Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (864) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Ребенок-изгой и ребенок-лидер

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Ребенок-изгой и ребенок-лидер

№15 (864) / 19 апреля ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №14 (863)

Сегодня тема будет звучать так: «Ребенок-изгой и ребенок-лидер». Актуален ли этот вопрос для начальной школы?

– Действительно, очень рано в современных школьниках появляется впечатление о сверстнике как о «принадлежащем мне» или «не принадлежащем мне». И это во многом обусловлено условиями семейного воспитания, где родители, сами того не замечая, употребляют слова: «мой ребенок», «моя семья», «мои дети», «не наш ребенок», «не наша семья». Или в общении с детьми говорят о том, что «мы с кем-то не общаемся», «это люди не нашего круга», «эти люди нам не ровня», и так далее. И вот эти, казалось бы, не специальные выражения усваиваются ребенком несознательно и дальше он переносит их в тот коллектив – в ту команду, в которую он вступает. И первая команда, где ему приходится трудиться – это команда школы, там возникают на раннем этапе небольшие группы, где ребенок общается по интересу.

В первом классе еще не стоит проблема лидера или изгоя. Здесь происходит апробация себя в разных кругах, в разных группах, в разном общении. И за время первого класса, ребенок, обходя каждого своего одноклассника, начинает видеть его сильные и слабые стороны, что-то ему нравится, что-то не очень, и дети, которые его заинтересовали своими делами, какими-то занятиями, могут создавать вначале группу, в которой два человека – потом в эту группу вольется еще кто-то. Во втором классе мы уже видим картинку группирования чуть более ярко, и тогда уже эти группирования начинают становиться по всем законам психологической науки, когда идет выбор идеи, затем выбор состава, критерии к этому составу и потом уже определенные дела, которые они будут свершать, будучи объединенными определенной целью. Для начальной школы это вполне актуальный момент, и уже на этом этапе либо классный руководитель, либо сами дети уже могут избрать лидера, который будет вести ту или иную группу, а может, и весь класс к какой-то цели или этот же класс специально или стихийно может выбрать одного или двух детей, реже больше, в качестве изгоев, или, в психологической терминологии, ребенка изолированного, которого отвергают, не позволяют ему войти ни в один из кругов, вступить ни в какие отношения и используют даже наказание детей, которые общаются с изгоем, дабы отвратить от желания вообще с ним взаимодействовать. То есть уже в начальной школе могут возникнуть такие отношения.

Как это происходит?

– Эта ситуация возникает не только в школе и не сразу в школе, и если ребенок такой появился, то родителям есть смысл задуматься, а не было ли предпосылок вообще, что так может случиться, уже где-то раньше...

В менее выгодной позиции оказывается ребенок-изгой. Если ребенок-лидер чувствует себя в безопасности – он сам диктует какие-то условия, выбирает, с кем ему дружить, и даже кому с кем дружить и за ним стоит огромное число одноклассников, которые обязательно будут на его стороне, и ему хорошо и комфортно, то посмотрим на ребенка-изгоя, которого убрали из группы, которому непозволительно быть в этом обществе. Чаще всего это ребенок, который имеет какие-то проблемы, проблемы во внешнем виде, проблемы со здоровьем, проблемы в выстраивании отношений.

К сожалению, ряд проблем мы не можем ни решить, ни предотвратить, например, если у ребенка какой-то физический дефект. Родителям нужно знать, что к ребенку с таким дефектом класс нужно готовить. И родитель это делает прежде всего. Он предупреждает учителя, что его ребенок особенный и у него может быть в отношениях со сверстниками особое поведение. При взаимодействии с классным руководителем и знании класса, важно, чтобы этот ребенок оказался рядом с лидером. Важно, чтобы ребенка с какими-либо проблемами поставили рядом с ребенком, который обладает хорошей коммуникацией, который легко взаимодействует, может заинтересовать какими-то делами, и в таком тандеме будет и тому, и другому легче.

Почему лидеру будет легче? Он всегда будет иметь поддержку классного руководителя, всегда будет видеть поддержку взрослых, это хорошо – поддержать того, кому не просто – это хороший шаг, хорошее поведение и хорошая роль. В то же время ребенку с какими-то проблемами будет легко идти за лидером, он будет видеть, что с ним рядом сильный, коммуникабельный и активный человек. Но если такая ситуация не произошла, тогда ее не поздно создать в начальной школе, чтобы нам не пришлось решать ее в старших классах, когда у ребенка уже возникли какие-то стереотипы, который побывал уже в роли изгоя. Поэтому в классе 2–3-м можно ввести ребенка, который сейчас изолирован, вот в этот референтный круг. Делается это по добровольному и доброму соглашению с лидером или лидерами, при огромной поддержке родителей ребенка, который оказался изгоем. Родителям нужно создать какие-то новые условия, чтобы ребенок собой заинтересовал. Например, отдать в секцию конного спорта. И ребенок приходит в класс и показывает фотографии, где он на лошади на тренировке и это вызовет уважение, а может быть, даже и зависть детей, и уже сдвинет это восприятие его с плохого на человека, который чем-то интересен. Это может быть какой-то еще или образ жизни или занятие ребенка, которое тоже произведет впечатление и создаст у сверстников иное отношение к ребенку, который оказался изгоем.

Если же уже на этом этапе, в начальной школе изолированный ребенок начал внутри себя формировать комплекс, что «действительно я такой, что у меня ничего не получается», то и здесь разочаровываться рано. При поддержке родителей, при правильном его сопровождении и наставлении изменить эту ситуацию возможно. И я не согласна с теми родителями, которые пытаются решить ее за счет смены класса или школы. Именно такое поведение может создать впечатление, что ты выбираешь среду под себя – не ты меняешься, не ты проявляешь гибкость и развиваешься, а ты выбираешь среду. И человек может очень много времени тратить на то, чтобы выбирать среду. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс