Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (869) → Протоиерей Евгений Попиченко: Важнейшее условие правильного духовного развития

Протоиерей Евгений Попиченко: Важнейшее условие правильного духовного развития

№20 (869) / 31 мая ‘16

Церковный календарь

Святой император Константин, получивший от Церкви именование равноапостольного, а во всемирной истории – Великого, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя в то время была разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи Константин был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия – на Востоке и императора Максимиана Геркула – на Западе.

После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году войсками был провозглашен императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай».

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единовластный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После 300 лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи Древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская вера может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, воздвигнуть в них христианские храмы. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре и скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Хочу поделиться с Вами мыслями о духовнике (духовном отце), которые недавно прочитал у схиигумена Саввы (Остапенко). В свое время схиархимандрит Иоаким (Парр) со свойственной ему американской простотой и откровенностью сказал, что человек, который не имеет духовного руководителя, управляется дураком, который есть он сам. Духовное руководство – это важнейшее условие правильного духовного развития. Один из первых вопросов к человеку, который уже имеет определенный церковный опыт: «Есть ли у вас духовник?» – это гарантия правильного развития души. Если человек советуется со священником и находится у него под присмотром (молитвенная жизнь, духовное чтение), то это положительный показатель.

Отец Савва пишет: «Прежде всего, усиленно молись Богу, с постом строгим о даровании духовного отца. Затем, когда молитва исполнится, необходимо иметь к духовному отцу полное доверие». А вот еще полезные мысли святых отцов: «Чтобы иметь успех в борьбе со страстями, нужно позаботиться иметь опытного наставника, не ласкателя, а справедливого. И в земных науках требуются наставники и долгое обучение, так можно ли обойтись без них в самом трудном и великом деле Небесном? Перед духовником благоговей, как перед слугой Божиим или ангелом, но не привязывайся к нему по-человечески, руку целуй, как икону или язвы Христовы, лишнего с ним не говори, тем более не шути, не старайся возбудить его расположение: ведь он дается не для дружбы, а для спасения души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему, и он заслонит собою образ Христа в твоем сердце. Для этого держи в памяти его наставления, но не черты его лица, иначе получишь не врачевание души, но вред».

Важнейшее духовное условие – чтобы человек не заслонял собою образ Христа, чтобы, как говорит митрополит Антоний Сурожский, священник был как бы «прозрачным»: сквозь него должен быть виден Лик Христов. Церковь уделяет очень много внимания отношениям духовника и его чада. Будем внимательны, дорогие мои! Будем просить Бога, чтобы Он даровал духовное руководство, и дорожить этими отношениями, если они сложились, понимая, что это определенная степень церковной зрелости – когда у человека есть постоянный священник для совета. Помогай нам всем Господь!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс