Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (869) → Народная артистка России Жанна Бичевская: У меня очень интересная жизнь

Народная артистка России Жанна Бичевская: У меня очень интересная жизнь

№20 (869) / 31 мая ‘16

Канон

Я хотел бы начать со стихотворения Булата Окуджавы:

Вот музыка та,
под которую
Мне хочется плакать
и петь.
Возьмите себе оратории,
И дробь барабанов, и медь.
Возьмите себе их
в союзники
Легко, до скончания дней...
Меня же оставьте
с той музыкой:
Мы будем беседовать с ней.

Сегодня мы побеседуем с замечательной православной певицей, народной артисткой России Жанной Бичевской.

Жанна Владимировна Бичевская – российская певица, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад, народная артистка России. Родилась в Москве. В 17 лет получила в подарок гитару, которая изменила всю ее дальнейшую жизнь. Она с удовольствием исполняла студенческие, лирические песни, произведения неизвестных авторов.

В 1971 г. окончила Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Параллельно с учебой Жанна преподавала игру на гитаре в музыкальной школе, затем стала ведущей вокалисткой в эстрадном оркестре Эдди Рознера.

С 1971 по 1973 гг. – солистка вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы». В 1973 г. Жанна Бичевская начала работать в Москонцерте.

Объездила с гастролями около 60-ти стран мира. Восемь раз подряд собирала престижный парижский зал «Олимпия». С 1989 г. работает со своим супругом Геннадием Пономаревым – поэтом, композитором, певцом и музыкантом. С начала 1990-х гг. творческий вектор Жанны изменился – русские народные песни и произведения в ярком и самобытном стиле «кантри-фолк» сменились духовными православными песнопениями и песнями белогвардейской тематики.

В 1997 году Святейший Патриарх Алексий II благословил Жанну Бичевскую на выпуск пластинок с произведениями духовного содержания. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации наградил певицу за патриотизм золотым орденом Святого Архистратига Михаила. Общественная благотворительная организация «Народный наградной комитет» вручила артистке золотую медаль «За единение православных народов». За большие заслуги в деле духовного просвещения Жанна Владимировна получила высокую награду от православного общества «Радонеж» – золотую медаль с изображением преподобного Сергия.

Сегодня Жанна Бичевская продолжает активно выпускать диски, гастролирует по всему миру, своим творчеством привлекая людей к Православной вере.

Не случайно эпиграфом нашей программы стали слова Булата Шалвовича Окуджавы. Я знаю, что его личность стала ключевой в Вашей жизни. Расскажите, пожалуйста, о вашем знакомстве и сотрудничестве.

– Это мой учитель. Благодаря ему я вышла на большую сцену. Он мне не помогал, никому не звонил, но он вселил в меня дух мужества, дух преодоления трудностей, которым сам обладал. Я у него училась, и это мне очень помогло в творческой жизни. Булат Окуджава говорил: «Как роза имеет шипы, чтобы ее не обидели, так и у нас должно быть оружие, потому что нам есть что защищать, оружие, которое поможет нам выжить и выстоять». Поэтому я благодарна Окуджаве за то, что я у него училась. Он пел мне русские песни, и я стала исполнять их под гитару. Таким образом определился мой творческий путь. Я любила петь произведения Булата, поэтому сочетала русский фольклор и бардовскую песню.

Потом на смену пришли духовные песнопения и песни времен гражданской войны. Сейчас я пою патриотические песни и песни на «царскую тему». Мне кажется, что я самая богатая певица в этом отношении, потому что у меня очень большой репертуар. Ни у кого нет такого количества песен, причем каждая – на вес золота.

Я благодарна Геннадию Пономареву, моему супругу, мы с ним уже 28 лет живем вместе. Я пою очень многие его песни. Мы рука об руку шли по духовно-патриотическому пути, и мне стало ясно, что нас соединил Господь. До встречи со мной Гена много лет был моим поклонником. Я благодарю Бога и судьбу, что все так получилось. Я даже в монастырь хотела уходить, потому что нечего было петь. А потом я послушала песни Геннадия (поэзия Серебряного века), и мы с ним «слились» на этой волне и продолжили идти дальше как муж и жена. Мы до сих пор идем вместе по пути Православия, духовности. Надо сказать, что этот путь очень сложный. Как говорил Булат Окуджава: «Если бы у нас не было завистников, то не было бы нас». Они существуют, и это Промысел Божий, потому что иначе нам было бы очень легко, а там, где легко, нет труда и молитвы.

Жанна, в Евангелии от Иоанна мы слышим такие слова Спасителя: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Когда свет истины, веры и свободы озарил Вашу душу?

– Многие говорят про свободу, а вы знаете, что свобода – это, прежде всего, свобода от собственных грехов? Это и есть настоящая свобода. Когда мы избавляемся от грехов, мы становимся свободными. И дальше идет путь к Богу, с грехами мы к Богу не сможем прийти. Видимые и невидимые враги мешают нам на пути ко спасению, а помогают вера и молитва – они делают наш путь свободным. Конечно, мы до конца жизни не освободимся от всех грехов, потому что апостол Павел сказал: «Нет ни одного праведника и святого в этой жизни».

Как нет святого человека при жизни, так нет и святого государства. Некоторые говорят: «Святая Русь», но разве это так? Если бы Русь была святой, то мы бы не предали царя, не отдали бы его в руки убийц. Святая Россия – это «заданность» Божия. А наше настоящее – это наши страдания, наши грехи, и мы должны освободиться от них, мы должны покаяться в грехе нарушения соборного обета 1613 года.

В убийстве царя?

– Нет, мы не убивали царя, мы должны каяться в предательстве. Если бы не было Иуды, то Господь не пошел бы на Крест. Сначала было предательство, а оно страшнее всякого греха. Все начинается с предательства.

Когда вера стала неотъемлемой частью Вашей жизни? Ведь Вы родились в атеистической стране.

– Я пришла к Православию благодаря Геннадию Пономареву – он десять лет пел в храме на клиросе. Когда он спросил, крещеная ли я, то я ответила, что не знаю, потому что моя мама умерла рано, когда мне было пять лет. Он сказал: «Пойдем, если ты крещеная, то Бог не допустит дважды креститься». Он повел меня в храм, меня крестили, все прошло легко и замечательно, я до сих пор это помню. Геннадий присутствовал при моем Крещении, потому что он в этом храме пел. Это было в соборе Всех Святых.

У меня очень интересная жизнь – трудная, непростая, но она помогла мне выработать характер. Если бы не было сложностей, то не было бы такого характера.

Трудности помогли Вам «нарастить шипы»?

– Да, поэтому я очень благодарна Геннадию. В 1988 году я крестилась и стала православной.

В Пасхальные дни очень важно и нужно делиться радостью и рассказами о событиях, наполненных Божиим Промыслом. Скажите, случались ли в Вашей жизни чудеса?

– Чудес нет только у неверующих, а у православных все – чудо.

Каждый день наполнен чудесами?

– Да, потому что мы под Богом ходим. Наша жизнь и судьба в «руце Творца». Когда мы читаем «Отче наш» и говорим: «Да будет воля Твоя…», то мы отдаем свою волю Богу. Чего нам беспокоиться? Если Бог с нами, то кто против нас?

Вы своей песней ведете людей к вере. В Германии Вас назвали Жанной д’Арк, миссионером.

– Это не я веду, это Бог ведет через меня, а я только сосуд Божий.

Случались ли какие-то чудесные истории, о которых, может быть, Вам рассказывали слушатели? Может, через Ваши песни кто-то приходил к вере или получал помощь?

– Польша – моя вторая родина, потому что по отцу я полька, имею свой семейный родовой герб. Начиная с 1979 года я была там более 70 раз. В Польше происходило очень много чудес. Был случай с Марией. Она жила в кармелитском монастыре, это самый строгий женский монастырь в Польше. Насельницы ходили босые – это было их испытание, как, например, некоторые носят вериги. Они никуда не выходили и переговаривались только через решетку и не со всеми. Священник благословил, чтобы я с ними пообщалась. Мария послушала мои песни и ушла из монастыря. Ее сначала не пускали, но вмешались власти: никто не имеет права насиловать душу и волю – если человек захотел, то он может уйти. В Православии не запрещают уходить из монастыря. Ей сказали: «Собирайся, у тебя одна минута». Она быстро собралась (даже мои пластинки оставила) и перешла в Православие. Сейчас она живет в православном монастыре Святого Мученика Трифона в городе Белостоке.

Это Промысел Божий.

– Представляете, через эти песни Господь привел ее к Православию. А я – грешный человек и могу только помочь, я нахожусь в служении у Господа. Много людей спасается через эти диски.

Вы – миссионер.

– Господь сказал: «Не вы Меня избрали, но Я вас». Так что нас избирает Господь. Апостол Павел говорил, что мы сосуды глиняные, и куда нас поставят – для вина или для низких нужд – Господь Сам решит, но мы все сосуды Божии. Это не умом понимается, а душой. Есть такое качество, когда не только чувствуешь, но и понимаешь сердцем. Потому святые говорили, что сердце должно быть мудрым, а разум добрым. Если сердце мудрое, разумное, то оно приведет туда, куда надо.

У Вас есть замечательная песня, которая называется «Мы – русские!» Она стала негласным гимном белой эмиграции во Франции. Скажите, вера и патриотизм – понятия неразделимые?

– Конечно. Если человек православный, то он обязательно патриот.

Но патриотизм бывает с националистической окраской. Это болезнь общества?

– Нет. Национализм и патриотизм – разные понятия. Патриот любит свою Родину, а националист любит только свою нацию. А как я могу любить только свою нацию, если я сама наполовину полька? Россия – это многонациональное государство, в котором живут разные народы, и мы их не вычеркнем. Мы прекрасно помним, чем кончился национализм в Германии.

Тогда давайте еще раз сформулируем, что такое патриотизм?

– Патриотизм – это любовь к Богу, Родине, своему народу, когда ты – часть народа и не можешь сказать: это мой человек, а это не мой. Мы все – Божии, и только Господь нас рассудит на Своем Суде. Сегодня человек грешит, он националист, а завтра он послушает песню «Мы – русские!», правильно ее примет и подумает, что есть много православных, но не русских людей, например, татар. И не пойдет против них.

Когда работает сердце, то оно начинает анализировать, и появляется мудрость, а мудрость – от Бога. Самый великий Божий дар в наши времена – это, прежде всего, рассудительность. Если ты будешь вслепую верить в Бога, то не будешь верующим: вслепую любить Бога нельзя. Надо знать, кого ты любишь. Надо много слушать о Боге. Апостол Павел сказал, что «вера от слышания».

Но искушения не могут появиться?

– Мы все этому подвергаемся. Искушение – это когда тебе ставят подножку, а ты или споткнешься, или увидишь ее и отойдешь в сторону. От Бога нельзя отворачиваться, нужно все время быть к Нему лицом, тогда Он тебе помогает. Если ты повернулся к Богу спиной, то ты идешь в сторону дьявола, потому что среднего не дано. Ты сам подписываешь себе приговор – если ты отвернешься от Бога, то Он тебе не сможет помочь.

Он рад, если ты идешь к Нему, потому что Он видит, что ты стараешься, спотыкаешься, падаешь, разбиваешь лицо в кровь, но встаешь и дальше идешь ко Христу. Наш путь не гладкий, а тернистый, узкий. Православная жизнь – это очень тяжелый, сложный и опасный путь. Это поле битвы, прежде всего, внутри нас самих, потому что все помыслы и мысли проходят через голову. Ворота в наше сердце – это разум, если мы не остановим лукавого и пропустим плохую мысль, то она входит в сердце, а потом выйдет только через покаяние.

Жанна, давайте вернемся к Вашему творчеству. Совсем недавно для меня стало открытием, что Вы – автор музыки поистине великой и ставшей уже народной песни «Ой, то не вечер».

– Да, это моя музыка, а стихи народные.

Расскажите, как у Вас рождаются такие шедевры?

– Это было в Новочеркасской станице, когда я ездила в экспедицию и собирала песни. Я не хотела брать то, что было в библиотеках, это легкий путь. Бабушки дали мне слова песни «Ой, то не вечер», они переходили из поколения в поколение, я их записала. Это песня XIX века. А мелодию мне так и не дали.

Бывает, что у песни теряется мелодия, народ забывает, а текст остается. Бог помог мне его найти, я даже его немного переделывала, потому что он был не очень качественный. Не могу сказать, что я музыку написала или сочинила, потому что я не композитор. Музыка исходит из сердца. Господь дал мне музыкальный дар, и музыка звучит во мне и выходит из меня, а я ее только корректирую. И эта мелодия из меня вышла, причем сразу. Так же произошло с диском «Верую», в котором все стихи написаны Сергеем Бехтеевым.

Это «царский поэт».

– Да. Он себя называл «царский гусляр». Я читала его стихи, и они из меня выходили с музыкой. За полтора часа я записала весь альбом.

Это снова чудо!

– Я пела и записывала все на магнитофон. Вы не поверите, у меня не было ни одной помарки. Бог творит чудеса, а мне ничего не принадлежит, кроме моих грехов. Все таланты, способности и возможности нам дает Бог. Жизни без Бога нет, тогда человек существует как живой труп, который подписал себе приговор. Я общалась с некоторыми старцами, например, с Илией. Они говорят: «Когда грешники исповедуются в своих грехах искренне, то они не пахнут, а неверующие, злобные и гордые, смердят».

Кто-то говорил: «Не дай вам Бог увидеть, что творится с этим человеком». У Вас есть необыкновенный опыт общения со старцами, сейчас их все меньше и меньше. Не каждому доводилось такое пережить. Можете немного об этом рассказать?

– Старцев сейчас практически нет, они остались на Афоне, и их единицы. В Псково-Печерском монастыре живет старец Андриан, он, по-моему, еще отчитывает. Я приезжала к старцу Николаю на остров Залит. У меня проблемы с позвоночником, он это знал, повернул меня и помазал маслицем. А я была в красивой шубе, и он даже не дотронулся до нее, чтобы не испортить. Мои друзья стояли рядом и видели, как он на расстоянии перекрестил меня маслицем. А когда я повернулась, он говорит: «Что делаешь – не оставляй». Я уже тогда стала петь песню Геннадия Пономарева о Святых Царственных Страстотерпцах. Я потом оставила отцу Николаю свою кассету. Так я получила от старца программу на свою дальнейшую жизнь, и никаких изменений уже быть не может. Если взялся за плуг, то не оборачивайся назад, Господь таких не любит.

То есть «тяни лямку»?

– Конечно.

Особое место в Вашем творчестве занимают произведения иеромонаха Романа (Матюшина).

– Он сейчас иеросхимонах.

Многие исполнители поют его песни, но не многим доводилось лично с ним общаться. Расскажите, пожалуйста, о Вашей первой встрече.

– Бог захотел, чтобы я пела эти песни. Я не думала, что когда-то буду их исполнять, но, вероятно, Он все время меня готовил к этим песням. Я перешла к ним от белогвардейской тематики, потому что я – православная патриотка.

Мое знакомство с иеромонахом Романом произошло в 1992 году. Он позвонил мне по телефону. Он ехал из Полоцка, поезд приходил в четыре часа утра. Мы с Геннадием поехали на Белорусский вокзал, встретили отца Романа, приехали домой в пять утра и начали петь. Отец Роман вскормил меня своими песнями, своей любовью ко мне, грешной. Он мне очень сильно помог. Он стал крестным отцом моего творчества.

Несколько лет назад, когда вышли мои диски с песнями иеромонаха Романа, мне позвонила главный врач онкологического центра на Каширском шоссе (Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина. – Прим. ред.). Она мне сказала: «Жанна Владимировна, я хочу сообщить, что некоторые больные, слушая песни иеромонаха Романа в вашем исполнении, исцеляются от четвертой, последней стадии рака». Я рассудила, что только некоторые могут исцелиться, а не все, потому что есть злобные люди, которые получили эту болезнь в наказание за грехи и так этого и не поняли. Господь через песни с ними говорил.

Наверное, это не наказание. Вы думаете, что Господь наказывает? Может быть, Он просто учит?

– Любая болезнь, даже смерть, – это наказание за грех! Болезни – плата за наши грехи. Не будет грехов – не будет и болезней. Но так как мы все в этом мире неправедные, то до последнего издыхания будем болеть: кто-то – тяжелее, кто-то – легче, кто-то быстрее исцелится, кто-то – медленнее. Но исцеление придет только если человек будет идти к Богу, потому что без Бога мы никто и ничего не можем. Если человек накопил болезни, то нужно быстрее идти каяться.

Когда нас что-то беспокоит, мы бежим в больницу, поликлинику, тратим огромные деньги, чтобы излечиться, а причина болезни – это грех. Сначала нужно пойти к батюшке, раскаяться в грехах. В храме каждый день совершается Литургия, назови свои грехи, и болезни уйдут. А если согрешил, то это вернется, и новое появится. Это духовная жизнь, которую надо понимать. Многие считают, что Православие – легкий путь, а он самый тяжелый, потому что это – истинная вера. Мы – Тело Христово, а Оно едино, Его нельзя на куски разделить – вот в чем все дело. Я спросила у батюшки: «Как понимать, что мы Тело Христово?» Он сказал: «У Христа есть ноги и руки – это наши церкви». Я сказала: «Нет, Тело Христово едино, и мы все вместе в этом Теле».

Если Христос с нами, то кто против нас? Всегда об этом думайте и никогда не забывайте. Если вы со Христом, значит, Христос с вами, потому что первый шаг к Богу делает человек.

Спаси Господи за встречу! Жанна, от себя лично, нашей программы и всех наших телезрителей я хотел бы подарить Вам икону Воскресения Христова. Желаю Вам и Вашему супругу крепкого здоровья. Продолжайте творить удивительную музыку, и храни Вас Господь!

– Спаси Господи!

Записала
Людмила Моисеева

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-07-05;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-14-05

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс