Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В 1876 году в православной латышской крестьянской семье родился мальчик, который впоследствии стал архипастырем земли Латвийской. Это ныне прославленный в лике святых священномученик Иоанн Рижский (Поммер). Его прадед одним из первых в своем крае принял Православие, за что подвергался преследованию со стороны германских землевладельцев-протестантов. Отец и дед Иоанна тоже горячо верили в Бога и знали: истинная вера в их семье выстрадана и завоевана кровью. Это подтвердилось и в жизни Владыки Иоанна. Все свое пламенное сердце он отдал служению Богу и народу и, не перешагнув 60-летний рубеж, сподобился мученического венца.
Представляемая сегодня книга содержит материалы из личного архивного фонда священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии. Ее основу составляет обширная переписка, которую в 20-е – начале 30-х годов прошлого века Владыка вел с многочисленными корреспондентами, находившимися в эмиграции во многих странах мира. В книгу включена и переписка по частным вопросам с малоизвестными в истории людьми, дающая яркое представление об участи оказавшихся на чужбине русских беженцев.
Книга состоит из 7 частей, предваряемых введением. В 1-ю часть включена корреспонденция, полученная архиепископом Иоанном из России. Преимущественно это письма из Пензы, где Владыка находился перед его перемещением на Латвийскую кафедру. Во 2-ю часть вошел материал латвийский.
Помещенные в 3-й части книги документы связаны с историей Православной Церкви в новообразованных после крушения Российской империи в государствах – Польше, Литве, Эстонии и Финляндии.
В 4-ю часть включены письма архиепископу Иоанну от русских беженцев из стран Западной Европы, большей частью из Франции и Германии, столицы которых в то время стали крупнейшими центрами русской эмиграции.
5-я часть книги посвящена американской корреспонденции, 6-я – переписке с корреспондентами, находившимися в странах Юго-Восточной Европы и Ближнего Востока. В последнюю, 7-ю часть вошла отделенная от остального материала переписка заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с архиепископом Иоанном. Тема переписки – возникший в связи с публикацией так называемой «Декларации» митрополита Сергия вопрос о каноническом положении Латвийской Православной Церкви.
Немного о жизни самого Владыки. Архиепископ Иоанн (Поммер) родился 18 января 1876 года на хуторе Илзессалас Венденского уезда. Окончив приходскую школу, поступил в Рижское духовное училище, затем в духовную семинарию. На протяжении всего училищного и семинарского курса Иоанн, обладавший блестящими способностями, получал стипендию, так что родителям его образование ничего не стоило. Именно в эти годы в его сердце появилось и укрепилось желание идти по монашескому пути. В 1897 году Иоанн блестяще закончил курс семинарии. Следующие три года работал народным учителем, проявив при этом замечательные педагогические способности, и был удостоен благодарности за свои труды от Государя Императора.
В 1900 году будущий архипастырь поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия. Учась в духовной академии, он принял монашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона, а затем и во иеромонаха. 26 сентября 1907 года иеромонах Иоанн был возведен в сан архимандрита и вскоре назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Здесь с большой силой проявились его организаторские и административные способности.
11 марта 1912 года архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа – он становится епископом Слуцким, викарием Минской епархии. Затем – командирован в Одессу для управления Херсонской епархией. В 1913 году его переводят в Таганрог викарием Приазовской епархии.
18 ноября 1918 года состоялось провозглашение независимости Латвийской Республики. 11 августа 1920 года был подписан мирный договор между Латвией и Советской Россией, согласно которому независимость новообразованного государства признавалась и революционным российским правительством. В первые годы латвийской независимости положение Православной Церкви в стране продолжало оставаться крайне неблагоприятным. Правительство молодой республики с большим недоверием относилось ко всему, что в его глазах представлялось связанным с имперским прошлым. Частью прежнего государственного строя воспринималось и Православие. Несмотря на то, что православное население Латвии было достаточно многочисленным, правительство не спешило признавать официальный статус Православной Церкви.
Поскольку латвийское законодательство не проводило разграничений между прежней собственностью Российского государства и имуществом Православной Церкви, то часть этого имущества в начале 20-х годов оказалась отчужденной. Среди них – здания Рижских духовных училища и семинарии. Построенная еще в XVIII веке Петропавловская церковь была передана эстонскому лютеранскому приходу. Был законодательно подтвержден переход во владение Католической Церкви Свято-Алексеевского монастыря, закрыты и опечатаны кафедральный собор и находившаяся на привокзальной площади часовня. Эстонский епископ Платон (Кульбуш) был зверски убит вместе с другими заложниками в Тарту во время отступления из города частей Красной армии в 1919 году, связь же с Московской Патриархией в результате произошедших политических перемен оказывалась крайне затрудненной. Лишенное руководства латвийское православное духовенство пребывало в крайней растерянности. Именно тогда новым Правящим архиереем стал Владыка Иоанн, служивший на Рижской кафедре до своей мученической кончины.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.