Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (867) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Спасает только вера христианская, она дает мир, покой, смирение

Протоиерей Димитрий Смирнов: Спасает только вера христианская, она дает мир, покой, смирение

№18 (867) / 3 мая ‘16

Беседы с батюшкой

Много различных житейских вопросов поступает на наш сайт. Позвольте, я некоторые так скомпоную, чтобы они звучали как один. «У меня большие проблемы со здоровьем и много других проблем, которые портят мне жизнь. Постоянно думаю, как от них избавиться. Очень хотел бы, чтобы Господь мне сначала помог, а потом я с удовольствием постараюсь для Него. Или это неправильно, и надо сначала Господу послужить, а уже потом о своем просить?».

– Второй вариант, конечно, предпочтительнее. Хотя Господь милостив, и когда Он видит, что человек готов послужить, но нездоровье в данный момент ему мешает, Он может исцелить человека. Но все-таки жизненный опыт говорит, что Господь попускает болезнь человеку, чтобы тот послужил Ему в болезни.

Почему Господь сказал: «Болен был, и посетили Меня»? Можно зрительно представить, что происходит, когда некий человек посещает больного: он не видит, но на кровати больного сидит Христос. И больной тоже должен знать, что врачи врачами, больница больницей, лекарства лекарствами (все это хорошие, правильные, нужные вещи), но главное, что с каждым больным – Христос: Он близок и каждому болящему, и тому, кто к нему приходит. Поэтому послужить Христу в болезни (при такой Его близости к болящему) для спасения души – это наилучший способ, не нужно откладывать свое служение на потом, когда исцелишься.

Главное, что нужно приобрести в болезни, это смирение. Нужно со смирением переносить свою болезнь – не роптать, не спрашивать, поднимая кулаки к небу: «За что же это мне?». Потому что не «за что», а «почему». Через болезнь Господь призывает каждого человека обратить внимание на Него. Как говорили древние христиане, болезнь есть посещение Божие.

Иной скажет: «Чем я могу послужить, если я болен?». Всегда можно послужить молитвой. Если человек из верующей среды, то обычно, когда он заболевает, за него молится много людей. А он в ответ может молиться и за живых, и за усопших. Других забот у болящего нет, времени много. Когда он был здрав, времени на молитву не хватало, а теперь – пожалуйста.

Когда болезнь тяжелая и продолжительная, она занимает все мысли человека: как бы ее облегчить, есть ли способ вообще от нее избавиться? То есть у человека мысли о Боге в этот момент отсутствуют.

– А надо, чтобы они присутствовали, потому что Господь знает, как ее облегчить. Господь в силах так направить мысли врачей, чтобы правильно был поставлен диагноз, правильно была подобрана терапия, чтобы врач не ошибся.

В продолжение вопрошающий пишет: «Получается, что Царство Небесное только для сильных и смелых людей. А как быть остальным?».

– Это верно, но сила Божия совершается в немощи. Для Бога важна не физическая сила, а сила духовная, и в болезни ее тоже можно проявить, как и при здоровом теле.

Поверить нужно в то, что Бог рядом.

– Если мы не верим, тогда наш разговор вообще бессмыслен. Наша передача, ответы на вопросы – исключительно для верующих людей. Неверующим это трудно понять, с ними нужно о чем-то другом говорить, есть масса прекрасных тем – например, география.

Одна женщина пришла и говорит: «Вообще я всегда считала себя верующей, но постигла меня неприятность в жизни. Стала молиться, чтобы Господь помог мне ее преодолеть, а ситуация все хуже и хуже. И моя вера поколебалась, и вот я уже на грани потери веры. Почему Бог меня отвергает в моей просьбе и моей беде?».

– Вера вере рознь. Я всегда объясняю своим прихожанам: Христа распяли глубоко верующие люди. В безбожии можно подозревать только Понтия Пилата. А те, кто на площади кричал: «Распни!», были верующими. Первосвященники тем более были верующими. Просто у них вера была не христианская. Такая вера и колеблется, и теряется, потому что эти люди думают, что вера сама по себе спасает. Спасает только вера христианская, она дает мир, покой, смирение. А вера, которая избавит меня от зубной боли или от подагры (или я стану лучше видеть, или воскреснет мой любимый родственник), практическая: «Ты, Господи, сделай все, что мне надо» – чтоб макароны подешевели, чтоб на столе всегда были пельмени (и невредные), чтобы я мог бесконечно играть в компьютерные игры, а мне от этого ничего не было, чтобы я не сходил с ума и в уныние не впадал… Что в такой вере христианского? Вера христианская совершенно в другом.

Некоторые говорят: «Мне не везет в жизни, а я человек верующий». Я спрашиваю: «А Христу вообще повезло в жизни?». Как можно рассматривать жизнь Христа, которая закончилась самой страшной на свете казнью? Это во-первых. Во-вторых, казнь совершилась ни за что, Он вообще ни в чем не был виноват. В-третьих, Он никогда и никому не сотворил никакого зла. В-четвертых, Он творил исключительно одно только добро: кормил голодных, исцелял болящих, воскрешал мертвых и так далее; оказывал только благодеяния всем, кто просил у Него с верой. Его убили самым бессовестным образом, а перед этим предали, посадили в темницу. За что Его били, пытали? В чем Он должен был признаться? Ни в чем. Просто избили, просто поиздевались, просто оплевали… Это как? Жизнь удалась? С точки зрения веры тех людей, о которых мы говорим, она не удалась.

А жизнь Марии Египетской удалась? У нее даже одежды не было, она ходила под палящим солнцем совершенно раздетой. Это удача в жизни, это успешность? С точки зрения христианства – это верх успешности. Не потому, что она двумя хлебами питалась сорок лет, а потому, что достигла благословений от Бога. Она является светочем для Церкви на протяжении более полутора тысяч лет. Ее имя повторяется по всем Церквам по всему земному шару. В этом смысле ее жизнь удалась: она – знаменитость, причем ее имя не угасает с веками, а, наоборот, сияет все больше и больше.

Человек говорит: «Вот, не везет…», потому что думает, что ему будут везти возы с деньгами, воз со здоровьем, воз с имуществом, воз еще с чем-то. «Мне не везет» – значит, мало ему везут. Это совершенно другая вера, в этом-то и проблема. Человек, конечно, верующий, только вера – не христианская.

Так Господь и вопрошает: «За кого почитают Меня люди?» – это же совсем не праздный вопрос.

– Совсем нет, потому что Его окружала масса людей, и каждому что-то надо: кому – денег, кому – поесть, у кого нога болит; Сам Христос как таковой не нужен. И только отдельным людям, о которых, как правило, пишут евангелисты (они именно эти случаи выбирали), Господь, завершая Свое общение, говорил: «Иди, вера твоя спасла тебя».

Вот это была христианская вера.

– Это была христианская вера. У тех же, кто Его окружал в доме фарисея, тоже была вера, но она была совершенно не христианская. Почему? Они осуждали грешницу. Спрашивается, как же не осуждать, если она грешница? А где написана заповедь, что ты должен грешников осуждать? Написано наоборот: «Не судите, да не судимы будете», «каждый перед своим Господом стоит или падает» – вот что написано.

Вот ко мне подошел один гражданин и спрашивает: «Нельзя ли мне второй раз Великим постом пособороваться? Я плохо себя чувствую». Это что – христианская вера? Это вообще отсутствие веры. Человек думает, что от количества соборований прибавится здоровье. Это какая-то другая вера, я бы сказал, механистическая. Великий святитель Феофан Затворник говорил: «Придет такое время, когда будет столько вер, сколько голов». Но христианская вера среди них совсем не будет попадаться. Огромное количество воцерковленных людей, которые не являются христианами… Они до сих пор не поняли, чего от них ждет Господь, что такое стать учеником Христовым.

А от чего зависит понимание или непонимание?

– Во-первых, от отсутствия покаяния. Только покаяние дает человеку прозрение. Ведь вера – это видение, обличение вещей невидимых. Ты должен увидеть невидимое, а увидеть это можно только через покаяние. А если этого нет, то человек считает, что грех – это телевизор посмотреть или сырничек съесть: грех в том, когда не то скушал, не то попил.

Но, может быть, действительно покаяние доступно не каждому человеку в силу его неподготовленности или неразвитости?

– Чисто практически так и есть. К примеру, идет священник совершать каждение, а какая-то женщина занята тем, что ставит свечки у иконы, и вдруг, как комета Галлея, через весь храм к ней летит другая женщина и отталкивает ее, чтобы священник спокойно прошел. Разве священник не может ее обойти? Зачем ее сметать, пугать? Для того на кадило и вешают колокольчики, чтобы люди слышали, что идет каждение. Нет, обязательно с широко раскрытыми глазами начинают толкать. Разве толкать человека – это христианство? Разве такое отношение к ближнему угодно Богу? Да это лизоблюдство и человекоугодие по отношению к пресвитеру, больше ничего, и выглядит отвратительно. Это дурное воспитание. Тем не менее, человек очень доволен: кого-то оттолкнул.

Желание соблюсти благочестие в храме и научить другого...

– Но это благочестие не христианское. А в храме нужно учиться христианству, это совсем другое дело. Человек делает все аккуратно наоборот. Как те люди, которые распинали Христа, думали, что они служат Богу и выступают за благочестие.

Хотя потом шли, били себя в грудь, когда уже все свершилось...

– От того, что бьешь себя в грудь, ничего не происходит.

То есть это не покаяние?

– Нет.

Но люди бьют себя в грудь...

– Бог всем в помощь и мое почтение. Но у меня другая роль. Телесные упражнения мало полезны, как говорит апостол Павел. Бьешь ты сильно или слабо, долго ли, больно ли – это ни к чему не приводит.

Вопрос телезрительницы: «Есть такое слово «гордость». Конечно, мы, верующие, не должны произносить этого слова и говорить: «я горда» (чем-то) или «я горжусь». Но в народном лексиконе есть это слово, говорят: «Я горжусь страной». Значит, иногда можно его употреблять?».

– Так бывает, что некое слово приобретает два значения, и надо из контекста видеть, что человек имеет в виду. Если мы, россияне, гордимся, что первым полетел в космос Юрий Алексеевич Гагарин, то в этом смысле слово «гордость» вполне уместно. Гордость же моя собственная есть тяжкий, смертный грех. Поэтому слово звучит одинаково, а смысл разный: я горжусь не своими достижениями, а достижениями моих братьев и сестер.

Телезрительница: «Допустим, я воспитываю ребенка. Если он делает что-то хорошее, прославился чем-то, я ему говорю: «Я горжусь тобой, сын (или дочь)». Это не грех?».

– Нет, потому что вы гордитесь его успехами. А вот если вы повесите над кроватью плакат и на нем гуашью напишете: «Я самая великая бабушка на свете, потому что я воспитала самого лучшего внука, он наконец-то по алгебре получил тройку», – это гордость. У слова два значения.

Вопрос: «Мои родители в ссоре, меня это очень огорчает. Чем я могу им помочь? Вроде как детям учить родителей негоже».

– Помолиться. А можно каждого попросить: «Дорогой папочка, меня очень ранит твоя ссора с мамой, не мог бы ты с ней помириться?». Потом пойти к маме и сказать ей то же самое. Кстати, это помогает.

Пишут: «Папа склоняет меня на свою сторону, против мамы, а мама – против папы. И оба обижаются, что я ничью сторону не принимаю».

– И такое часто бывает. Поэтому, к сожалению, я согрешаю иногда тем, что говорю: «Современные родители очень часто бывают круглыми идиотами». Что делать? Так бывает.

Вопрос: «Хотелось бы приобрести здравый смысл, но где его взять?».

– Здравый смысл берется из рассуждения. Для этого нужно читать мудрецов, начиная от Аристотеля, Сократа, Платона и заканчивая другими мудрыми писателями, которых очень много. Например, Фазиль Искандер. Я считаю, это наш мудрец. Конечно, его мудрость лежит не на поверхности, она спрятана в художественную форму очень высокого качества. Вообще, русская философия чрезвычайно богата, поэтому здравый смысл можно брать у наших русских философов, и не только у русских, но и у французских, немецких...

Но ведь нередко люди противоречат в своих суждениях друг другу. Человек читает одну книгу, потом другую, сталкивается с разными мнениями и впадает в ступор: кому верить?

– Человек получает возможность это оценить, рассматривает, в каких рассуждениях больше здравого смысла, и через этого начинает приобретать и собственный.

Вопрос: «Если я вижу каждый день грех другого человека, как не осудить его? И надо ли искать оправдания для человека, как это мы делаем часто в отношении себя?».

– Не надо. Эка новость: человек согрешает. И что?

Тут же в голове появляется осуждающая мысль.

– Ну и что? Тут же: «Господи, помилуй!» и земной поклон...

В метро прямо...

– И «прости меня, Господи!». В метро не всегда позволяют санитарные условия.

Но что делать, чтобы вытеснить мысль из головы?

– Любая мысль вытесняется молитвой.

То есть придумывать для человека оправдания не стоит?

– Нет, совершенно не стоит.

Вопрос: «Наряду с другими грехами у меня есть грех расточительства. Есть ли у Вас совет для меня? Поделитесь, как исправить этот грех».

– Очень просто: не расточительствовать. Это простые грехи.

Но человек не может удержаться, чтобы не потратить монетку, пока она есть в кармане.

– Это называется сребролюбие.

Даже когда человек тратит?

– У сребролюбия две стороны, как и у чревоугодия (гортанобесие и чревобесие). Сребролюбие проявляется в скаредности (жадности) и расточительстве.

Смертный грех – сребролюбие?

– Конечно.

Вопрос телезрительницы: «Я верующая христианка, посещаю храмы. А могу ли я, например, заглянуть в костел, в мечеть? Не будет ли это кощунством, грехом?».

– А в чем кощунство?

Телезрительница: «В том, что я, христианка, зашла в мечеть».

– А что такое кощунство? Объясните.

Телезрительница: «Даже не знаю, как сказать».

– Тогда зачем вы употребляете слова, значения которых не знаете?

Телезрительница: «Но грехом это будет являться?».

– Я десятки раз был в костеле, много раз был в мечети. И не почувствовал, что в этом есть что-то плохое.

Смотря зачем человек туда идет.

Телезрительница: «Просто для познания чего-то другого: как там проходит служба».

– Пожалуйста.

Вопрос телезрительницы: «Я работаю воспитателем в детском саду, хочется все время быть доброй, но приходится повышать голос, ругаться: дети непростые, привыкли, что им все дозволено. Редкие дети воспитываются в строгости и уважении к старшим. Насколько мне нужно участвовать в их воспитании? Ведь, как бы я ни старалась, дома свои устои все равно сделают свое дело. Как правильно себя вести на работе, стараться ли перевоспитывать этих детей?».

– Это бесполезно. Зачем делать бесполезные вещи? Вообще, воспитание возможно только в семье, и это воспитание может быть хорошим или плохим. Сам факт того, что родители отдают ребенка в детский сад, плохой; это плохое воспитание.

Но сотрудницу детского сада называют воспитателем...

– «Называй меня как хошь, я на это не похож».

То есть ее роль скорее надзирательная?

– Не только. Еще развивающая роль и оберегающая, то есть это человек, который «пасет» чужих детей. Но чтобы время зря не тратить, в детском саду существуют всякие развивающие технологии – разные игры с детьми (индивидуальные, настольные, общие), подготовка к праздникам. Я жизнь детского сада знаю очень хорошо. У каждой воспитательницы есть план, в плане существуют задачи. Воспитатель – это еще и заниматель детей, и человек, который обеспечивает детский послеобеденный сон. Воспитатель и технический работник (сейчас такие называются помощниками воспитателя) следят в течение дня за состоянием здоровья детей, не повысилась ли температура, тогда тут же отправляют в изолятор. Если температура подтвердилась, вызывается с работы мать ребенка. У воспитателя очень много функций. Но то, что мы именуем воспитанием, происходит только в семье.

Но если дети ведут себя безобразно?

– Они и не могут вести себя иначе, потому что приход в детский сад для детей – стресс.

Один главенствует, другой плачет...

– Необязательно. Может группа главенствовать. Многие детки плачут – их оторвали от семьи. Оторвите котенка от кошки и посмотрите на его поведение. Конечно, он орет не так громко, как человеческий детеныш, тем не менее, по нему видно, что он страдает. И каждый ребеночек испытывает состояние стресса, потому что страдает.

А какова должна быть реакция воспитателя, когда он видит, что один обижает другого? Начать ребенка воспитывать, учить, высказывать что-то ему?

– Когда дети находятся в состоянии шока, говорить им что-то, чтобы они послушались, бесполезно. Они начинают сами громко кричать. Нужно найти способ это прекратить. Развести детей в разные стороны, например. Я не знаю, какие меры сейчас принимают современные воспитатели, жизнь идет вперед.

Вопрос: «Живу с женщиной более двадцати лет. Официально отношения не оформляли, но разорвать с ней не могу, у нас двое детей, неправильно это будет. Священник отказал мне в Причастии. Как мне быть? Прав ли священник?».

– Прав, потому что христианин должен свой брак зарегистрировать и повенчаться.

Но двадцать лет живут...

– Хоть сорок лет, хоть один год, хоть два дня. Брак должен быть законным, а этот незаконный.

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс