Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (871) → Протоиерей Андрей Канев: Ад и рай с точки зрения христианской веры

Протоиерей Андрей Канев: Ад и рай с точки зрения христианской веры

№22 (871) / 14 июня ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №21 (870)

Ольга Баталова: – У нас есть два верных источника познания: Священное Писание и святоотеческие труды, в которые входят и творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Из его «Слова о смерти» можно узнать, куда попадают души людей после смерти, – о рае и аде.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – В приходской практике тему загробного мира можно назвать в числе самых проблемных вопросов. Святитель Игнатий не случайно пишет перед главой «Ад и рай», что мы должны по-особому смотреть на эту тему – с точки зрения христианской веры, об этом нам говорят не люди, не богословы, не профессора – говорит Сам Господь. В XIX веке уже широко распространялись идеи нигилизма и позитивизма, когда все ставилось под сомнение: если ты можешь увидеть, потрогать, значит, это существует, а если нельзя прикоснуться, значит, этого нет. Эти идеи начали очень сильно развращать народ: если ада и рая нет, то к чему тогда стремиться человеку? По форме христианство внешне остается, а спроси у человека – он верит в ад или рай? Сомнения, источник которых – лукавый, могут очень сильно вредить человеку, губить его душу. Человек в Бога верит, а в слова Божии о рае и аде – нет. Я встречал много раз людей, которые в Христа верят, а в Евангелие – нет: кто-то из сомневающихся рассуждал, что Евангелие написали монахи в XV веке. Это только от страшного незнания можно такое говорить. Хотя Евангелие известно в письменном виде уже во II веке и это не секретная информация. И оно неизменно, что важно для христианина. Оно – само Слово Божие, где все открыто.

– Для христианина Священное Писание – не древний литературный памятник, не сборник мудрости, не историческая книга. Наше отношение к Писанию – это наше отношение ко Христу. Мы верим, что Он есть Бог, Который стал Человеком, родился для спасения людей от греха. Было время, когда христианство существовало без Священного Писания, но без Христа нет христианства. Поэтому цель жизни в Церкви – соединение не с Библией, а со Христом. А Священные тексты помогают нам узнавать о Нем, хотя лукавый говорит незнающим, что основание веры может быть выбрано произвольно, самостоятельно.

Протоиерей Андрей Канев: – Такой человек может верить во Христа, но в этом случае Христос для него не Бог. Тогда под сомнение ставится все, в том числе и загробная жизнь человека. Приведу пример. Приходишь к человеку, задаешь вопрос: «В Бога веришь?» – «Верю» – «А в загробную жизнь?» Отвечает: «Не верю». Для такого человека рассуждения об аде и рае – чуждые. Что это? Незрелая вера, кривоверие? Нежелание человека разобраться в вопросе? Чтобы развеивать легенды и мифы, у нас есть откровения. Если взять главу святителя Игнатия «О рае и аде», можно увидеть очень много ссылок – на Ветхий и Новый Завет чтобы нам было ясно – это не чьи-то сказки или представления, а Божие Слово. Мы опираемся на учение, которое нам дают Церковь и святые отцы.

В последнее время идет волна оптимистического богословия, когда люди верят только в рай и считают, что «ада нет». Тогда зачем посты, молитвы, самоогра-ничения, борьба с грехом, если все так безоблачно и хорошо? Такой человек при наступлении скорбей начинает роптать и грешить. Мы должны понимать, что наша мирская жизнь – это просто подготовка к вечной жизни, некая ссылка, колония строгого режима. Вся настоящая жизнь будет там. Здесь – только тренировка, подготовка. Смерть – это переход или к одному берегу – прощению, или к другому – к осуждению. Все зависит от нашей земной жизни. У Господа порядок: по своей кончине душа не попадает туда, куда хочет, не бродит где-то по земле, а попадает в определенные места: в преддверие рая или в преддверие адских мучений.

– Об этом у святителя Игнатия написано в разделе «Рай и Небеса». Начинается он рассказом, описанном в Библии Боговидцем Моисеем. Господь насадил на Востоке рай сладости, поместил туда первых людей, родоначальников человеческого племени Адама и Еву, чтобы они возделывали рай и хранили его. Господь засвидетельствовал, что Царствие Небесное было уготовано для человеков от сложения мира.

Протоиерей Андрей Канев: – Рай – это место жительства людей. Для чего и где созданы люди? Для жизни в раю. Понятно, что не хватит слов, чтобы это описать: это превыше земного опыта. Апостол Павел, когда побывал на Небесах, сказал, что ухо человеческое не слышало таких слов, чтобы выразить тот опыт, который он получил. Но вернемся к Адаму, и тогда станет ясно, для чего пришел на землю Христос. Господь сотворяет Адама в раю, месте, где не было скорбей, нужды, болезни, смерти, все было гармонично и замечательно. Адам ни в чем не нуждался, должен был развиваться дальше, все больше приближаться к Богу. Господь дал возможность Адаму укрепиться в решимости быть с Ним, и Господь попускает сатане в образе змия провести испытание, дать возможность Адаму исполнить заповедь хранить и возделывать рай. И что мы видим? Адам и Ева, обладая свободой, соблазняются и в них входит грех. Господь предлагает им раскаяться. Звучат глубокие, грустные слова Господа: «Адам, где ты?». Конечно, всевидящий Бог знает, где отпавшее от него творение, но Он этим словом, этим вопросом дает возможность Адаму осознать себя, оценить свое состояние. Но Адам уже не может себя правильно оценить – у него ум уже не духовный, он в кустах сидит и думает, что Бог его не видит. И этими наводящими вопросами Господь призывает Адама к покаянию. Но тот не кается. Даже больше, он обвиняет Бога: Ты дал мне жену такую, я не виноват, жена говорит: не я, это змий. Человек, отвергнув покаяние и возможность признать свои ошибки, вернуться в свое первоначальное состояние чистоты, решает все-таки остаться во зле.

– «Праотцы преступили заповедь Божию, – пишет святитель, – и после преступления они внезапно изменились душой и телом, сделались неспособными пребывать в святом рае». А святитель Григорий Богослов поясняет: «Адам потерял рай не только тогда, когда он был изгнан из Эдема, но когда через грехопадение потерял благодать».

Протоиерей Андрей Канев: – Мы часто понимаем благодать по-мирскому, как скидочные купоны – когда можно прийти в магазин, отовариться и быть довольным, что у тебя прибыль получилась. Благодать – это не просто дары, но дары ответственные: ты несешь ответственность за то, что получил. Если ты к этому подошел недостойно, то возможно и наказание. Рай – это не место сборища грешников, маньяков, убийц не покаявшихся, это особое место, пропитанное Божией благодатью. Грешник, который не кается, там находиться не может. Адам был изгнан на землю, уже испортившуюся, хотя земля в то время тоже была раем: Эдем это была столица, – вся земля была раем. Но когда царь безумный, то страдают все подчиненные.

Когда Адам согрешил, то в него входят зло, смерть, страстность и вся земля превращается в место его временной казни, той самой тюрьмы, «колонией строгого режима». Господь изгоняет Адама, поскольку тот не может там находиться, он сгорит в этой благодати – как мусор не может находиться рядом с огнем. Только кающийся может очиститься от мусора своих страстей. Сколько трагических примеров, когда человек, не осознавая грехов, пошел на Причастие или пошел на Исповедь, или к другим таинствам и у него тут же начинается потрясения, скорби, болезни? Об этом еще апостол Павел предупреждал: нельзя бездумно относиться к таинствам. Поэтому повторюсь: благодать – это не автомат с бесплатной газировкой. Это – ответственность, грань между необходимостью и ответственностью, чтобы мы духовно, аскетически трудились над собой. Поэтому Адам и Ева в поврежденном состоянии уже не могли находиться в раю. И изгание из рая было актом милосердия Божия. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс