Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Каждое утро на Литургии мы с вами поем Символ веры, в котором есть такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Мы исповедуем единство верующих во Христе, верим в это единство, в то, что христиане разных национальностей и народов, разных политических взглядов и образования представляют собой единое церковное тело.
Учение о теле церковном мы найдем с вами в Евангелии, прочитав об этом очень много и подробно в Посланиях великого нашего наставника апостола Павла, человека, который уделял огромное внимание богословию Церкви. Церковь едина. Едина, потому что мы исповедуем единую веру в Бога, причащаемся от единой Чаши. И это единство церковных членов мы исповедуем не только единым сердцем, едиными устами, но еще и объятиями, и поцелуями, особенно на праздник Пасхи, когда верующие христиане исполняют древний обычай христосования: обнимают друг друга, трижды целуясь, даруя друг другу целование мира.
В древности это целование мира совершалось на каждой Литургии. Священник, обращаясь к присутствующим, говорил: «Христос посреди нас». Ему отвечали: «И есть, и будет». И все в церкви давали друг другу этот священный поцелуй единства и обнимали друг друга. Почему нужно было делать именно так, почему нужно было губами, своими объятиями свидетельствовать об этом единстве? Потому что язык тела, язык кожи тоже очень важен: обнимая другого человека, мы чувствуем его живым, чувствуем ток крови, который идет по его жилам, его дыхание, восторг, слезы или улыбку.
Апостол Павел говорил о том, что мы не должны ни в коем случае стремиться к отделению друг от друга. В Послании к Коринфянам об этом сказано очень много. Он пишет: «Что же такое получается: один говорит «я Павлов», другой – «я Апполосов», третий – «я Кифин» или «Петра ученик», «а я Христов»». И вот все мы разделены на какие-то партии. Апостол Павел умолял своих учеников в Послании к Филиппийцам иметь одну веру, быть единодушными, единомысленными: «Дополните мою радость: будьте единодушны, будьте единомысленны, стремитесь к единству». Распря, которая поселяется среди христиан, – это уже совсем что-то неестественное (апостол Иаков говорил: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4,1))
Друзья мои, слова, сказанные апостолом Павлом, для нас звучат как задача и некоторая проблема, потому что в Церкви постоянно случаются разделения. Они происходят не только между деноминациями, различными конфессиями, партиями, но и внутри одного прихода, одной церковной семьи, где мы обнимаем друг друга, даем целование мира, христосуемся, в конце концов. С чем они связаны и как их преодолеть? Связано это, в частности, с тем, что у каждого из нас есть свои дары, свои таланты. Апостол Павел тоже об этом говорил: у одного человека есть, например, талант управления, у другого – талант слова (кто-то понимает лучше Писание, кто-то хуже). Заходя сейчас в современную церковь, посещая приход, вы видите, что там стоят преподаватели университетов, доктора наук, чиновники, политики; рядом с ними стоят детки, юноши, девушки, зрелые люди, семейные, водители, сторожа, продавцы – люди профессий очень простых, хотя и уважаемых. Стоят и бабушки, обычные пенсионерки. И среди них иногда попадаются люди малограмотные. К сожалению, мы должны заметить, что распря между нами происходит еще и потому, что мы не научились жить семьей и принимать людей такими, какие они есть. У нас часто появляются реплики против малограмотных, не очень продвинутых бабушек, которые порой выдумывают ритуалы, обычаи, суеверия, говорят не о том, чему учит Священное Писание.
Мне кажется, что среди людей, которые считают себя «продвинутыми» (возьмем это слово в кавычки), существует болезнь высокомерия по отношению ко всем тем, кто меньше знает, не читал, возможно, тех книжек, изданных небольшими тиражами и написанных сухим богословским или философским языком, со своеобразной лексикой и своеобразной постановкой вопросов и проблем. Очень горько наблюдать со стороны и изнутри конфликт, который немо присутствует внутри церковной общины, когда люди «продвинутые» пытаются как-то небрежно, а иногда и грубо высказываться относительно тех, кто «не продвинут», знает меньше их, тех, кто, может быть, в Церковь пришел совсем недавно, или тех, чья религиозная практика не так интенсивна, как у них. Апостол Павел о таких людях говорил в том же Послании к Коринфянам: они начали представлять себя царственным священством, которые достигли всего, все поняли, и перед их лицом даже он смотрится «простачком, плешивым дедушкой с орлиным носом, низеньким, который в личном присутствии слаб». Так жалуется апостол Павел на этих людей, говоря, что сами эти люди называли себя «духовными», потому что они понимали какие-то тайны веры, богословия. Для них все остальные являются низменными, недоразвитыми.
С тех пор прошло уже больше двух тысяч лет, и мы видим, что, в общем-то, ситуация в Церкви не меняется. Эта проблема расслоения между людьми разных дарований будет всегда. Но какой вывод делает апостол Павел, как он предлагает уврачевать эти разделения? Вывод очень простой. Он не обличает этих людей, «продвинутых», «духовных», он их не укоряет, не позволяет себе тона пренебрежительного или же обличительного, оскорбительного для них. Он относится к ним, как к детям, которых он родил благовествованием. Перечитайте Послание к Коринфянам, и вы увидите, сколько любви он изливает на людей, которые порицают, оскорбляют не только его, но и тех, кто, может быть, что-то меньше понимает. Он хочет напомнить каждому из христиан, что у всех нас свое служение. Если тебе дано чуть-чуть больше, значит, ты должен вытягивать, «брать на буксир» того, кто меньше понимает, меньше знает, меньше молится, кому просто меньше дано. В 7 главе Послания к Коринфянам есть такая фраза: «Муж неверующий освящается женой верующей». Что это значит? Вот есть неверующий муж: не ходит в церковь, не читает нужных книг, менее «продвинут». И апостол Павел говорит: «Ничего страшного, может быть, ему не дано тех духовных даров, которые даны тебе? Ты должен взять на себя больше, должен молиться больше, больше читать, узнавать, чтобы «тащить» этого человека, за него компенсируя его недостатки, делать особую работу. Тебе дано. Господь доверил тебе молиться за этого человека, спасаться за него, знать больше него».
И вот, друзья мои, если вы «продвинуты», много читаете, больше знаете, чем простые бабушки, это говорит лишь о том, что вы должны взять на себя служение, ответственность за тех немощных членов Церкви, церковного организма, к которому мы все принадлежим. Мы ведь часть одного тела, и, если какая-то его часть, например рука, скажет ноге: «Ты мне не нужна, я вполне довольствуюсь собой», – тело распадется. Мы ни в коем случае не должны позволить состояться этому расколу, этой распре, существующей между нами и говорящей о том, что мы еще не прочувствовали это единство церковного тела, к которому нас призвал Господь.
Расшифровка:
Арсения Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.