Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (871) → Игумен Нектарий (Морозов): О силе воли

Игумен Нектарий (Морозов): О силе воли

№22 (871) / 14 июня ‘16

Духовная жизнь

Окончание. Начало в №21 (870)

Давайте продолжим эту линию. Человек научился преодолевать себя в малом и уже обрел некую силу воли. Для чего христианину сила воли в глобальном смысле?

– Я как-то очень хорошо запомнил пример из жизни некоего афонского старца. Он жил в общежительном афонском монастыре, где жизнь была не особенно аскетическая, а, наоборот, всего было в достатке, все жили в довольстве и иногда гораздо лучше, чем люди за пределами монастыря (такое бывает даже на Афоне, и ни для кого это не секрет, тем более речь идет о некоем периоде духовного упадка, а такие периоды в истории Афона тоже случались). И как-то у этого старца зародилась мысль, что хорошо было бы от сытой и вольготной жизни уйти и посвятить оставшееся время, собственно говоря, тем подвигам, ради которых он когда-то и принимал монашество. Он задумался: «Я уйду из монастыря, но привычка к этой жизни погонит меня обратно». И, еще живя в монастыре, еще живя в довольстве, достатке и тепле, он начал потихоньку привыкать к жизни более аскетичной: стал меньше и реже есть, стал избегать тепла, уюта и постепенно пришел к тому состоянию, когда переход к жизни подвижнической в полном смысле этого слова, жизни отшельнической стал для него уже безболезненным. Ради чего? Чтобы иметь свободу, чтобы в какие-то моменты, когда от нас это потребуется, от чего-то отказаться, чего-то лишиться, пойти на какие-то испытания, и чтобы у нас для этого были силы и необходимые навыки.

Святитель Феофан Затворник, когда удалялся в затвор, сделал это не одним движением, а постепенно приучал себя к этому. Сначала он поселился в монастыре, удалившись с кафедры. Потом ограничил для себя количество выходов за пределы монастыря, далее запретил себе выходить вовсе. Затем он переместился в келью и стал выходить только в храм и трапезную и, наконец, закрылся собственно в келье. Так святитель Феофан постепенно пришел к затвору. Он совершенно четко для себя это расписал, понимая, что его душа, как и душа любого человека, нуждается в привыкании к изменению в своей жизни, понимая, что если он сразу закроется в затворе, то может не выдержать. Наверное, когда он шел этим путем, то он себя определенным образом узнавал.

Ради чего было это все? Ради свободы в выборе того образа жизни, который он для себя сделал, чтобы его душа была готова последовать за ним тем путем, которым он хотел идти. Наверное, бывает необходимо, чтобы не только душа, но и тело было готово. Ведь ни для кого не секрет, что, если человек привык есть вкусно и очень много, а потом его посадить на хлеб и воду, он не выдержит. А когда человек постепенно привыкает к более умеренному вкушению пищи, оказывается, что организму не так уж много и надо. И это уже дает человеку свободу, когда он не зависит от вида пищи, от ее количества и многих других факторов, когда зависимость сводится к минимуму. У человека могут быть и болезни, и слабость организма, и этого он, скорее всего, не сможет преодолеть, но свои привычки человек изменить может. Еще раз говорю, что зависимость от сладкого, вкусного, обильного и прочего тоже можно преодолеть.

Когда мы говорим о силе воли, всегда возникает тема зависимостей – таких, как алкогольная или наркотическая. Бывают случаи, когда люди приходят в храм, чтобы через воцерковление избавиться от этой зависимости и, по милости Божией, начинают постепенно освобождаться от своей страсти, и у них возникает ощущение, что это их собственная сила воли, она в них воспиталась. Получается, это ложное представление о силе воли?

– Я не соглашусь с этой схемой в целом. Действительно, бывает так, что человек приходит в храм и ему удается преодолеть зависимость, которая имеет место в его жизни, – алкогольную или наркотическую, игорную или какую-то еще. Сейчас порой приходят не дети, а взрослые люди, с компьютерной зависимостью, которые, играя в танки или во что-то еще, проводят больше времени за монитором, нежели в реальной жизни. Приходят жены, у которых мужья просто «провалились» в компьютер, бросили работу, и непонятно, что с ними дальше делать, – то ли лечить, то ли из дома гнать, то ли просто с этим смириться. Когда человек сам хочет избавиться от этой зависимости, воспринимает ее как зло, как беду и ищет при этом помощи Божией, то, придя в храм, он эту помощь обретает. Обретает и помощь, и в то же время то самое главное, отсутствие чего ему мешало от этого избавиться, – он обретает смысл.

Когда человек может изо дня в день прожигать свою жизнь, уткнувшись в монитор компьютера или принеся домой очередной ящик пива, или закурив сигарету с наркотическим веществом? Когда у него нет смысла в жизни. А когда смысл есть, то он человека определенным образом направляет, у него на все эти страсти нет ни сил, ни времени, ни желания.

Зачастую же бывает так, что человек и не ищет смысла, и не хочет избавиться от зависимости, как раз тогда помочь ему и не получается. Поэтому здесь вопрос не только в силе воли. Здесь вопрос общей направленности жизни человека. Бывает так, что человек уже переступает какую-то черту и к самому себе не возвращается, он превращается просто в придаток того же самого компьютера, алкоголя, наркотиков или чего-то еще. Это очень тяжелое состояние, вывести из него человека порой оказывается невозможно, иногда для этого требуется особое потрясение, особое действие силы Божией.

Если говорить обо всех этих зависимостях и о силе воли, то здесь мы опять совершенно естественным образом находим, что человек, привыкший к жизни дисциплинированной и ответственной, редко соскальзывает в эту сторону жизни. Если это соскальзывание и происходит в результате какого-то надлома или потрясения, такого человека из этого состояния можно легко вывести, помочь ему и, самое главное, у него есть некая основа, фундамент, на который он снова может встать. Это прежняя его дисциплинированная, осознанная, серьезная жизнь. А вот когда человек вообще не имел навыков жизни, в которой дисциплина играет ключевую роль, когда он вообще не привык к таким понятиям, как ответственность и сознательность проживания жизни, тогда и нет почвы, на которую его можно поставить, вытащив из этой трясины, и он опять будет туда проваливаться раз за разом.

Но разве не бывает так, что человек – например, под воздействием убеждений своих близких (жен, матерей) – идет в храм, думая, что здесь ему дадут некую таблетку исцеления, возможно, это исцеление получает, говорит Церкви «спасибо» за избавление от зависимости, и Церковь становится ему больше не нужна.

– Не так примитивно, но можно сказать, что такое бывает; только нужно опять внести поправку. Человек должен иметь в себе нечто, тянущееся к свету, к исцелению, – намерение исцелиться и измениться: без этого намерения, как бы не хотели его близкие, ничего не получится.

Бывает и так: человек, найдя в Церкви необходимую поддержку, выкарабкивается из бездны, в которую он уже провалился, а потом возвращается обратно: сначала он уходит из Церкви, считая, что помощь ему больше не нужна, а потом мало-помалу скатывается в ту же трясину, из которой выкарабкался. Но так бывает не только с алкоголиками, наркоманами или игроманами. Такое бывает вообще со всеми людьми, которые, придя в Церковь, обрели некую свободу от своих прежних грехов и страстей, а потом ушли из нее и опять впали во все тяжкие, из которых до того с трудом выбирались. Безусловно, так бывает. Здесь есть что-то сродни опыту апостола Петра, который сначала по слову Христа Спасителя пошел по воде, а потом вдруг убоялся и начал утопать.

Всегда возникает вопрос: почему? Мне близко такое объяснение: апостол Петр в какой-то момент привык к тому, что он идет по воде, ему показалось, что он идет уже сам, и когда он это подумал, ему стало страшно. То же нередко происходит с человеком, который избавился от каких-то своих греховных зависимостей, потом ему показалось, что он сам это сделал, и потом он, перестав искать помощи Божией, соскользнул обратно.

Может ли способствовать формированию силы воли воспитание с детства?

– Не просто может, а, наверное, в первую очередь способствует. Тут даже трудно сказать, что играет бόльшую роль – натура человека, присущая ему от рождения, или же воспитание.

Мне кажется, что воспитание может даже преобладать, и огромную услугу своим детям оказывают родители, которые с детства приучают ребенка к тому, что есть такие понятия, как ответственность, долг, что есть вещи, которые необходимо делать. Правда, ошибку совершают те родители, которые не объясняют ребенку, зачем нужно делать то или другое, почему нужно быть ответственным, что такое долг и на чем базируется это понятие. Ведь если ребенка просто заставлять делать что-то, смысла чего он не понимает, то, как только у него появится возможность это не делать, он это прекратит. Когда же ребенок привыкает понимать, зачем он это делает, когда ему ясно показывают связь между деланием и результатом, тогда вырастает человек сильный, ответственный, волевой, который может стать полноценным и как христианин, член Церкви, христианской общины, и просто как человек, который занят работой, становится мужем, отцом, другом.

Записала:
Татьяна Башилова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс