Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (866) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Драки в школе

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Драки в школе

№17 (866) / 1 мая ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №16 (865)

Предлагаю поговорить о драках в школе: как относиться, что делать, кто виноват, как быть?

– Действительно, тема популярная: с приходом ребенка в начальное звено он получает очень яркое впечатление от того, как ведут себя старшеклассники, – а они достаточно свободно выясняют отношения: могут стукнуть по плечу или отобрать какие-то вещи, и ребенку в начальной школе кажется, что такое поведение вполне уместно и для него. Подражая старшеклассникам, ребенок начинает вести себя достаточно дерзко, грубо, резко. Но не каждый ребенок, наблюдая за драками старшеклассников и за выяснением их отношений, ведет себя подобным образом. Конечно, предпосылки для драчливого поведения лежат глубже, чем то, что он видит. Отчасти это началось либо уже в детском саду, и ребенок тогда уже проявлял какую-то нетерпеливость к сверстникам и дрался, либо в семье эта форма отношения – драки, наказания физические – популярна, и ребенок идет с этим в школу.

А почему?

– Одна из основных причин – привлечение внимания к себе. Ребенок, приходя в школу, видит огромную массу детей, и ему очень трудно выделиться положительно; может быть, как раз хорошим поведением он не выделяется, он как раз такой, каким его ждут, и на него не обращают внимания, потому что он – примерный ребенок.

Чтобы заслужить внимание взрослого и, может быть, одноклассников, ребенок прибегает к драке и получает требуемое внимание, ради которого он этот поступок совершает. Вторая причина – это власть, ребенок хочет заслужить в классе определенную позицию: может быть, у него есть лидерские наклонности и он хочет оказаться чуть более значимым, и поэтому в драке он демонстрирует свою силу и власть над другими.

Следующая причина – это активность ребенка, она в условиях, в которых он находится, не может найти способ выражения. Ребенок активен, деятелен, но условия школы не позволяют эту активность как-то конструктивно реализовать. Поэтому он дерется, ему становится физически легче, он даже заряжается и, может быть, и просыпается. Это, с одной стороны, деструктивно, а с другой стороны, – просто необходимо ребенку, чтобы быть активным, проявить себя.

И последняя причина: драка для ребенка – привычка, дерутся все, дерутся дома, если большая семья многодетная, родители используют физическое наказание: собираются в школу или в детский сад, получают подзатыльник или какое-то жесткое или жестокое какое-то поведение родителя. Ребенок считает: то, что делают папа и мама, правильно, это становится определенной нормой жизни ребенка, и с этой нормой жизни он приходит в класс, и для него в порядке вещей зайти и надавать подзатыльников кому-то, что-то отобрать, кого-то обидеть, и слезы одноклассников для него тоже вполне нормальное состоянием, поскольку он сам практически все время находится в состоянии либо плача, либо успокоения самого себя.

То есть наказания родителей могут выливаться в то, что для ребенка станет нормой драчливость, какие-то физические воздействия на одноклассников?

– Да. Абсолютно верно.

А если происходит драка, как правильно вести себя родителям, учителям?

– Если мы видим драку, как систематическое проявление ребенка, то нужно задуматься, что, скорее всего, методы реагирования на драку неверные. Если правильно однажды ответить на этот поступок ребенка, то, вероятнее всего, он больше его не повторит, сделав для себя нужные выводы.

Одна из основных ошибок – то, что взрослые наказывают всех детей, участвующих в драке, не разбирая, кто прав, кто виноват, и оба ребенка наказываются. Тогда зачинщик драки делает для себя вывод, что все это остается безнаказанным – все равно попадет и тому и другому, а если он хочет еще и доставить боль обидчику, то для него это будет двойная польза: вначале он его обидел, а потом учитель наказал за драку. Поэтому важно разбираться в причине драки, в том, как пытались решить какую-то ситуацию, и научить ребенка правильно выходить из ситуации, не прибегая к физической агрессии.

Вторая ошибка – когда взрослые настоятельно требуют у слабого ребенка давать сдачи. А ребенок не совсем понимает, что такое «дать сдачи», и иногда его поведение начинает носить провоцирующий характер. Например, кто-то говорит: «Ты двоечник, ты неумеха» – здесь можно ведь рассмотреть такое обвинение уже как своего рода нападение – «нужно дать сдачу тому, кто тебя обижает», и вот он начинает драться.

Здесь нужно очень тщательно ребенку объяснить, что такое «давать сдачи» и есть ли смысл обучать такому поведению, если дальше мы будем бороться с его агрессией. Но у нас впереди еще очень сложный подростковый период, где ребенок в силу эмоциональности не способен себя проконтролировать, и ребенок, который приучен давать сдачи и быть агрессивным, будет еще более проблемным в том, чтобы себя сдержать… Поэтому я не рекомендую родителям учить детей давать сдачи.

Лучше всего показать разные варианты того, как защищать себя, как отстаивать свою позицию, как договариваться друг с другом и что вообще лучше иметь больше друзей, чем каких-то врагов, с которыми нужно бороться.

Как же быть, какие рекомендации?

– Во-первых, родителям нужно самим убрать любое физическое наказание, насилие над ребенком в семье и показать, что семья, мама, папа – самые важные примеры для подражания.

Хотите, чтобы ребенок вел себя каким-то образом? Начните с самого себя и ведите себя примерно. Второе – с ребенком-драчуном нужно вести отдельную работу и ни в коем случае не выставлять его на всеобщее обсуждение: причина драк у каждого ребенка своя. Одному ребенку нужно внимание, и тогда взрослый уделяет ему столько внимания, сколько нужно, чтобы поддержать его или удовлетворить его потребность в признании.

Другой ребенок дерется, чтобы показать свою власть над кем-то, поэтому нужно предоставить ему возможность эту власть где-то проявить в конструктивном русле: спросить у него совета, спросить, как бы он мог в какой-то ситуации поступить – даже, может быть, если он поступил плохо, спросить у него, как его наказать за это поведение, тогда его потребность во власти будет удовлетворена.

Если, например, наш драчун действует по привычке, по-другому он не может, то процесс переучивания займет чуть больше времени и тогда правильнее родителям обратиться к психологу или в определенные организации, где работают психологи и обучают детей конструктивным правилам взаимодействия.

Если запрещать мальчику драться, он может вырасти мягкотелым – все-таки допустимо иногда мальчику подраться?

– Действительно, чаще всего мы именно к мальчику предъявляем такую нормативность, что «синяки украшают мужчину», а вот девочке драться нельзя. На самом деле этот конструктивный стереотип, установка, приводит ребенка к мысли, что он обязательно должен драться.

Лучше будет, если мы будем учить мальчика защищать девочку, нести портфель, помогать ей справиться с какими-то трудными задачами, может быть, защитить от тех драчунов, которые еще не начали исправляться – вот это будет действительно мужественный поступок, мужской поступок.

А если мы говорим о девочке, которая дерется, то взывать, что она девочка и драться нельзя, не совсем правильно – она может почувствовать себя хуже, чем мальчики: почему мальчикам можно, а ей нельзя? Нужно попробовать показать путь к дружбе в более добром и внимательном отношении к другому: если ты будешь доброжелательнее, участливее, у тебя будет гораздо более широкая, добрая компания, в ваших отношениях будет поддержка, ты всегда сможешь обратиться за каким-то советом. Даже если появится какой-то враг, твои друзья вместе с тобой могут этого врага смутить одним только своим видом, и он может превратиться в друга или перейдет в какой-то другой статус и категорию. Поэтому самое главное правило – это чуткое отношение к другому, понимающее, принимающее другого человека, и умение находить слова убеждения вместо кулаков и драки.

Закончить я хочу словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс