Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (867) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 7

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 7

№18 (867) / 3 мая ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)

Неизреченная мудрость и сила молитвы царя Давида о покаянии – наверное, непревзойденное в земной жизни еще никем. Поэтому Псалтирь – важный молитвенный пример, в котором мы открываем сердце свое для Бога, избавляясь от того негативного, что имеет место в нашей жизни.

7-й псалом имеет предписание: «Егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина». Хусий был другом псалмопевца Давида. Эти слова посвящены переживаниям, связанным с сыном Авессаломом, который не только изменил своему отцу, но и собрал войско против него, занял его место, осквернил его ложе и хотел погубить. Конечно, Давид переживал самые невероятные переживания, не понимая, почему сын восстал на него. Ведь в своей доброте и всепрощении он был непревзойденным человеком из живших на земле. Он прощал, постоянно противопоставлял правду Божию всем порокам и неправдам, с которыми встречался, и поэтому был действительно образцом для своего сына. Он не понимал, почему сын, который совершил грех, которого он простил и снова приблизил, вновь озлобился против него и восстал.

Поэтому псалпопевец Давид обращает удивительные молитвословия к Богу, где говорит о том, что у него есть непонимание, и при всем этом он возлагает свое упование на Господа, Который никого еще ни оставил и всегда помогает человеку, молящемуся и обращающемуся к Нему.

В этом псалме он воспевает своего друга Хусия, который отправился в стан Авессалома, притворившись, что он тоже изменил Давиду. На самом деле он пошел выручать своего друга – пророка и царя Давида – и смог убедить Авессалома повременить и не преследовать отца: тот и так где-то вдали и не причинит никакого вреда. Этим он дал возможность передышки Давиду, тот собрал войско и направился, чтобы победить возникшую неправду. Давид шел воевать не со своим сыном, но с той неправдой, которая царила, – он это всегда подчеркивает.

«Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя…».

Давид обращается к Богу, Которому служит, Которого прославляет, Которому преклоняется – «на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя», хотя в этом воспевании он должен говорить о своем друге, заступившемся за него. Но псалмопевец Давид не тот человек, который бы полагал все свое упование на друга. Он же помнил слова Священного Писания: «Проклят всяк человек, который надеется на другого человека. Не надейтесь на князя, на сына человеческого…». Восхваляя с такой любовью, такими возвышенными словами Самого Господа и Творца, он говорит: не думайте, что мое упование было только на моего друга и человека – в своем уповании я остаюсь верным только Богу. И в то же время он как бы немного винится перед Богом за то, что послал друга. Нужно было до конца положиться на Господа.

Давид – царь, военачальник, очень смелый, сильный, внешне и внутренне красивый человек, но он говорит, что не это является приоритетом его жизни. Приоритет – его глубочайшая вера, упование на Бога. Поэтому он говорит: Господи, Ты только можешь мне помочь, и Ты можешь меня избавить.

Что значит «спаси мя от всех гонящих мя и избави мя»? Здесь Давид выражает глубину своих переживаний в бедственном состоянии, в том, из которого без помощи Божией человек не может выйти.

А какое самое бедственное наше состояние, которое нуждается в проявлении чуда Божьего? Это, конечно, немощь, болезнь. Мы можем справиться с бедностью, с какими-то грехами и пороками, можем справиться с материальными трудностями, но с болезнью справиться невозможно, если не будет чуда Божия. Даже медики, имея сейчас огромное количество медикаментов, все равно не могут спасти человека, говоря, что помочь может только чудо Божие. И очень часто чудо происходит, милость является на больном человеке. Казалось бы, ему ничего уже не поможет, и вдруг внутри организма появляется нечто и человек исцеляется от своей немощи, даже от проказы – у человека, который должен был умереть, вдруг обновляется вся его плоть, и он становится чистым, как младенец, который пришел в этот свет. Поэтому такие глубокие слова – «спаси мя от всех гонящих мя», ведь состояние настолько тяжелое, что если Господь не вмешается, то избавления не будет.

«Избави мя» – от чего может избавить Господь? Вывести из состояния безысходности. Бывшие в плену, в тюрьме, в неведении часто возвращаются потерянными людьми. Плен – это очень страшно, это лишение свободы, каждый день ты не знаешь, что с тобой будет, это некое преследование человека в его мыслях и в то же время навязывание ему того, что несродно ему. Давид выразил этими словами хвалу и благодарность Богу: только ты меня, Господи, можешь избавить; никакой человек в этой жизни не может избавить меня от того состояния, в котором я сейчас нахожусь. Дальше Давид продолжает: «Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу». Здесь речь идет об избавлении, спасении; «яко лев душу мою» – львом он называет Авессалома, который хочет похитить душу его, причинить зло – лишить жизни. Святые отцы говорят, что в каждом псалме есть не только буквальный смысл, но и таинственный. Лев, желающий похитить душу, это есть еще и враг рода человеческого, который тоже хочет причинить человеку зло, чтобы тот не был спасен для вечности.

Псалмопевец продолжает: «Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею (кается перед Богом в том, что есть некая неправда в его жизни, но говорит о том, что всячески стремился), аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. Да поженет убо враг душу мою и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит».

Это очень важные слова. Давид говорит, что он никогда не воздавал злом за зло ни своему сыну, ни ближним, всегда старался не быть мстительным, являл правду, милость и любовь к тем, которые сейчас восстали на него. Сейчас он тоже не хочет причинять зло ближним, восставшим против него, но должен, как царь, победить неправду. Здесь становится понятным эпизод из Книги Царств, когда Давид просил помощников своих не убивать сына своего. Он и здесь не хотел убивать, когда сын его попрал все самое святое. Он должен был, как царь, победить зло и неправду, но не должен при этом причинить зло: «Да поженет убо враг душу мою и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит». Он мог бы и с этим смириться, но тогда неправда восторжествует на земле, и тогда враг действительно может сделать нечто ужасное – «поперет в землю живот мой», то есть заберет жизнь, жизнь – это кровь. В крови жизнь наша и кровь есть свидетельство жизни. И «славу мою в персть вселит»: персть – земля, слава – сам Давид со всей своей силой, красотой, великолепием. Он спрашивает: «Что тогда со мной будет, если я не предам зло наказанию?» И он опять обращается к Богу, говорит, что без Бога невозможно это сделать: «Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси».

Он говорит, что правда Божия должна воскреснуть. Это, конечно, пророческие места о последних днях – Псалмопевец восклицает, чтобы Господь воскрес, чтобы Господь пришел на землю в Своей правде и победил всякую неправду гневом Своим. Применительно к этому событию он просит, чтобы Господь явил Себя, чтобы гневом Своим (гнев – не страсть), правдой Своей победил всякую злобу и неправду человеческую. Господь гневом явит правду миру. «И востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси» – то есть чтобы Господь встал над всеми, явил силу Свою над исполнением того закона – «имже заповедал еси», который Господь оставил:

«И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися». То есть будешь тогда, Господи, выше всего, и вокруг Тебя будут все люди, когда увидят правду Твою и Закон Твой. Авессалом восстал против отца – это нарушение заповеди Божией, пятая заповедь Закона Божия была попрана. Поэтому Псалмопевец и обращается к Господу, чтобы Он восстал, воскрес, явил правду Свою, чтобы увидели, что нельзя попирать Закон Божий. Тогда люди все воспрянут, соберутся вокруг Господа, будут прославлять Его святое имя.

В полноте, как говорят святые отцы, это было явлено при Воскрешении Христа, когда Господь явил Себя всему миру, когда была основана Церковь, люди собрались вокруг Христа, видя, что Господь над людьми и утверждает всякую правду на этой земле.

«Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя». Псалмопевец говорит, что всякая неправда человеческая будет судима Богом. Не сиюминутно, но суд Божий будет, и Господь будет судить всякого человека. Поэтому те, кто творят неправду и беззакония, пусть задумаются о тех делах, которые совершают в жизни своей.

«Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно». Когда ты наказываешь грешного, то есть исправляешь его, тогда и праведный стократ усиливает свой внутренний потенциал в противостоянии греху, не дает себе послабления, понимает, что если он будет поступать как человек грешный, то что тогда будет с правдой на земле и с самим человеком. За счет этого праведный становится более бдительным человеком.

«Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем».

Кто такой «правыя сердцем»? Творящий правду. Что такое правда? Если мы берем правду Евангельскую или правду Священного Писания, она нас учит идти царским путем – «золотой серединой». Вот и Господь являет Свою помощь только тем людям, которые в своей жизни не являют крайности. Идущего золотой серединой Господь укрепляет.

«Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день». Бог долготерпелив, потому что в Своем долготерпении ждет нашего покаяния. Он не смиряется с грехом, не проявляет некую эмоциональную жалость, как мы с вами, – Он ждет раскаяния каждого в грехах.

«Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела». Здесь Давид применяет чисто человеческие слова. Господь и оружие Свое очистит, и лук натянет, и все это будет приготовлено для человека. То есть Господь на каждого грешного человека, живущего по неправде, направил свое наказание.

«Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие» – каждый из нас должен помнить, что всякий грех рождается в нашей голове, а потом мы в муках пребываем, мучаемся в продолжение всей жизни.

Он предупреждает: «Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела». Конечно, Авессалом копал ров и яму, чтобы погубить отца своего, и сам был погублен этой неправдой.

«Обратится болезнь eго на главу eго, и на верх eго неправда eго снидет». Никто не должен в жизни своей стремиться к неправде и злобе, каждый должен помнить о духовных законах – ежели не хочет, чтобы что-то было плохо: не делай ближнему своему зла. Но кто творит зло, думая, что творит зло для ближнего, сам впадает в это зло, потому что правда Божия все равно восторжествует в нашей жизни.

Заканчивает Псалмопевец удивительными словами: «Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго». Давид восхваляет Бога, изумляется Его милосердию, долготерпению и великой помощи, которую Господь являет людям, которые исповедуют Его всесвятое имя Вышняго.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс