Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №8 (857) – №15 (864)
Новые ворота
Говорят: «смотрит как баран на новые ворота». Значение этого фразеологизма объяснять, я думаю, не надо, а вот относительно его происхождения существуют разные предположения. Например, испокон веков в русском фольклоре баран считался символом тупости и упрямства – представьте такую ситуацию: утром барана выгнали на пастбище, а днем хозяин поставил новые ворота… Из-за этого вернувшийся вечером баран не признает родной двор и недоумевает, туда ли он пришел. Есть и другая догадка: таран для штурма осажденного города тоже назывался бараном потому, что на нем делали наконечник, отлитый из чугуна или бронзы в виде круторогой бараньей головы. Взаимосвязь с новыми воротами здесь ясна. И еще одна версия – она напоминает об Овечьих воротах Иерусалима, через которые бедуины (арабы-кочевники) прогоняли овец в город для продажи и частично для жертвоприношений.
Так или иначе, но в Иерусалиме действительно есть ворота с названием Новые. Связано ли это, может быть, с возрастом этого сооружения, мы с вами сейчас узнаем. Мы продолжаем встречи со Святой Землей и просим нашего постоянного проводника, гида паломнической службы «Радонеж» Анну Мусан-Леви, прояснить ситуацию с Новыми воротами Древнего Иерусалима, рассказать нам об их истории и нынешнем предназначении.
– Про барана и новые ворота – это, действительно, очень интересно. На самом деле, наши Новые ворота имеют отношение к уже более поздней истории, которая связана с приходом в Иерусалим всевозможных европейских миссий. Мы с вами знаем, что в Иерусалиме семь ворот, однако, если считать замурованные Золотые, то их восемь. Вернее было бы считать так: семь ворот, включая Золотые, а восьмые ворота – это как раз Новые. Потому что появились они всего лишь в конце XIX века.
Как вы знаете, век XIX ознаменован целым рядом новых явлений. Одно из этих явлений – большая тяга к древности, археологии. Наука археология вообще возникла в XIX веке. У европейцев появился интерес к Востоку как таковому. Сюда потянулись караваны путешественников из Европы, и целью их было не только поклонение святым местам, но и археологические исследования. Каждый в меру своих сил и знаний это делал – кто-то очень наивно, а кто-то очень серьезно. Многие знаменитые археологи здесь работали и поражали мир открытиями. Но были и просто дилетанты-путешественники, которые приезжали исследовать Святую Землю, как мы говорим, с Библией в одной руке и с археологической лопаткой в другой.
Кроме них сюда стали приезжать монахи-католики. А впоследствии образовалась наша православная миссия с целью помогать местному населению и паломникам. Что имеется в виду? В древности паломничество было сопряжено с целым рядом опасностей и трудностей. Во-первых, это было очень длительное путешествие, так как по Святой Земле перемещались пешком, а расстояния немаленькие. Кроме того, человек мог заболеть какой-то инфекционной болезнью, мог попасть в руки разбойников, которых здесь было немало, они грабили на дорогах паломнические караваны. И если паломники оказывались здесь, на чужбине, совершенно одни, без знания языка, без своих, которые могли бы вылечить и помочь с деньгами и кровом, то, конечно, они были в совершенно бедственном положении.
Немцы, французы, англичане, а впоследствии и русские обеспокоились созданием миссий в Иерусалиме. Естественно, при каждой миссии строились больница, дом для приема паломников. Однако миссии развернули более широкую деятельность – можно смело сказать, что они проповедовали Христа, укрепляли паству местную, католическую и, в случае с Русской духовной миссией, – православную, помогали, строили бесплатные школы, и т.д.
Естественно, строительство шло за пределами Старого города, внутри которого просто нет места – негде построить даже маленькую хибарку, не то что целое здание. Соответственно, стали застраиваться пустыри, которые были за стенами Старого города (в это время западного Иерусалима, то есть всех наших жилых районов, где живу и я, и близко не существовало, весь он ограничивался стенами Старого города).
И когда миссии стали все больше и больше осваивать территорию за пределами городских стен, возник вопрос: как ходить в Старый город ко Гробу Господню и другим святым местам? Чтобы это было удобнее, устроили еще одни ворота – это и есть Новые ворота Иерусалима, которые находятся в его северной стене, в самом ее начале.
Новые ворота ведут в Христианский квартал. Здесь, кроме нашей Иерусалимской Патриархии, находится также католическая Патриархия (у католиков есть епископ, он из местных арабов, его называют Патриарх Иерусалима). В Христианском квартале, вблизи Новых ворот, находится один из крупнейших католических монастырей в Иерусалиме – монастырь Сан-Сальвадор, где живут монахи-францисканцы, несущие послушание у Гроба Господня. Таким образом, Христианский квартал изобилует колокольнями, крестами. Здесь есть и протестантская, лютеранская немецкая кирха со знаменитой колокольней, с которой открывается совершенно потрясающий вид на Иерусалим.
Самый близкий вход в Христианский квартал – через Новые и Яффские ворота, как мы говорили раньше. Но для нас, местных иерусалимцев, Новые ворота связаны с Рождеством. Если Дамасские, с которых мы начинали наше путешествие, ассоциируются с мусульманским Рамаданом, то Новые ворота – это Рождество Христово. В Иерусалиме официально Рождество не празднуется, это не государственный праздник, но если очень хочется увидеть Санта-Клауса, елки, шарики, рождественские иллюминации, вифлеемские звезды – не обязательно ехать в Вифлеем. Можно пойти в Старый город через Новые ворота. Там бывает очень красиво, там есть магазины, где мы покупаем елочные украшения, гирлянды, и т.д. Еще можно сказать, что, если входить в город Новыми воротами, сразу справа будет знаменитая французская школа College des Frères для местных арабов. Это одно из добрых деяний Запада, которое католики совершили у нас: школа – для детишек арабских христиан, в ней все преподавание ведется на французском и арабском языках, она считается достаточно престижной.
Новые ворота XIX века сильно отличаются от других ворот Старого города. С первого взгляда ясно, что они строились не для защиты от завоевателей. Предыдущие семь ворот более фундаментально выглядят, над проемом более массивная кирпичная кладка. А здесь все ажурно, изящно – совершенно без расчета на то, что ворота кто-то будет штурмовать с помощью тарана или чего угодно.
– Да, конец XIX века, отсюда такой стиль. Новые ворота никак не украшены и у них отсутствует само помещение ворот: мы говорили с вами, что ворота Иерусалима имеют помещение – входишь и попадаешь сперва в небольшую башню, из которой есть выход в город. А у Новых ворот этого нет, это просто арка.
Я прошу Вас немного сказать о Рождестве на Святой Земле. Понятно, что в этот период Вифлеем становится местом массового паломничества, а что касается иерусалимского Рождества Христова – как это бывает, по старому стилю или по новому?
– Вы знаете, у нас в стране есть два Рождества для христиан, потому что государство Израиль никак не относится к Рождеству, его никто не празднует, это обычный рабочий день (и 25 декабря, и 7 января). Это понятно, думаю, комментарии тут излишни. У нас живут католики и православные арабы (мы сейчас говорим о местном населении) – соответственно, они празднуют Рождество 25 декабря и 7 января.
Наша Иерусалимская Патриархия придерживается старого стиля и празднует, естественно, 7-го января – как в России, Сербии и т.д. Но есть греки новостильники (поскольку Греческая Элладская Церковь служит по новому стилю), поэтому некоторые из них приезжают на Рождество 25 декабря. Главное богослужение в ночь с 6-го на 7-е января идет в Вифлееме, там собирается очень много народу. Но совершенно дивная ночная служба свершается у Гроба Господня. Мы с детьми ходим туда. Все, кто по каким-то причинам не может попасть в Вифлеем (по состоянию здоровья или просто не хотят быть в толпе), идут ко Гробу Господню. Там бывает очень тихо, благодатно, торжественно. Для меня выше, чем служба у Гроба Господня, наверное, ничего нет. В Вифлееме, конечно, тоже особая радость.
А еще Вы упомянули о покупке рождественских украшений. Куда Вы их вешаете, что ими наряжаете – неужели елку?
– Мы наряжаем огромную искусственную елку (2,5 м), она даже с шишечками. Некоторые местные христиане наряжают араукарию – мексиканское дерево, внешне похожее на елку. Некоторые даже просто держат его, например, в саду или на балконе в кадке, а на Рождество наряжают. Еще альтернативой служит кипарис. У нас одно время евреи-христиане (это мессианские евреи, протестантская община) бесплатно раздавали кипарисы у Яффских ворот для всех желающих 19 декабря – как раз в день нашего Николая Угодника. К сожалению, в последние несколько лет они эту практику прекратили. Теперь они предлагают поехать в теплицу, где выращивают араукарии, взять там дерево бесплатно и привезти самому (для тех, у кого есть машина, это не проблема).
Вот так: Новые ворота привели нас совсем не к разговору о баранах, а к Рождеству Христову, и это просто замечательно!
Друзья! Благодаря нашему проводнику Анне Мусан-Леви мы посетили все восемь ворот старого Иерусалима – Дамасские, Цветочные, Львиные, Золотые, Мусорные, Сионские, Яффские, Новые. Сердечная благодарность моей собеседнице, и я прошу ваших молитв о здравии Анны, Рафаила и их чад!
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.