Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №14 (863)
О.В. Баталова: – Чтобы оградить нас от разного рода заблуждений относительно загробной участи людей, все или не все спасутся, святитель Игнатий в своем «Слове о смерти» пишет такие отрезвляющие слова, которые неподготовленного человека однозначно приведут в изумление: «Патриархи Восточно-Кафолической Церкви в послании своем говорят: «Души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но до разлучения с настоящей жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния, нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказание». «Впрочем, – добавляет святитель, – они не лишены надежды получить облегчение от этих наказаний, и получают его через молитвы священников, и благотворения, совершаемые за умерших, особенно силою бескровной жертвы, которую приносит священник для каждого христианина о его присных».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Этот документ очень серьезен. В догматическом богословии, которое преподается в семинарии, учебных духовных заведениях к этому посланию очень серьезное отношение.
Почему? Это не просто какая-то переписка людей. Это документ, который имеет силу символической книги, то есть авторитетной книги по догматическому богословию. Это послание было написано в 1723 году на запрос европейских православных христиан о проблемах, которые тогда возникли. Каких? Тогда возникло протестантское богословие, влияние протестантов оказывалось, в том числе и на православных христиан – и был запрос Восточному патриарху, сохранившему православную традицию богословия, догматику. Восточные православные патриархи отвечают на запросы православных христиан Запада (Британия, Франция упоминаются, другие страны – существовали небольшие общины православных христиан, которые находились в опасной среде, когда кругом бурлило протестантское богословие).
А какие были запросы? У протестантов тогда возникло сразу несколько лжеидей: это некрещение младенцев – нет необходимости; странное учение о загробной жизни; о границах Церкви; о предопределении Божием в спасении людей – набор либеральных, человекоугодливых протестантских идей. На эти вопросы и отвечают Восточные патриархи. О загробной участи они говорят в этом серьезном авторитетном источнике по догматическому богословию, что даже если христианин впал в смертные грехи и на Исповеди назвал, не понеся епитимьи (об этом же речь идет, они епитимью называют этими трудами, она нужна, как средство сокрушения и очищения от греха), то Исповедь – это прощение, а епитимья – очищение от греха, чтобы пострадать здесь, и не пострадать после смерти.
А мы сейчас как думаем? «Поисповедовался кое-как, что-то там изобразил – и уже все в порядке». Вот насколько серьезно все, – нам этот документ показывает всю серьезность отношения к Исповеди, отношения к покаянию, отношения к епитимьи в том числе, к тем делам, которые должен в качестве епитимьи нести христианин. В этом же послании говорится о христианах, которые совершили смертный грех, не отчаялись, то есть не потеряли веру, покаялись все-таки как могли, но и то попали в ад. Попали в ад и там они могут получить облегчение от молитв священников, родственников, и поминания их на Божественной литургии. А что говорить о тех христианах, которые не каются вовсе? Какая у них надежда? То, что они были крещены когда-то...
В ком из нас эти слова не вызвали возмущения, отторжения или хотя бы тихого несогласия: «Как же так, это невозможно – человек ведь успел покаяться, но не успел принести плодов покаяния и был отправлен в ад. Невозможно вместить эти слова?!».
Протоиерей Андрей Канев: – Вместить в себя эти слова нужно, ведь мы не знаем Промысла Божия о человеке. Этот документ нам говорит о серьезном отношении к себе, к усопшим. Сейчас существует такая проблема: уходит поколение людей, которые помнят своих предков. Молодежь сейчас не знает своих дедов-прадедов, равнодушно относится к ним. За живых подается гораздо больше записок, чем за усопших, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Усопших же у нас больше, чем каких-то близких родственников-христиан, но… не помним.
Документ утверждает, что у нас есть прекрасная возможность помочь душам усопших: церковной молитвой, милостыней. Не нужно отчаиваться – надежда есть. Этот документ мы должны относить к себе в первую очередь. По отношению к другим – Божий Промысел, а к себе мы должны строго относиться, тогда мы не запутаемся. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.