Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы не раз говорили о душевном мире и сегодня продолжим разговор – поговорим, почему мы теряем его. Скажите, что же такое душевный мир, от чего он зависит и почему так нам необходим?
– Душевный мир – это внутреннее благодатное состояние, когда у человека мирная совесть. Это не значит, что он абсолютно безгрешен – на земле нет человека, который бы не имел грехов, но он кается в них и стремится по мере сил исполнять Божии заповеди, стараясь тем самым уподобляться Христу в добродетелях. Именно такой человек стяжевает в своей душе это благодатное состояние. Не случайно апостол Павел в одном из своих Посланий к Тимофею пишет: «Труждающемуся делателю первому надлежит вкусить от плода. Разумей, еже глаголю» (то есть «задумайся, пойми, о чем я говорю»). Это значит, что любой правильно подвизающийся человек, который борется со своими страстями и старается по мере сил соблюдать Божии заповеди, несмотря на скорби, болезни, лишения и внутреннюю брань, уже здесь будет понемножку вкушать от плодов правильной духовной жизни.
Душевный мир как раз и оказывается показателем правильного духовного опыта. Интересно отметить, что святые отцы акцентировали внимание на том, что тот человек, который стяжевает внутренний душевный мир, считает себя хуже всех. Нам всем хорошо известен преподобный Серафим Саровский, который обращался к приходившим к нему с поучением: «Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», а называл себя «убогим Серафимом», считая самым грешным человеком, впрочем, как и все великие подвижники благочестия. И вот это осознание своей греховности, бесконечной виновности перед Богом помогает не растерять, сохранить внутренний душевный мир.
От чего зависит духовный мир?
– Такие мудрые подвижники благочестия, как преподобный Паисий Святогорец или наш современник архимандрит Фаддей Витовницкий, уделяли много внимания этому вопросу. Вот что старец Фаддей пишет по поводу душевного мира: «Все начинается с мыслей – и добро и зло. Наши мысли материализуются. По сей день мы видим, что все, что создано и существует на земном шаре и во всей Вселенной, является материализацией во времени и в пространстве Божественной мысли. Мы созданы по образу и подобию Божию. Человеческому роду досталась такая великая награда, но мы не понимаем, как наши мысли влияют на других, ведь мы можем причинить ими как большое добро, так и огромное зло. Все зависит от наших желаний и мыслей. Если наши мысли мирные, тихие, добрые и великодушные, то это влияет не только на наше внутреннее состояние, но мы встречаем этот покой вокруг себя, в своей семье, в своей стране. Значит, тогда мы работники на ниве Божией, создаем здесь, на земле, Небесную, Божественную гармонию, тишина и покой распространяются повсюду. Когда же в нас живут негативные мысли, то от этого становится плохо всем. Зло, которое находится в нас, мы начинаем изливать вокруг себя, на родных, в семье, в любом кругу, где находимся... Лучше быть добрым ради собственного блага, потому что негативные мысли разрушают наш мир, и нам от этого нет покоя.
У нас всегда неправильная точка отсчета: вместо того чтобы начинать с себя, мы хотим исправлять других, оставляя себя на потом. Начни каждый с себя – вот и будет мир повсюду. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если человек сам себе не навредит, то никто не может причинить ему вреда». Мы сами кузнецы своего счастья. Наш человеческий род своими мыслями нарушил порядок вещей, древнее человечество было уничтожено потопом из-за дурных мыслей и желаний. И у нас сейчас точно так же: наши дурные мысли не приносят доброго плода, а значит, каждому из нас нужно преобразиться, но большая трудность заключается в том, что у нас не было примера ни в семье, ни в обществе».
Вот так просто и замечательно пишет подвижник благочестия о душевном мире. Если бы у меня была такая возможность, мне хотелось бы подарить эту книгу каждому нашему телезрителю: это настоящая духовная сокровищница.
В наших мыслях коренится либо мирное устроение, либо внутреннее зло. Старец Паисий Святогорец говорит, что если в нас кипят злые помыслы, неприязнь, негодование к какому-то человеку, тем более, когда мы с ним вместе находимся в одном помещении, например, на работе, ему как бы передается наше внутреннее состояние, и он начинает испытывать беспокойство. А представьте себе такое общество, где собрались люди, зараженные мыслями неприязни, вражды и зависти! В таком коллективе вся атмосфера накаляется, и бывает достаточно одной искры, чтобы на пустом месте возникли скандал, истерика, взаимная вражда. Потом люди смотрят и думают: «А из-за чего мы спорили, ссорились, ведь и повода-то не было никакого?». Вот почему так важно, по мнению Паисия Святогорца, возделывать в себе добрые помыслы, стараясь находить оправдание любому поступку ближнего. Мир души начинается с помыслов.
Это точка отсчета и в масштабах страны, и каждого из нас.
– Хотелось бы сказать, что многие наши современники считают, что стать православным означает погрузить себя в атмосферу запретов, что Церковь заставляет совершать какие-то безумные подвиги. А на самом деле подвиг заключается в малом: стяжи в себе добрые помыслы обо всех окружающих. Возделывая их в себе, ты и сам становишься добрее и мягче, твое общение с другими людьми меняется. Это же замечательно, когда вас встречают с добром, теплотой и улыбкой, ведь тогда и у вас настроение поднимается! Или если вы, допустим, были в печали и скорби, а вас поддержали, как-то утешили – сразу стало легче и вам, и тому человеку, который вас встретил. Любой человек может распространять вокруг себя или добро, или негатив – каждый делает свой выбор.
Как быть, если в твоем окружении люди с разным настроением, помыслами, когда не у всех есть душевный мир? Как с ними общаться?
– Мы живем с вами в обществе, где люди неодинаковы: у всех разное настроение, образование, состояние души, кто-то из нас испытывает скорбь, кто-то радость. Это естественно. Потому апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что мы, многие, составляем единое Тело Христово, где каждый друг для друга является членом. Как у человека не может все быть головой или руками, но все члены друг другу помогают и составляют единый организм, так и мы должны так же смотреть друг на друга, мыслить, что мы – члены Тела Христова, а потому должны друг другу помогать. Да, у нас разные таланты, возможности, но мы должны думать о том, как помочь и как достигнуть цели.
В том же послании апостол Павел, обращаясь к христианам, справедливо пишет: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римл. 12, 18). Почему он акцентирует на этом внимание? Есть люди, которые не хотят мира, но, если мы хотим взаимопонимания, искренних, дружеских отношений, нам самим необходимо стяжевать добрые помыслы. Тогда христианин, находясь в любом обществе, будет подобен маленькому солнышку, которое излучает тепло и свет, а, видя это, и другие люди станут понемножку меняться.
Как себя вести, если два человека поссорились между собой, но один из них хочет примириться, а другой нет?
– В древнем Патерике описывается такой случай. Подвизались вместе два брата. Оба плели циновки, жили в единомыслии, мире и общей молитве. Но враг наш дьявол, которому не хочется, чтобы люди жили в мире и спасались, посеял между ними вражду. Он явился одному из братьев в виде голубя, а другому – вороны. Посмотрел один брат и говорит другому: «Гляди, голубь!», а тот ему отвечает: «Брат, да какой же это голубь, если это ворона!». Вот из-за такого пустяка, к великой радости врага, братья рассорились настолько, что даже не захотели друг с другом разговаривать, мириться и решили разойтись подвизаться в разные места. А потом опомнились и, придя в себя, решили: «Стоит ли ссориться из-за такой мелочи? Какая разница, голубь это был или ворона, зачем терять мир?». Пошли друг к другу, и один из них сказал: «Прости меня, брат, это и вправду была ворона!», а второй ему ответил: «Это ты меня прости, брат! Это точно голубь был!». Так встречное желание примириться и простить победило вражду.
Телезрительница из Подмосковья задает вопрос: «Когда я обижаюсь, то у меня на душе смятение. Мне уже много лет, но я с трудом переношу обиды. Скажите, как избавиться от обидчивости?».
– Помоги, Господи, нам всем преодолеть обидчивость: без преувеличения можно сказать, это характерно для многих из нас. Если бы у нас была возможность заглянуть в души современных людей, то у большинства из них внутри состояние обиды на начальство, сотрудников, членов семьи – у мужа на жену, у жены на мужа, у детей на родителей и у родителей на детей. Многие люди испытывают чувство неудовлетворенности жизнью, постоянно пребывают в состоянии обиды на жизнь, судьбу, ропщут на Бога. А при таком настрое достаточно любого повода, чтобы возникла конфликтная ситуация и ты, обидевшись, не смог простить другого.
Мне бы хотелось рассказать еще один поучительный случай из Патерика. Один молодой послушник пришел в обитель. Он еще не смог преодолеть до конца в себе мирское, и потому ему казалось, что все в монастыре относятся к нему несправедливо: то один обидит, то другой не так посмотрит, то третий не то скажет. Пришел молодой человек к духовнику и говорит:
– Батюшка, меня все обижают, я как жертва для всех. Скажите, как победить обидчивость?
– Возьми себе такое послушание, – сказал ему старец. – Как только на кого обидишься, иди в трапезную, проси картофелину и клади ее себе за пазуху. И чем больше у тебя будет обида, тем больше картошек клади себе за пазуху.
За неделю этот послушник набрал себе столько картофеля, что ему стало тяжело ходить и даже дышать – перекреститься трудно, на послушании невозможно находиться, спать тоже картошка мешает, а кроме того, некоторые клубни еще и гнить начали. Пришел послушник через неделю к старцу и говорит:
– Отче! Мне так тяжело с этим ходить! Не могу я носить с собой эту гниющую картошку!
– Тебе это не нравится? Так выброси эту гниль, а вместе и гнилую обидчивость, и тебе сразу же станет легче!
Конечно же, выполнить это нелегко, но чтобы научиться, надо порой переступать через себя, стараясь любому поступку ближнего найти смягчающие обстоятельства. Ведь обидчивость часто возникает потому, что мы хотим, чтобы наш близкий обязательно пошел нам навстречу, поддержал бы и выручил нас, когда нам трудно, был бы нашим единомышленником, но при этом забываем, что человек – существо переменчивое, и у нашего друга могут быть какие-то трудности или просто плохое настроение, и тот, кто всегда поддерживал, в этот раз может нас и не поддержать. Поэтому надо стараться строить свою жизнь не на эгоизме, по принципу «мне все должны», а наоборот, идти навстречу другим людям, и тогда станет легче прощать, и для обиды не будет места.
Почему между людьми возникает недопонимание? Например, когда мы долго не видим своих близких, то скучаем без них, а стоит немного пожить вместе – и начинается раздор?
– Мы особенно рады видеть друг друга, если долго не виделись, но стоит немного пожить вместе, как сразу же начинаем видеть немощи и недостатки друг друга. Все это происходит из-за того, что в каждом из нас живут страсти, и отношение к ним зависит от нас самих. Нужно понимать, что есть люди, которые, осознавая это, стараются бороться со своими страстями, а есть те, кто считают, что это лишь религиозные предрассудки. Можно представить себе такую образную картину: ползет скорпион, и за ним обязательно тянется его ядовитый хвост, вот так и за каждым человеком шлейфом идут его страсти – эгоизм, гордыня, тщеславие...
Очень мудрое наблюдение сделал когда-то известный философ Шопенгауэр, сравнив людей с замерзающими от холода дикобразами: они жмутся друг к другу от холода, но когда соприкасаются, то невольно колются иглами и от этого разбегаются в разные стороны. Это происходит до тех пор, пока они не научатся придерживаться какой-то благоразумной дистанции. Так и наши страсти ранят наших близких, и из-за возникающего недопонимания получается по русской пословице: вместе тесно, а врозь скучно.
Телезрительница из Москвы спрашивает: «Как не потерять душевный мир, если со своими близкими не находишь взаимопонимания в самом главном? Когда тебе говорят, что христианство это религия иудеев, а у нас есть свои, русские боги, – как к этому относиться?».
– Скорее всего, вы, к сожалению, встретились с представителями модного сейчас течения, которое носит название «неоязычество». В основном это молодые люди, черпающие сведения из интернета и не имеющие базовых знаний. Порой я им говорю: «Друг мой, это не твои мысли! Я даже знаю, с какого интернет-ресурса ты их взял и мне цитируешь!». Неоязычники призывают вернуться к древним славянским богам – Перуну, Велесу, Сварогу и прочим, отвергнув христианство как «веру в иудейского Бога». На самом деле, те, кто говорит подобное, Священное Писание не читали и вообще мало что знают. К таким людям надо относиться с любовью и как к младенцам в вере.
Спросите у них сначала, читали ли они Евангелие – Книгу, адресованную всему человечеству и переведенную практически на все языки, Божественное явление, открытое всем, Книгу, которую зазорно не прочитать, живя в России. Скорее всего, они ответят, что не читали или читали, но ничего не поняли. Вот тогда и постарайтесь им разложить все по полочкам.
К примеру, в Евангелии часто упоминаются законники, объясните, кто это. Законник – тот, кто знает хорошо ветхозаветные законы. Кроме того, говорится и о старейшинах. Старейшина – человек пожилого возраста, умудренный опытом. В Евангелии иногда встречается, что старейшина и законник представлены в одном лице, а это значит, что перед нами человек, не только имеющий жизненный опыт, но и хорошо знающий законы Ветхого Завета. Кроме того, в Священном Писании говорится и о книжниках, которые были грамотными и богословски подкованными людьми.
Так вот, если бы Господь наш Иисус Христос был Богом только одного народа (как, например, у народов-язычников были свои идолы), то и законники, и книжники, и фарисеи отнеслись бы к Нему совсем по-другому: они были бы первыми среди Его учеников и последователей. Но из Евангелия мы видим, что именно они стали Его недоброжелателями. Какими только каверзными, с их точки зрения, вопросами ни пытались они подловить Спасителя, поставить в неловкое положение, высмеять Его.
Вспомните сюжет, когда Господь пришел к фарисею Симону и женщина-блудница помазала Его многоценным миром, омыла слезами и отерла своими волосами Его ноги. И фарисей подумал в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, какая женщина сейчас Его касается и какая она грешница». Этот человек считал: «Я законник и знаю, что она, как грешница, не должна ни входить сюда, ни тем более прикасаться к нам».
Или история о том, как Господь вошел в дом Закхея-мытаря. Негодующие книжники снова осудили Его и остались вне: как можно войти к такому грешному человеку? А раз Христос зашел к нему, значит, Он, по мнению фарисеев, ничего не знает и не понимает. В конце концов эти религиозные вожди, четко знающие и соблюдающие Закон, стали требовать у Пилата смертной казни для Христа. Пусть ваши друзья и сомневающиеся собеседники почитают внимательно о том, какие вопросы задает Пилат и что отвечают ему книжники:
– Какую вину вы находите в Сем Человеке?
– Мы имеем законы, – говорят знатоки Закона, – и по Закону нашему Он должен быть казнен, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
Почему Христа ненавидели и гнали? Именно потому, что Он не племенной бог, а Сын Божий, Который пришел ради спасения человеческого рода, чтобы Своей крестной смертью искупить всех людей, поэтому к Нему совершенно неприменимо понятие национальности, как к обычным людям. Апостол Павел говорит: «От них же и Христос по плоти, Сущий над всеми Бог».
Часто бывает, что человек, чтобы сохранить добрые отношения, душевный мир, не может отказать другому. Скажите, милосердие и безотказность – одно и то же или разные вещи?
– Если мы понаблюдаем за природой, то можем среди растений обнаружить некие аналогии человеческих характеров. Есть люди, похожие на кактусы, усыпанные колючками – к ним невозможно подойти так, чтобы не уколоться. А встречаются растения с широкими листьями, например, лопухи, и под их листьями многие находят себе прибежище. Так и безотказный человек готов всех покрывать и принимать. Увидев льстивую улыбку, услышав ласковые слова в свой адрес, он сразу же внутренне смягчается и готов пойти навстречу любой просьбе. Люди с таким характером видны еще в школе, институте, к ним подходят и говорят: «Слушай, напиши за меня сочинение, контрольную! Ты же мой друг! У тебя ума – Верховный совет, а я занят». Чтобы не обидеть, желая, чтобы все ему улыбались и считали своим другом, такой человек соглашается и набирает на свои хрупкие плечи одну работу, вторую, третью... А потом ему самому становится понятно, что он не может со всем этим справиться. И тогда он начинает испытывать чувство глубокой вины перед своими просителями. Вот эти люди, уподобившись такому растению, как лопух, всю свою жизнь окружены любителями легкой наживы, которые постоянно вьются вокруг них, пользуясь их доверчивостью и наивностью. На самом деле это состояние души не имеет ничего общего с христианским смирением, кротостью и милосердием. Это безрассудство, которое говорит об отсутствии внутреннего стержня. Если смотреть на это с христианской точки зрения, то такая безотказность вредна тем, что ты создаешь вокруг себя атмосферу для развития паразитизма. Люди превратятся в тунеядцев, которые будут думать, что стоит только заплатить, как за них уже все сделают. Так что повторю еще раз: это вовсе не христианская добродетель, а потворство. Здесь нужны мудрость и понимание того, что подлинное добро – это добро, сделанное для бессмертной человеческой души. Кроме того, стремясь все за всех сделать, ты все равно не успеешь, но таким образом приучаешь других людей ничего не делать, а тунеядство – это тоже грех.
Расшифровка:
Евгения Осипцова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.