Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы начинаем говорить о самой главной и самой сложной составляющей Божественной литургии – Евхаристии – с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.
– Страшно приступать к этому таинству: оно настолько широко, глубоко, высоко, что человеческий ум не может объять всю глубину и красоту Евхаристии. Не только красоту, но и ее Божественность, потому что Евхаристию через нас, священнослужителей, всегда совершает Сам Бог. Мы – только орудие в руках Божиих, вне зависимости от жизни священника (порочной или непорочной).
Конечно, лучше, когда мы ведем или стремимся вести святой образ жизни, но Евхаристия совершается вне зависимости от жизни священника, потому что на священнике благодать Божия. Не он творит Евхаристию, а Господь.
Об этом есть много рассказов, которые знает Церковь, люди верующие и неверующие. Вот «Десять мин» Николая Добровольского, десять рассказов, и один из них – «Могут увидеть только дети». Добровольский – ученик и духовный сын преподобного святого праведного отца Алексия (Мечева). Рассказывается, что один из детей был со своими родителями на Божественной литургии и видел, будто священник где-то в углу, темного цвета, лицо его черно, он привязан к батарее, а у престола стоит ангел Божий. Господь вместе с ангелами совершает это служение.
Сохранились рассказы блаженной Рахили Бородинской (она была алтарницей). Она говорила, что видела в алтаре голубей и обугленные руки священников… Это рассказы одного плана, откровения.
– Да, конечно. Поэтому к этому таинству очень трудно приступать. Вроде бы пытаешься подготовиться к нему, рассказать что-то православным и неправославным людям, но приступать очень страшно и трудно.
Начну с того, что Евхаристия – это благодарение. Вот Евхаристический канон. Что такое канон? Это правило, ограничение в возможностях изменить канон Евхаристии. В древние времена Евхаристию совершали пророки, и они могли говорить на основе Евхаристического канона свои слова, те, что изливались из их сердца. Молитвы могли быть очень продолжительными, и мы это видим на Литургии апостола Иакова (осталась такая Литургия), она очень длинная. Может быть, и не сам апостол Иаков, а его ученики как бы канонизировали ту Евхаристию, которую он совершал. Она всегда была связана с импровизацией творческого, молитвенного духа, но сам канон не менялся.
Всегда должно быть три составляющих. Первая – о творческой силе, творчестве Бога Отца, сотворившего мир, нас и оставившего нам образ домостроительства в Лице Господа Иисуса Христа. Вторая часть – это как раз домостроительство Христово, Его Воплощение на земле, жизнь, проповедь, установление Божественной литургии. Третья часть – Дух Святой, прелагающий хлеб и вино в Святые Дары – истинные Тело и Кровь Господни. Это три важные составляющие темы Евхаристии. За все мы благодарим Бога – и за творческую силу Творца Бога Отца, и за воплощение Господа Иисуса Христа, и за благодать Духа Святого, без Которого не был бы сотворен этот мир, не было бы, если хотите, Божественной литургии и Евхаристии.
Евхаристия – это благодарение. Анафора – возношение. Во время Евхаристии и во время благодарения все молитвы, посвященные как Богу Отцу, так и Господу Иисусу Христу и Духу Святому, носят благодарственный характер. А возношение – это когда мы приносим дары и возносим их Богу: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Диакон во время этого возгласа складывает крестообразно руки, в правую берет дискос с уже почти Телом Христовым (но еще с хлебом, агнцем), а в левую – Чашу с еще вином, то есть ни хлеб, ни вино еще не преложены, не изменены в своем естестве в Тело и Кровь Господни. Уже потом читается молитва эпиклезы – о снисхождении на эти Дары прелагающего их Духа Святого.
Кстати, хотел бы вкратце остановиться на восточной и западной традициях Церкви, сначала на конфликте в служении Божественной литургии между Восточной и Западной Церквами, на который ни одна из них не обращала внимания. В чем он состоял, если вообще возможно говорить о конфликте в древние византийские времена, при существовании единой Западной и Восточной Церкви? В том, что постепенно, в какое-то время (не берусь его устанавливать; архимандрит Киприан (Керн) в своей книге «Евхаристия» пишет: «в известное время»), вдруг была вытеснена формула эпиклезы, формула призывания Духа Святого.
Что это за «известное время», мне неведомо, но главное то, что католический западный мир считает, что преложение Святых Даров совершается не во время трехкратного призывания Духа Святого, а во время установительной формулы, которую Господь Иисус Христос произнес на Тайной Вечере: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Нового Завета, за вас ломимое во оставление грехов» (о хлебе); «Приимите, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов» (о вине). Западный католический мир считает, что именно во время этих слов осуществляется преложение Даров – пресуществление хлеба в Тело Христово, а вина в Кровь Христову, и полагает, что призывание Духа Святого – это позднее изобретение даже не византийского, а греческого мира.
Так считают многие католические богословы. Они придерживались этого мнения на протяжении многих веков. Может быть, они не столь углублялись в историю литургики (историю Божественной литургии). Кстати говоря, это мнение в некотором смысле разделяется и Греческой Церковью, в которой, кажется, не совершается троекратного прошения о снисхождении Духа Святого. Не берусь утверждать, но я говорил с человеком, который постоянно бывает на греческих Литургиях. Мы размышляли именно о формуле эпиклезы.
Да, Божественная литургия совершается и в Греческой Церкви, и, наверняка, Господь восполняет все, что было и является недостатком в совершении таинств. Но, например, архимандрит Киприан (Керн), очень глубокомысленный литургист, ученый с большой буквы, чью книгу «Евхаристия» мы читаем до сих пор, с совершенной очевидностью доказывает, что эпиклеза существовала с древнейших времен, и называет разных авторов. Среди них утверждения и свидетельства и святителя Иоанна Златоуста, и святителя Василия Великого, и многих других еще более древних отцов, которые восходят ко второму веку после Рождества Христова. Если опираться на этот фундаментальный труд архимандрита Киприана (Керна), то формула освящения Святых Даров, оказывается, существовала и раньше, в Древней Церкви. И мы по преемственности Древней Церкви совершаем эту потрясающую молитву.
Помню свои впечатления на нескольких Литургиях, от которых меня в дрожь бросало, мурашки бежали по телу, возникало какое-то особое чувство. Могу сказать, что с мурашками до сих пор служу Божественную Евхаристию. Но когда я еще не был священником, а был юношей, только пришедшим к вере, помню это состояние именно во время молитвы призывания Духа Святого. Это было в советское время, и служил Божественную литургию митрополит Антоний (Блум). Нас тогда преследовали, но при приезде митрополита Антония молодежь сразу же узнавала, где он служит, и наполняла московские церкви, где он служил. Помню, как я стоял в алтаре, и он очень спокойно трижды произносил эту формулу, и со мной произошло что-то необычное. Это даже не мурашки, а какое-то внутреннее поразительное потрясение, действительно связанное со снисхождением Духа Святого, главным образом на Дары, но и на всех нас, стоявших не только в алтаре, но и в храме.
Возвращусь к своему литургическому опыту. Я всегда испытываю особое состояние во время этой молитвы. Не потому, что я себе что-то внушил (я маловнушаемый человек), а потому, что чувствую: в это время действительно благодать Святого Духа сходит на Святые Дары.
Это является, если хотите, началом нашей беседы о Божественной Евхаристии. Это очень сложное таинство, очень глубокомысленное, и я боюсь, что мой скудный язык и сухой ум не смогут передать той глубины и благодати, которые действительно чувствует вся Полнота Церкви во время Евхаристического канона.
Совершенно не хочется заканчивать передачу, но приходится. Честно говоря, я заслушалась Вашими чудесными воспоминаниями о митрополите Антонии Сурожском. Я тоже его очень люблю и всегда с удовольствием читаю его книги, в которых масса интересного. Иногда по каналу «Культура» показывают «Диалоги» – беседы с митрополитом Антонием, это всегда большое счастье и вызывает большой интерес. Сердечно Вас благодарю, надеюсь, что в следующей программе мы продолжим выполнять наше обещание телезрителям и сосредоточимся на Евхаристическом каноне. (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.