Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (867) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее задание

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее задание

№18 (867) / 3 мая ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №17 (866)

Продолжим тему домашних заданий. Как быть, если ребенок не делает домашнее задание?

– Подготовка домашних заданий вызывает определенные проблемы. Наиболее распространенная ошибка: родители считают, что уроки – это обязательно совместный труд и совместная деятельность. Бывает, что с поступлением ребенка в школу количество времени, проводимого с ним, заметно сокращается (может быть, в школе еще какие-то мероприятия), родителям не хватает минут, проведенных вместе с ребенком, и они считают, что домашнее задание – это повод для какого-то совместного времени, обсуждения чего-то. И домашнее задание начинает превращаться в совместную деятельность, иногда творческую, когда родители, помимо того, что задано, начинают готовить еще что-то дополнительно, вспоминать себя, когда они учили этот же самый предмет, и учение уроков может затянуться на 4–5–6 часов.

С одной стороны, конечно, это замечательное время, когда родитель и ребенок могут пообщаться, а с другой – в сознании ребенка возникает неправильное (и даже вообще ошибочное) представление, мнение о том, что такое уроки. А уроки – это вообще самостоятельная деятельность ребенка, это его зона ответственности, небольшой «кусочек» задач, которые он действительно выполняет самостоятельно.

Следующая ошибка – когда родитель видит в обучении ребенка во время домашнего задания дополнительно повторение того, что сделал педагог. Такая ошибка характерна для родителей-педагогов, особенно, например, когда мама либо бывший учитель начальных классов, либо, может быть, обучается на учителя начальных классов и решает именно во время приготовления уроков себя как-то еще «обкатать», попробовать свои педагогические способности. И тогда мы видим, что эту работу родитель делает для себя. Ребенок, конечно, полагается полностью на родителя, он складывает ручки и говорит: «Ну что, мама, начинай». Мама начинает учить его, повторяет то, что говорил педагог, и это уже не домашнее задание, это уже «урок-2». И здесь, опять же, у ребенка не создается правильного представления, что такое домашнее задание, какова его роль в нем.

Следующая ошибка – когда родитель, наоборот, оставляет ребенка в одиночестве и говорит: «Иди, учи уроки». Закрывает дверь в комнату, а сам идет на кухню заниматься своими делами. Спустя какое-то время заходит, спрашивает: «Уроки готовы?». Ребенок кивает головой – «да». Родитель говорит: «Собирай портфель», и уходит дальше… Мы можем посмотреть на итог такого подхода по оценкам ребенка. Если действительно оценки при данном подходе у ребенка отличные, то он для него подходит, и очень здорово, что ребенок уже умеет самостоятельно организовать свой труд, учебную задачу выполнить, и выполнить на «отлично». Но это крайне редкий случай. Чаще всего, когда родитель закрывает дверь в комнату, ребенок либо открывает телефон, либо какие-то игрушки достает и занимается не уроками, а чем-то себя развлекает и отвлекает. Спустя время родитель заходит, ребенок все убирает, чтобы не видно было каких-то его отвлечений, собирает невыученные или сделанные очень некачественно уроки, и потом уже родитель, по негативному результату, нотации какие-то читает или ругает ребенка за плохо выполненную работу. Такой подход тоже не совсем уместен: пока еще ребенок не в состоянии и выполнять, и контролировать, и оценивать самого себя.

Следующая ошибка – когда родитель к домашним заданиям подходит противоречиво. Он говорит: «Учи уроки сам – я в них ничего не понимаю, я школу закончил давно, мне с твоими уроками не справиться, вы сейчас по-другому это все делаете, я не знаю, как учить уроки твои». У ребенка создается очень сложное понимание: «А как это так: родитель не знает и не может, и не хочет понять? А я должен понять и как-то еще хорошую оценку получить?». Вряд ли ребенок будет учиться на отлично, потому что он присоединяется к этой родительской «смиренной» ситуации: «Я ничего не понимаю, в ваших уроках я не разбираюсь? Ну, я тоже, мамочка, не разбираюсь, я тоже, папочка, не понимаю, поэтому сильно меня не ругайте, как сделал – так сделал».

Как правильно ребенку объяснить, что домашнее задание – это важно?

– Когда учить? Когда ребенок пришел из школы, то вся система школьного обучения его сковывала, напрягала, и он нуждается в том, чтобы выйти из нее и дальше уже в своем режиме учить уроки. Лучше дать время ребенку для отдыха. Если ребенок пришел из школы, он находится в напряженном состоянии, в голове у него сидит формат школы, урочной регламентированной системы, и если мы сейчас его посадим за уроки, то у него сработает такой стереотип, что сейчас кто-то должен обязательно в качестве педагога присутствовать и направлять его и в домашнем задании. То есть родителю придется подключиться и выполнить эту миссию, ожидаемую ребенком от взрослого.

Когда же мы после школы даем ребенку время отдохнуть, он отдыхает – снимает это напряжение, переключается, его внимание становится более свободным, у него появляется настроение, и где-то через два – два с половиной часа (желательно, чтобы ребенок еще побыл на улице, погулял) он приступает к урокам.

Здесь первый момент. Родитель сопровождает его в каких-то контрольных точках. Контрольная точка – это дневник, в котором записано домашнее задание. И важно обращать внимание, чтобы домашнее задание было всегда – это для детей проблема, уделять этому нужно внимание на протяжении всего периода обучения.

Зачастую бывает «нам ничего не задали», потому что ничего не записано.

– Совершенно верно. Но сейчас спасает современных родителей «Сетевой город. Электронный дневник», где можно все это посмотреть.

Итак, мы начинаем с домашнего задания. Ребенок открывает дневник, у него есть несколько уроков, и здесь включаем уже свободу выбора: «Скажи, ты с какого урока хочешь начать?» – «Я буду начинать с математики» – «Вперед, открывай математику, начинай делать». И здесь уже – по желанию родителя и по особенностям ребенка. Некоторым детям нравится вначале выполнить на черновике, выполнить карандашом, есть какая-то аккуратность, итоговость, и поэтому их это не затруднит. Но есть дети, которым жутко не нравится выполнять эту двойную работу, и они говорят: «Нет, я не буду выполнять на черновике, я буду делать сразу в тетради». И здесь уже родитель по своему ребенку выбирает – либо на черновик, либо сразу в тетрадь. После того, как он выучил математику, он может подозвать родителя, сказать: «Я математику выучил, готов, проверяйте». Проверил родитель, и так далее: что следующее?

Вот, можно начать с каких-то контрольных моментов: начал учить, завершил, проверили, начал учить, завершил, проверили. То есть сам процесс выполнения работ ребенок делает абсолютно самостоятельно. А значит, он должен быть в каком-то отдельном желательно месте, в комнате, а родитель – в другой комнате или на кухне, чтобы не было возможности все время обращаться к нему за каким-то советом или помощью, и у родителя чтобы не было желания все время помогать ребенку, контролировать его.

Спустя какое-то время, может быть, с середины учебного года можно уже предоставить ребенку возможность учить уроки самостоятельно, проверяя итог вообще по всем предметам: количество контрольных точек мы постепенно сокращаем – сперва они были у нас в начале и в завершение домашнего задания по одному предмету, потом это может быть в начале и в завершение вообще всех уроков.

Конечно, если говорить о ребенке – ученике начального звена, то важно сопровождать обучение еще каким-то комментарием взрослого. Например, родитель может по литературе или по окружающему миру внести какие-то свои знания, может из своего опыта дать какую-то информацию, которая заинтересует ребенка, и он потом на уроке об этом расскажет. Так родитель может присоединится к такому важному мероприятию, как домашнее задание, внести свою лепту, чтобы ребенок получил более высокую оценку.

Чего нежелательно делать? Нежелательно процесс приготовления уроков делать каким-то очень творческим, тогда у ребенка не появляется в голове регламента, что такое домашнее задание. Зачем мы будем с тобой выполнять еще лишние три страницы? Есть такие родители, творческие люди – говорят: «Давай мы еще и это сделаем», – и у ребенка не возникает понимания, что такое домашнее задание и как его выполнять в соответствии с инструкцией. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс