Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Начался Петров пост. В августе нас ожидает очередной подвиг – Успенский пост, его продолжительность – 14 дней. Прибавим постные дни, каждая среда и пятница, – это еще 12 дней: летом немало постных дней. Как провести отпуск вне поста и можно ли проводить отпуск в пост?
– Этим озабочены очень многие православные семьи, в том числе и батюшки. Люди, живущие на Урале, особенно ценят каждый светлый солнечный денек. Безусловно, приходится подстраиваться, чтобы устроить отпуск между постами. Это бывает достаточно сложно. Хотя в нашей Церкви есть правило, что для путешествующих, детей, беременных женщин, болящих на лечении есть определенные послабления. И, наверное, стоит, в первую очередь, думать не что мы едим, а о том, что любой пост – это всегда самое благодатное время, когда мы тренируем свою душу в воздержании от греха. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что мы должны поститься не только чревом, но и глазами, и ушами. Все связано с воздержанием от греха. Сложно, конечно, отдыхать и поститься в ту меру, как мы бы постились, например, Великим постом. Но это удается тем, кто воспринимает пост как средство принести пользу своей душе и своим близким. У нас есть устав, как мы должны поститься, но каждый с благословения духовника или опытного священника избирает ту меру пощения, особенно в путешествии, которая для него возможна.
Вы сказали, что нужно стараться брать отпуск вне поста. Но если так получилось, что человек его взял, когда пост уже идет, можно ли использовать это послабление для путешествующих или все-таки соблюдать пост по всей строгости Устава?
– Есть такая пословица, что если человек чего-то хочет, то он ищет возможности, а если нет – оправдания. Поэтому, если человек действительно понимает смысл и пользу поста, он найдет возможности. А если нет, то оправдания всегда найдутся. Есть, безусловно, послабления в путешествии, но в современной жизни и возможностей предостаточно. Были другие времена, более тяжелые, сложные, но сейчас любой путешествующий может спокойно не нарушать поста, даже отдыхая в теплых странах.
Можете ли Вы сказать, что можно делать в постном отпуске, а что нельзя?
– Здесь действуют те же советы, которые применимы к любому времени поста. Если речь идет о пищевом посте, – это одно. Другое дело – пост, который мы воспринимаем для пользы своей души. Есть очень важная традиция – в пост стараться меньше развлекаться и искать пользу для своей души. Сейчас появилось много возможностей, когда отпуск совмещается не только с лежанием на берегу моря, но и с возможностью посетить святые места, связанные с духовными личностями нашей Церкви, или какие-то исторические места. Эти экскурсии приносят очень много пользы и взрослым, и детям.
Как быть, если есть развлекательная программа – например, дельфинарий, какие-то шоу?
– Посетить дельфинарий или океанариум, особенно с детками, всегда полезно, это приносит всем только положительные эмоции. Я и сам неоднократно бывал там, фотографировал, и вспоминаю это с радостью. Как правило, молодые люди не столько внимания уделяют посту, когда посещают дискотеки или подобные мероприятия. Но когда задают такой вопрос, я отвечаю: все должно быть в меру.
Все нам дозволено, но все ли полезно?
– Безусловно.
Поделитесь личным опытом – что для Вас отпуск? Ведь кто-то предпочитает ни о чем не думать и загорать, а кто-то посещает различные места, экскурсии.
– Наверное, все зависит от характера человека и его интересов, от имеющихся возможностей. Для меня всегда было интересно совмещать приятное с полезным – посещать исторические или святые места и сочетать это с пляжным отдыхом. Особенно когда были маленькие дети, мы старались их вывезти так, чтобы они и покупались, и погрелись на солнышке, дабы в нашу продолжительную уральскую зиму не болели или хотя бы болели меньше. Сейчас для моей семьи все гораздо проще.
Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Для кого мы постимся и перед кем? Какой смысл искать себе послабления, подстраивать отпуск и т.д.?».
– Каждый перед Богом стоит, или падает. Безусловно, каждый человек постится, в первую очередь, чтобы подготовить свою душу к встрече с Богом, насколько это возможно. Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл христианской жизни заключается в стяжании благодати Святого Духа. В этом смысле и пост, и молитва, и добрые дела – всего лишь средства. Но не надо забывать, что благодать дарует Господь, а мы прилагаем усилия. Поэтому постимся для себя, но для встречи с Богом: чтобы получить освобождение от власти страстей, которые в нас обитают и производят грех, убивающий нашу душу, нашу жизнь. Сам Господь говорил, что постом и молитвой побеждается всякий бес, всякая страсть. Если человек действительно стремится к этому состоянию бесстрастия, то чтобы в первую очередь стяжать себе это состояние, а потом уже поделиться им со своим ближним, если на то будет воля Божия.
Мы ищем не послабления, а, наоборот, возможность не нарушать пост, потому что поститься легче, когда вся Церковь постится. Идти всем вместе гораздо легче. Когда человек берет сугубый индивидуальный пост, это всегда сложней. Патриарх Сербский Павел говорил, что было бы неплохо вернуться к той практике Петровского поста, которая была раньше, то есть это неделя-две перед самим праздником. Но это решение за Всеправославным Собором, совещанием.
Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «С которого часа надо начинать поститься накануне постного дня, например, перед средой? Что делать, если в пост случайно употребил непостную пищу?».
– Традиционно пост для современного человека начинается с полуночи. Раньше день начинался с вечера, так же, как церковный день, то есть вечернее богослужение в 16.00 или 17.00 – это часть богослужения уже следующего дня. По сути, с этого времени и начинается отсчет следующего дня и постного воздержания; особенно это касается тех, кто готовится к Причастию. Конечно, это было бы гораздо полезней.
Но отсюда начинаются всякого рода искушения. Неоднократно мне приходилось разговаривать с прихожанами на этот счет: кто-то начинает путаться, кто-то хочет соблюсти именно такую форму, поэтому проще считать так, как это уже установилось в Церкви – с полуночи наступает следующий день, и с этого момента нужно поститься.
О нечаянном вкушении непостной пищи. Если вы съели и вдруг что-то обрели на этикетке непостного, возблагодарите Господа Бога, чтобы это пошло на пользу для вашего пищеварения, ничего страшного в этом не будет. Если вы будете перебирать кучу продуктов в наших супермаркетах и высматривать что там есть, постное или непостное, это будет уже фарисейство. Можно и обыкновенной картошкой объесться.
Извечный вопрос: пост – это воздержание только в пище?
– Конечно же, нет. Есть понимание меры, количества и самой пользы. Был у меня на приходе такой пример, когда человек настолько любил макароны и кетчуп, что был готов их есть каждый день на завтрак, обед и ужин. И мне пришлось благословить его есть скоромное, но не есть макароны и кетчуп. И вот это был для человека настоящий пост. Я помню его вдохновленное состояние после поста, когда он понял, что избавился от пристрастия к кетчупу и макаронам.
В ранние века христианства Петров пост соблюдали только те люди, которые по каким-то причинам не могли соблюдать Великий пост. Применяется ли это правило сейчас?
– Скорее всего, уже давно нет, для современного человека все четыре поста установлены. То, о чем вы сейчас напомнили, я думаю, 90% наших слушателей даже и не слышали. А сейчас дай только возможность об этом говорить – и все найдут себе оправдание: «Я постился Великим постом». Здесь очень важная мысль: какова польза? Если человек ждет поста, чтобы его перетерпеть, а потом снова начать жить по принципу «ешь, пей, веселись», тогда пользы никакой не будет. А если человек действительно понимает, что это благодатное время, когда можно освободиться от какой-то привязанности, пристрастия, грешка или страстишки, тогда пост – полезное и благодатное время. И человек, который стремится к этой внутренней свободе, всегда будет радоваться любому посту.
Как быть на отдыхе, если в путевку включена еда и она вся непостная? Понятно, что можно выбрать менее скоромное, поесть где-то в другом месте, и ограничения в еде – всего лишь одна из составляющих поста. Но конкретный пример: человек на отдыхе там, где кормят непостной пищей и готовить постную пищу никто для него не будет. Что делать?
– Если возникает такая проблема и человек не может ее сам решить разумно, по-христиански, по совести, то лучше не создавать себе таких проблем. Мудрый человек не попадает в те ситуации, из которых умный выкручивается с блеском.
Я бы посоветовал так: если возникает такая проблема, нужно подумать заранее и определить, какую пользу человек получает от этого путешествия, отдыха. В таком случае лучше побольше помолиться. Ведь бывает такое, что по тем или иным ситуациям человек употребляет скоромную пищу, но тогда он должен больше молиться, быть внимательней к своим ближним, проявить доброту, милосердие, терпение. Тогда все будет на благо, по совести.
Можно ли в пост загорать на пляже?
– А почему нельзя? Нет в Уставе Церкви запрета на загорание на пляже в пост. Есть ограничения, касающиеся телесного воздержания. В то же время, если нет другого времени позагорать на пляже, кроме как в пост, то, конечно, это делать можно.
А можно ли загорать, читая духовную литературу?
– Если человек ищет пользы, он обязательно ее найдет.
Вопрос телезрительницы Ольги из Башкирии: «Вина не пей и песен не пой», – напутствовал батюшка при Крещении. Разве петь песни – это грех?».
– Я не могу комментировать всех батюшек, которые крестят. Если сам апостол Павел, обращаясь к своему духовному сыну, говорит: «Не упивайтесь вином», то, безусловно, это не грех – грех пить его чрезмерно, по поводу и без повода. Что касается песен, то песня песне рознь: мы поем и духовные песнопения, хорошие песни, песни для души, даже поем, чтобы взбодриться, когда уже ничего не помогает. Мы поем колыбельные детям. Если все подводить под формулу «не пей вина и не пой песен», тогда это будет сложно комментировать. Все должно быть разумно: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби»,– говорит Господь (Мф. 10, 16).
Не отравят ли мысли о непостной еде и загорании на пляже отдых человеку? Может, тогда не стоит планировать такой отдых?
– Если человек склонен к унынию, его могут отравить любые мысли и помыслы. Если же он настроен на пользу для души и для своих ближних и хочет действительно сделать что-то доброе, особенно для детей, для своей семьи в целом, тогда такой настрой никогда не отравит отдых, даже если захватывается какое-то время поста. Если человек уныл по жизни и не знает, как с этим бороться, то, как говорил святитель Феофан Затворник, такого и в Царствие Небесное посади – он будет вопить, почему сюда, а не выше.
Вопрос телезрителя: «Можно ли 11 июля крестить ребенка?».
– Я думаю, что можно и необходимо, тем более, если вы понимаете, что готовы воспитывать этого ребенка в христианской вере, если вы сами приобщены к этой вере, причащаетесь Святых Христовых Таин и готовы ребеночка причащать – пожалуйста, крестите хоть 11-го, хоть 12-го. В нашей Православной Церкви, за исключением двух-трех дней в году, нет каких-то особых дней, когда можно или нельзя крестить, поэтому крестите и воспитывайте будущего доброго христианина.
Вопрос телезрительницы: «Иуда предал Господа в четверг, после Тайной Вечери. Почему мы постимся в среду, накануне этого события?».
– Действительно, если считать по дням, то Тайная Вечеря состоялась в четверг. После нее Иуда идет и указывает место, где находится Христос со Своими учениками. Но само предательство, то есть когда он получил те самые проклятые тридцать сребреников, случилось накануне, в среду. Это день так называемого сговора ради того, чтобы предать своего Учителя тем, кто искал Его убить, – фарисеям, саддукеям, поэтому здесь противоречий нет; надо еще раз почитать Евангелие.
Вопрос с форума: «Куда-то исчезло желание молиться. Что делать?».
– Если автор вопроса просто вычитывал молитвы, то тогда, действительно, желание молиться может пропасть. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Если ты хочешь научиться молиться, то надо молиться». Здесь сложно ответить, вопрос требует уточнения. Молитвенное правило, утреннее и вечернее, – это тот камертон, по которому мы настраиваемся на весь день. Но надо приучать себя к тому, чтобы помнить Бога в течение дня. Преподобный Серафим Саровский даже давал свое короткое правило, но, тем не менее, советовал в течение всего дня краткой молитвой помнить о Боге. Те же Иисусова и Богородичная молитвы должны совершаться постоянно, когда голова не занята. И тем более, когда вы вспоминаете свои грехи, надо сразу в них каяться, и в этом тоже помогает молитва, искренняя молитва. Если вы ощутили, что где-то сказали ложное слово, кого-то обидели, осудили, – тут же покайтесь и помолитесь. Ведь это не требует внешнего обрядового действия, все совершается в душе. Если будет сердечная, внутренняя молитва и покаяние, то утреннее и вечернее правило не будет формальностью. Это будет настоящий настрой на разговор с Богом, который приносит состояние покаяния. Если покаяния нет, то что ожидать от этих молитв?
Вопрос с форума: «Как избавиться от любви к сладкой пище и в целом от чревоугодия?».
– Нужно привести питание в соответствие с уставом поста, который предлагает Церковь. Я уже приводил пример с кетчупом и макаронами. Здесь нужно действовать радикально. Я в таких случаях разрешал кушать все, кроме сладкого. Тем более его есть чем заменить – фруктами, овощами.
То есть взять и сразу отказаться?
– За многие годы работы с наркозависимыми опытным путем мы выявили, что если человек выполняет наши требования и бросает курить, если он на это настроен, то процесс дальнейшей реабилитации и воцерковления пойдет очень успешно. Если нет радикализма, ничего не получится. Господь говорит, что если глаз соблазняет, то лучше без глаза войти в Царствие Небесное, чем погибнуть. Если соблазняет сладкое – лучше резко от него отказаться, чтобы не погубить свою душу.
Вопрос телезрительницы: «Есть ли какие-то ограничения по поминанию усопших во время поста?».
– Нет, никаких ограничений нет. Мы молимся и о здравии, и об упокоении, как и во все дни. Надо даже больше молиться и внимательней к этому отнестись.
Вопрос из социальной сети: «Можно ли отдыхать в мусульманских странах, например, в Турции?».
– Нужно понимать, что мусульманская страна Турция – это Древняя Византия, и там сохранилось много памятников христианской культуры и святынь. Я не вижу в этом проблемы как в плане отдыха, так и паломничества. Другое дело, что вы будете чувствовать себя скованно, – это факт. Если нет возможности посетить православные страны – Грецию, Черногорию, Сербию, то ничего страшного в поездке в Турцию нет.
Лето – это пора еще и садово-огородных работ. Часто у нас нет времени ни на правило, ни на церковные службы. На отдыхе в православных странах это, наверное, обязанность христианина – посетить богослужение?
– Исхожу из своего опыта. Если я оказывался там, где есть храм, то не составляло никакого труда посетить богослужение. А что касается садов-огородов, те прихожане, которые стараются сначала прийти на службу, а потом уже поехать на свой любимый огород или дачу, спокойно успевают все сделать, выращивают отличный урожай, и сил хватает, и делается все с хорошим настроем. Господь говорил о людях, которые ссылаются на нехватку времени для Него: «Кто исповедует Меня, того и Я исповедую перед Отцом моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом моим Небесным» (Мф. 10, 32). Христианин постоянно находится в подвиге – в чем-то себя ущемляет, но понимает, что получает гораздо больше от Бога – прощение, благодать и надежду.
Вопрос телезрительницы из Тамбовской области: «После рабочего дня чувствуется сильная усталость. Можно ли в таком случае помолиться вместе с трансляцией вечерних молитв по телевидению?».
– Можно, но тогда нужно стоять и молиться не перед телевизором, а перед иконами. Это даже в какой-то степени будет вам полезно. Я замечал у некоторых наших прихожан, что они привыкают произносить церковнославянские слова с неправильным ударением, коверкая их. А когда слышат правильное произношение, это как раз и помощь, и некоторое ученичество.
Прошу Вас коротко ответить на два вопроса. Первый: «Как быть, когда мы вспоминаем грехи на Исповеди, то есть поступки, которые двумя словами не назовешь? Это может быть целая история, а мы называем это одним словом».
– Надо поговорить со священником в духовной беседе накануне, а на Исповедь прийти подготовленным и с раскаянием.
Второй вопрос: «На пост выпадает выпускной дочери, как его провести? Все родители будут там, не пойти – значит обидеть дочь».
– Обязательно нужно идти, тем более выпускной бывает один раз за 11 лет. Сходить и побыть с дочерью, порадоваться за нее – это долг матери.
Хочу пожелать всем укрепления от Господа нашего Иисуса Христа, молитвами святых апостолов Петра и Павла в духовной жизни, на пользу себе и своим ближним!
Расшифровка:
Светлана Козловская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.