Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (865) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Типичные и атипичные конфликты в начальной школе

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Типичные и атипичные конфликты в начальной школе

№16 (865) / 26 апреля ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №15 (864)

Предлагаю поговорить о конфликтах в начальной школе. Какие типичные конфликты в ней возникают?

– Конфликты начальной школы – это довольно распространенное явление¸ на которое нужно реагировать с ощущением того, что все идет по плану, так и должно быть, ведь конфликт – это способ развития, способ самопроявления.

В начальной школе, когда ребенок приходит, первое, с чего он хочет начать взаимодействие – это с самопроявления. И многие педагоги замечают, что дети, может быть, не сразу, но чуть побыв в этом коллективе, уже начинают с кем-то вступать в какие-то отношения, которые мы называем конфликтными. Самые распространенные причины конфликта – это обладание чем-либо или попытка доказать, что то, чем ты обладаешь – лучше. Этот тип конфликта переходит из дошкольного возраста, когда дети ссорились из-за игрушек, из-за того, что они чем-то обладают.

Ребенок приходит в школу, у него масса школьных принадлежностей, у него новые, не такие, как у всех, карандаши, фломастеры и ручки. И первое из-за чего случается конфликт – это фраза «моя ручка лучше» вызывает у соседа негативное чувство, и под воздействием эмоций, ощущения несправедливости – «почему у тебя?», – он может стукнуть или сбросить предметы школьные со стола; тот, у кого все сбросили, сбрасывает в отместку, – чем не конфликт?

Одна из причин – это обладание чем-то и, может быть, не совсем удачная форма представления того, что у тебя есть. Дети чаще всего не только говорят, что «моя ручка хороша», они тут же говорят «а у тебя плохая», «у тебя еще хуже», «а у тебя ее вообще нет». Это повод начать бороться за то, что ты не хуже и за самого себя.

Вторая причина конфликтов связана с интересами детей, когда кто-то занят какой-либо деятельностью. Сейчас очень часто дети приходят в школу с какими-то играми, занимательными мероприятиями, занятиями, и вот этот интерес, который испытывает кто-то, у одноклассников может вызвать внутреннее ощущение ревности, невозможности этому принадлежать… Внутренний конфликт, что у тебя этого нет, может вызвать желание лишить этого и своего сверстника. Что происходит? Отбирают, ломают, портят, мешают играть. И понятно, что тот, на кого оказано такое давление, начинает реагировать, и здесь тоже возникают и борьба, и споры, и так далее – и вот вам еще один конфликт.

И третья причина конфликта, чуть более содержательная и возникающая чуть позже, – это знания ребенка. И в этом конфликте огромный вклад вносит педагог, который не совсем правильно, не совсем адекватно оценивает способности детей. Например, говорит: «Галя молодец у нас, солнышко, а вот Петя не молодец!» И вот эта характеристика ребенка служит критерием к тому чтобы не общаться с ребенком и конфликтовать с ним. Ты «не молодец», дети дальше уже распространяют это «не молодец», другие уже ярлыки и обзывания, – ребенок защищает себя, вступает в борьбу, чтобы отстоять свое благополучие внутреннее, и здесь борьба, конфликт со всеми.

А когда стоит уже не просто обращать внимание, реагировать, а участвовать в решении конфликтной ситуации?

– Конфликт конфликту рознь. У нас есть конфликты кратковременные, они – вспышки. Ребенок сам разрешил его, и, придя домой, он о нем не вспомнит, и спустя время он о нем не вспомнит, даже если он чего-то в этом конфликте лишился. Например, он хвастался ручкой красивой, ее сломали, за это он подрался с кем-то. Нет ручки – нет проблемы: он подрался, и спустя время он о конфликте не вспомнит.

Есть конфликты затянувшиеся, длительные, когда ребенок долгое время ходит с чувством обиды или, может быть, несправедливости. И родитель замечает, что ребенок приходит из школы как будто уставший или как будто чем-то «загруженный», на вопрос «что случилось?» ответа не дает, но в школу идет с меньшим интересом и желанием, а может быть, даже пытается в играх (которые до сих пор присутствуют, и это нормально) отражать какую-то конфликтную ситуацию: кто-то с кем-то борется, борется за справедливость, за самого себя. И вот тогда есть смысл родителю узнать подробнее, что случилось.

Если ребенок об этом не говорит, тогда важно поинтересоваться в школе, у педагога, – может быть, даже попросить педагога разрешить посидеть на занятиях, понаблюдать за детьми на перемене. Или прийти в школу неожиданно и посмотреть, как ребенок чувствует себя в школе в свободное время, например, на перемене или на продленке. С кем общается ребенок? Как он договаривается? Как он чувствует себя в группе, в которой он находится практически целый день? И вот это наблюдение расставит практически все точки над i: либо ребенку плохо, его не устраивает эту группа, потому что в ней какой-то конфликт, либо ребенку плохо, он все время конфликтует, дерется, пытается отстоять самого себя.

Тогда у родителя появятся объективные факты, сведения, каково ребенку в школе, и уже исходя из этих обстоятельств – возможность выбрать, искать какие-то пути реагирования. Но напомню уважаемым родителям: очень часто причина конфликтности детей – незнание, как договориться, как отстоять свое собственное мнение, кроме как дракой, к кому обратиться за помощью, чтобы конфликт был разрешен, а не усугублен, и там привлечено такое внимание, что сейчас все знают, что у тебя с кем-то не складывается, или все знают, что тебя кто-то не любит. Поэтому учите детей правильно разрешать конфликты и профилактировать ситуации, которые могут вызвать конфликты.

Вы рассказали о традиционных конфликтах, а есть какие-то исключения, требующих особого внимания?

– Да, действительно, сейчас появляется группа конфликтов, которые год-два назад еще не возникали в школе. Первое – дети начинают конфликтовать группировками. Это исключение. Например, дети посещают какой-то кружок, например, кружок айкидо. Другая группа детей не посещают этого кружка. Те, которые ходят на айкидо, приходят в класс и начинают говорить: а мы занимаемся вот этим видом спорта. Мало того, что они занимаются, они начинают на детях, которые не посещают, отрабатывать какие-то приемы. Дети, как могут, защищаются, понятно, что у них не хватает каких-то способностей и может быть, физических сил. И они попадают в группу противоборствующую, которую обижают и им приходится обороняться.

Бывает так, что конфликт вызван каким-то особым статусом ребенка, например, ребенок директора школы, об этом сказала учитель: у нас в классе учится Вася, он сын директора нашей школы, поэтому… И Вася попадает в категорию, с которой не общаются, и чтобы с ним начали общаться, ему приходится драться, ему приходится вступать в конфликты, ему приходится привлекать к себе таким образом внимание. То есть конфликты, которые являются крайне редкими, бывают вызваны не совсем правильным пониманием ребенком своего собственного места либо места других детей. И все решает прояснение ситуации, своевременное реагирование, своевременное правильное объяснение ситуации, преподнесение этой ситуации; важно не сформировать каких-то стереотипов, чтобы ребенок вот так, аналогичным образом по жизни и шел. (Продолжение следует)

 
Святая Земля

Ворота Старого города

 
К дню рождения газеты

Нам есть что вспомнить...

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс