Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (864) → Архимандрит Савва (Мажуко): Об ангеле-хранителе

Архимандрит Савва (Мажуко): Об ангеле-хранителе

№15 (864) / 19 апреля ‘16

Свет невечерний

Здравствуйте, друзья мои. Называю вас друзьями моими потому, что Церковь есть дружба, усилие любви, труд дружбы и совместной молитвы, наде-жды, единой веры.

Люди верующие, говоря о дружбе, предчувствуют, что рядом, в каком бы предельном одиночестве они не находились, всегда есть Небесный друг. Верный и единственный друг – ангел-хранитель приставлен Господом заботиться о людях, об их спасении и безопасности.

Ангелами-хранителями называют покровителей, а еще людей, которые к нам благоволят, помогают, окружают своим теплом; ангелами называют святых и детей. В человеческом опыте слово «ангел» – это метафора, отсылающая к бытию духа бесплотного, который бдит над нами. Слово это для каждого несет семантику света. Ангел не желает нам никакого зла, но бескорыстно заботится о каждом, находясь рядом на протяжении всей жизни человека.

Тексты святых мистиков указывают, что святые люди чувствуют своего Небесного друга. Исаак Сирин пишет: «Когда чувства заключены безмолвием, не позволяется им устремляться вне, и при помощи безмолвия устаревают памятования – тогда увидишь, что такое естественные помыслы души, что такое самое естество души и какие сокровища она имеет скрытыми в себе». Святые старцы искали безмолвия не из ненависти к людям, а исключительно ради того, чтобы познакомиться с самим собой, разобраться в себе. Святой Исаак говорил, что в таинстве молчания рождается опыт знакомства с самим собой, человек начинает слышать свой собственный голос, начинает чувствовать свои истинные желания. Естественные движения человеческой души, Богом вложенные, составляют познание бесплотных, и это познание есть опыт встречи со своим Небесным другом – ангелом-хранителем. Человеку естественно ощущать на себе бескорыстный взгляд существа, которое приставлено Богом, взгляд ангела-хранителя. Сложно найти слова, чтобы описать чудо присутствия, чудо встречи.

Опыт молитвы, опыт безмолвия, аскетического усилия дает нам не только возможность встречи с самим собой, но и возможность общения со своим ангелом-хранителем.

В утренних и вечерних молитвах человек обращается к ангелу-хранителю, молится с просьбой о заботе, внушении добрых мыслей, о неотступлении от него ангела.

Молясь, человек задает себе вопрос: «Кто приставил ангела-хранителя?» В Церкви есть предание, которое повествует о том, что ангел-хранитель приставлен к человеку в день его Крещения, но правильнее будет сказать – в момент нашего рождения, а может, даже и раньше.

Ангел-хранитель соразмерен нам: он понятен нам, и мы понятны ему. В Книге Откровения Иоанна Богослова есть слова: «Мера человеческая есть мера ангельская». Фраза звучит в связи с измерением стен Небесного Иерусалима. Соразмерность мира ангельского и мира человеческого предчувствуется людьми, потому что, как говорят святые отцы, такие, как Григорий Нисский и святитель Григорий Палама, богослов-исихаст, ангелы сотворены прежде всего чтобы служить человеку. Апостол Павел в Послании к Евреям говорит, что ангелы суть служебные духи, литургические духи, как это звучит на языке оригинала.

Людям кажется, что наличие посредников – это излишество и противоречит принципу экономии мышления. Наблюдая за творением, миром, в котором мы живем, можно увидеть, что Господь не пытается быть скупым. Весь наш мир изобилует существами, которые как будто здесь не должны быть. У святых отцов есть очень красивая мысль, что у каждого рода сотворенных существ: у растений, у животных, звезд и планет есть свои ангелы-хранители. У кошек есть ангел-хранитель, который соблюдает жизнь этого вида, ухаживает за ними. У растений, слонов, енотов, жирафов есть свои ангелы-хранители. У каждого народа есть свой ангел-хранитель. Святые подвижники считали, что каждый из бесплотных духов сообразен тому, кому он служит: ангел огня имеет огненную природу, ангел-хранитель китайского народа должен выглядеть как китайцы.

Важно, что Господь, так щедро преумножая сущности, делает мир разнообразным, живым и дружественным. Ангелы, находящиеся рядом, присматривающие за нами и служащие нам, чисты – их служение доброе и спасительное для каждого из нас, поэтому люди молятся каждые утро и вечер своему ангелу-хранителю, желают друг другу ангела-хранителя, когда кто-то отправляется в путешествие или при благословении детей.

«Святый ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе...» Молитва звучит очень интимно и горячо, ведь родилась она от общения с красивым, добрым и чистым духом.

Расшифровка:
Алина Каримова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс