Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сумеречно за окном. Волчонком скулит зимний ветер. Без устали тащит он за собой поземку снежной крупы. А в мастерской у отца Сергия уютно, тепло. Маленьким солнцем отражается от новеньких деревянных стен свет лампы. Тугим золотым локоном выползает из-под электролобзика стружка. Одна... Другая... Вот уже весь пол усыпан тугими «кудрями». Но уставший мастер и не думает останавливаться. Только пристальнее всматривается в пока набросанную простым карандашом витиеватую резьбу, словно видит в ее кусочке весь облик своего будущего дома – светлого, просторного, гостеприимного...
И так день за днем. Длинными зимними вечерами, вечно короткими для крестьянской работы весенними днями, собственными руками творил батюшка красоту, которая заставляет теперь на миг восхищенно замереть каждого проходящего-проезжающего мимо нового священнического дома в Привольном. Словно ажурная накидка, окутало его тонкое деревянное кружево. Загляденье!
Не секрет, личность любого православного священника чаще всего кажется обывательскому взгляду фигурой если не таинственной, то очень любопытной. Что за сердце бьется под черной рясой? Какие мысли и планы тревожат ум? Что вообще заставило человека однажды сделать такой далекий от привычных мирских забот выбор жизненного пути? Но даже на фоне этого стандартного интереса бывший настоятель черепановского храма Всех Святых, в Земле Сибирской Просиявших, – человек особенный. Никогда не скрывал, хотя и не афишировал без излишней надобности глава христианской семьи своего мирского прошлого: бывший военный, замполит.
Никогда не чурались отец Сергий и матушка Мария Григорьевы простых житейских дел. Пчеловодство, большой и ухоженный сад-огород, хозяйство – ржущее лошадьми, мычащее коровами, блеющее козами и овцами, кудахтающее, распускающее шикарные хвосты индюков и поблескивающее вовсе уж диковинными боками цесарок – все это с избытком имелось и имеется теперь в их дворе после выхода батюшки за церковный штат. Простой, черновой работы в семье не боятся. Она, уверены, – естественная и неотъемлемая часть той духовной стези, что выбрали для себя почти четверть века назад.
– Если ничего не делать, как жить? – роняет в разговоре отец Сергий. И понимаешь: он будет трудиться, пока есть силы. А желание растить, преумножать, возводить в этом сердце не иссякнет никогда. Да и не для себя стараются Григорьевы.
Более двадцати детей вышли из их семьи в большой мир. Только один из них – старший сын, родной батюшке с матушкой по крови. Первых, сейчас уже взрослых и состоявшихся людей, усыновили еще малышами. Теперь с великой радостью помогают поднимать внуков. И не задумываются даже – «свои» ли, «чужие»?.. Всевышний с избытком дает любви ко всем, кого поднимают на ноги.
Сегодня дети в приемной семье Григорьевых находятся под опекой. Старшие успели и школу окончить, и профессии приобрести. Благо, трудностей и работы не боятся. Пацаны умеют и трактор починить, и постолярничать, и лошадь запрячь, и с покосом справляются – залюбуешься! У девочек не хуже спорится женская работа по дому, и для малышей они – добрые няньки.
Конечно, будни Григорьевых – не пасторальная картинка. Потому что всякое бывает. Взбрыкнет кто-нибудь из сыновей и дочек, заупрямится: не подойди!
– Переходный возраст... – понимающе улыбается матушка Мария, – пройдет...
Несколько лет назад, весной двое из мальчишек наделали шума. Отправились поутру в школу, а вернуться «забыли». Потянула их нелегкая в Искитимский район, рыбачить. Заодно решили навестить биологических родителей, что в спокойствии проживали там, будучи давно лишенными своих прав на растущих где-то чад. Но недолго тешила ребят бесприглядная свобода. Поняли – никому не нужны они в «отчих домах». В Привольный в итоге прибыли с понурыми головами. Хотя в душе знали – отец Сергий строгий, но справедливый. Только нельзя ему волноваться: сердце больное...
Понятно, наказал их приемный отец. Наказание у Григорьевых одно: честно выполняй свои домашние обязанности и не балуй. Но не меньше «проштрафившихся» переживал сам батюшка. И едва увидел – осознали, почувствовали свою ошибку его пацаны, первым же их и наградил. Купил по велосипеду: радуйтесь!
Сложно это, вложить разумное и вечное в сердца детей, от которых в самом нежном возрасте с легкостью отказались родные папы-мамы – алкоголики, наркоманы, «тюремщики» со стажем. Как победить дурные наклонности, растопить душевный лед? Благо, у этой пары есть вековая сокровищница мудрости – Православие – и собственный жизненный опыт, в которых черпают силы.
Главу семьи здесь уважают. Часто даже не слова – одного его проникновенного взгляда достаточно, чтобы вмиг затушить пожар ребячьих страстей, усмирить недовольных, вразумить ленивых. Малыши же любят всегда доброго, понимающего, готового отдать им последнее папу и дедушку безоглядно. Как только дети умеют любить самого родного человека...
Более четырех десятилетий назад похожее чувство возникло и в душе матушки Марии, тогда – просто Маши, 16-летней девчушки из небольшой хакасской деревни.
– У нас и свадьба-то была ...скоропалительная, – смущается, – познакомились и едва ли не через месяц поженились. Ему со дня на день в армию уходить, а не успокаивается: вдруг ты меня не дождешься?! Сыграли свадьбу. Вскоре и сынок первый родился. Девять лет «служили» в Германии, пока находились там наши войска. Потом – в Приморье...
Здесь произошла трагедия, перевернувшая, казалось, сложившуюся жизнь, заставившая отца Сергия обратиться к вере. У Григорьевых погибла тринадцатилетняя дочь. Любимица, как две капли воды похожая на папу, который души в ней не чаял... Но точно, нет такого лекарства, чтобы вылечить эту рану, заставить память забыть о смерти ребенка. Поэтому и теперь огромный портрет девочки висит по соседству с домашними иконами. Их безмерная скорбь и великое смирение всегда рядом.
Преодолеть страшное испытание помогло обретение веры. И дети. Ненужные кому-то, а здесь ставшие родными.
– Батюшка из большой семьи – 11 человек. Мечтали и мы о такой... Только тогда казалось – заводить своих ребятишек поздновато. А детей хотелось! И мы усыновили троих... – матушке Марии воспоминания о прошлом даются с откровенным трудом. Больно.
Уже много лет не возглавляет отец Сергий черепановский приход. Здоровье не позволяет справляться со столь масштабным делом, а выполнять что-то наполовину не привык. Оттого разрешено было священнослужителю трудиться на Божьей ниве «за штатом». Крестил, исповедовал, причащал, освящал жилища – всякую христианскую просьбу старался выполнить. И поток людей к нему – такому понятному, близкому, доступному – не иссякает никогда. В их доме вообще любят бывать гости. Зайдешь раз, – а чувство, что тебя здесь любят и ждут, уже не покинет.
Не потому ли пять лет назад по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона вдруг оборудовали в здании жилого дома небольшого Привольного маленькую церковь? Глава митрополии прислал антиминс и престол. Так возник единственный в Новосибирской области храм со статусом «домовой». Освящен в честь Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». За полгода настоятель иерей Сергий собрал средства на купол и крест.
Колокола на звонницу храма освятил епископ Искитимский и Черепановский Лука. Священнослужителей и прихожан было так много, что небольшой храм еле вмещал всех желающих присутствовать на праздничной Литургии.
С тех пор каждый год храмовый праздник Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» 18 февраля собирает верующих из разных уголков Новосибирской области. Нынче уже и первый юбилей встретили...
А ведь пережили разное. Пока строили свой удивительный дом, для того и хозяйство разводили, чтобы было на что купить материалы. Поэтому когда однажды сгорел на усадьбе сарай с живностью, не сдержался, разрыдался обычно сдержанный батюшка. Неужели не суждено сбыться семейной мечте? Только уже на следующий день подъехала к ограде машина и совершенно незнакомые люди стали выгружать из нее кур, гусей и уток. Добровольно собрали прихожане помощь... И, к счастью, они не единственные бескорыстные друзья приемной семьи. Крепкая нить связывает ее с Завьяловским православным монастырем. Монахи и изделиями своей лесопилки, и собственными трудовыми руками поддерживают, и ребят духовно опекают. А причина того пожара так и осталась невыясненной. Потому что завистников, бросающих косые взгляды, у Григорьевых тоже немало.
Кое-кто не стеснялся и в глаза спросить:
– Зачем вам это нужно?! Возраст ведь, а тут стройку затеяли... Да и кому дом достанется?
– Нам в этом миру делить нечего, – разве что и вздохнет в ответ отец Сергий, – кто из ребятишек пожелает остаться здесь, в Привольном, тот и жить будет!
Большой, воздвигнутый в редком теперь классическом национальном стиле, дом – с трапезной, русской печью, молельной – вмещает и обогревает всю их большую семью. Даже если суждено ей стать еще больше. Ведь в мире так много человеческих душ, которые кому-то нужно отогреть…
Елена Воликова.
г. Новосибирск
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.