по этому поводу, ссылаясь на современные исследования нефтяником или геологов, – бессмысленно.

Протоиерей Андрей Канев: – Не надо естественнонаучно подходить к духовному вопросу. Это другая область, другое измерение, если говорить физическим языком. Оно находится тут же, но мы его не ощущаем. Нам остается только верить, доверять Священному Писанию.

– Святитель Игнатий пишет: «То же место для ада, в недрах земли, определяет и Священное Писание Нового Завета». Далее он приводит слова Спасителя, апостола Петра, апостола Павла и святых отцов, и все они подтверждают данную мысль. Кроме того, святитель указывает еще два источника, из которых можно почерпнуть сведения о месте вечных мучений – это богослужебные тексты и творения святых отцов.

Протоиерей Андрей Канев: – Я бы тоже хотел об этом поговорить: поскольку ад нам ближе, мы слышим о нем очень много легенд и смешных образов, дискредитирующих это место. Я помню, первое впечатление об аде у меня, советского ребенка, было из журнала «Крокодил», где черти на сковородке жарят чиновника, коррупционера, куда его поместил «страшный суд» в виде ОБХСС. Не так надо понимать.

Когда Господь говорит, что там скрежет зубовный и вечная мука, этого описания достаточно. У смеха есть эффект, когда святые вещи теряют святость и серьезные вещи перестают быть серьезными. Я не люблю наши комические передачи, когда начинают говорить про русских, что они такие-сякие, про тещу, про семью, про жену – опасность в том, что святые вещи перестают быть святыми, важными, теряешь ответственность перед ними. Была поговорка, что в раю скучно, а в аду веселая компания, шалуны. В Евангелии открыто, как там один из «шалунов» себя чувствовал. Богач из притчи находился в огне, страдании, которое будет длиться вечно, – вот, что страшно. И ад дается не чтобы мы просто боялись, но чтобы боялись и действовали, чтобы в нас рождался страх Божий: мы знаем, что без страха Божия ничего не возможно. Сколько людей бросили привычки, потому что им врач говорил: «Иначе ты умрешь» – страх смерти давал силы меняться и менять свою жизнь. Страх попасть в ад – благотворный, а не животный, как когда собаки напали и ты не знаешь, куда бежать. Это страх благодатный, который дает силы, почему нам сразу, а не когда-то потом говорится об аде.

– Именно поэтому святитель Игнатий приводит так много цитат из богослужебных текстов. Обращает на себя внимание и то, что большинство этих служб великопостные или Пасхальные. Святитель пишет: «Мнение о нахождении ада внутри земли усматривается на всем пространстве богослужения Православной Церкви. Она повсюду говорит об этом предмете, как общепринятом и общеизвестном». И заключает такими словами: «Учение, что ад находится внутри земли есть учение Православной Церкви. Оно встречается во многих сочинениях святых отцов, и ни один из них не отвергает его». Почему же святителю Игнатию так важно было защитить и доказать это учение?

Протоиерей Андрей Канев: – Люди говорят: «Бурили – и ничего не нашли. Шахта была – и ничего не нашли». Это глупое доказательство – вовсе не доказательство. Это все равно что: человека изрезали на кусочки, а душу не нашли. Но немощные люди могут от этого соблазниться. Видимо, начинали соблазняться еще в те времена. Потому мы с вами и говорим, что речь идет о разных вещах. Мозг есть, а ума не видно, но ведь он там есть: ум же не материален. Так же и ад не материален, его не видно. Сколько не бури, ты буришь материю, ведь ты не можешь дух пробурить и сделать его анализ. Не надо этим смущаться, это не доказательство.

– Человеку неверующему, ослепленному своей гордостью, никакие доказательства не помогут поверить в то, что ад существует и он – страшное в мире. Ад ждет человека с распахнутыми вратами и примет его таким, как он есть.

Протоиерей Андрей Канев: – Мы все гордые и соблазняемся этой гордостью. Она – источник всех других страстей в нас. Но бывает некритичное отношение к себе и доверие своему развращенному уму. Такому человеку ад не страшен, так как он стал очень похож на лукавого. Лукавый дух – источник гордости и зла, он в аду находится – и ему хоть бы что. А ведь он знает перспективу, знает, что придет Христос и будет Страшный Суд, но это прибавляет ему еще больше озлобления. Мы же не случайно говорили, что становимся похожими на тех духов по своим качествам. Поэтому есть люди, которым ад реально не страшен. И они опыта этого не имеют и не хотят иметь. Чтобы они прозрели, нужно очень серьезное Божие вмешательство, потрясение.

– В завершение сегодняшнего урока отец Андрей вновь повторил истину, которую повторял уже не раз – нам открыто только то, что знать полезно и спасительно, и не дано домысливать и дорисовывать в своих фантазиях неоткрытое.

Протоиерей Андрей Канев: – Мы начали урок с цитаты святителя Игнатия, что опыт о рае и аде мы берем из опыта Церкви, из Священного Писания. Поэтому это действительно те области, которые проверить нельзя – и не нужно этого делать. Нам открыто лишь то, что нам полезно, ровно столько, сколько должно бы нас стимулировать, давать силы, для того чтобы жить церковной жизнью, жить так, чтобы не попасть в преисподнюю земли и не понять, что это все была правда. Не надо к этому относиться, как к легендам, мифам и сказкам. Нам открыта правда, и от нас зависит, как мы этой правдой будем жить. Будем ли мы ее разбирать по частичкам, или вооружимся ей и начнем что-то с собой делать, тем более, для этого у нас, слава Богу, есть время. Нам нужно не оттягивать, а именно – когда мы узнали, осознали, что это нам важно – сразу начинать менять жизнь. Для этого и писал святитель Игнатий свои произведения.

Когда нам хочется узнать больше, чем нам открыто, это говорит о гордости и о том, что мы себя ведем очень неправильно по отношению к Господу: если не открыто – значит, не полезно. Если детям не полезно в определенном возрасте знать, как живут взрослые люди, а дети рвутся узнать раньше времени, ничего доброго из этого не получается. Бог нас любит, и Он по любви дает то, что нам полезно. Если бы нам было полезно иметь фотографии райских обителей, они бы у нас были 2000 лет тому назад. Если было бы полезно иметь фильм про ад, он бы уже был. Но поскольку это не полезно, этого и нет. Не надо относиться к Церкви так, что она манипулирует людьми с помощью этих недознаний. Для веры этого хватит. Чтобы верить в Господа Иисуса Христа, не обязательно за Его ризу подержаться. Вот чем вера отличается от знания. Мы верим, поэтому знаем. А бывает другое: знаем, поэтому верим, – и это другой опыт. Как тот самый богач: попал в ад, узнал и поверил, но было уже поздно. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Маслова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс