Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (863) → Митрополит Минский и Заславский Павел: Возрастание в духовной жизни происходит постепенно

Митрополит Минский и Заславский Павел: Возрастание в духовной жизни происходит постепенно

№14 (863) / 12 апреля ‘16

Архипастырь

Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь. С одной стороны, может быть, это и не так плохо. Например, нашу программу можно посмотреть в интернете, люди сейчас очень много общаются через него. Но, с другой стороны, появляются интернет-часовни, онлайн заказы записок, свечей и всего прочего. Как Вы относитесь к этой тенденции?

– Прогресс, конечно, дело хорошее, но, с другой стороны, он закабаляет – человек становится рабом и мобильного телефона, и интернета. Представьте, что вдруг произойдет какой-то сбой в спутниках и интернет отключится на час, а, может быть, на день. Что будет с нашей жизнью? Просто катастрофа. Задумайтесь! Как сегодня можно решить какой-либо вопрос?

Когда я учился в семинарии, в академии, если нужно было что-то выяснить, мы шли в библиотеку, зная, что есть словари, где можно найти ответ. А сегодня есть интернет: достал мобильный телефон, раз – и ответ на любой вопрос. А вдруг интернета не будет? Сегодняшняя молодежь даже не знает, что существуют какие-то там словари, что надо подойти к книжной полке и взять их, а у некоторых людей вообще сегодня нет словарей, они полностью перешли на интернет. Поэтому, с одной стороны, это хорошо, а с другой – может обернуться катастрофой, когда люди не будут знать, куда им идти, что делать и как выходить из этого положения.

Что касается интернет-часовен, заказов молебнов и свечей, я помню, как в Рязани ко мне подошли люди и говорят: «Владыка, безобразие! Открываешь интернет, а там часовня, даже никуда выходить не надо, нажал на клавиатуру – загорелась твоя свеча, а со счета перевели твои деньги». Посмотрите, во что превратили нашу жизнь? В бизнес. Ведь посещение храма – это не бизнес, это не постановка свечи, а мое стремление прийти на встречу с Богом – вот что самое главное. Ведь Христос Спаситель совершенно не случайно взял Своих ближайших учеников Петра, Иоанна и Иакова и пошел с ними на гору Фаворскую помолиться и там Он ученикам открыл Свое Божественное достоинство. Он мог сделать это где-нибудь в другом месте, зачем подниматься на эту гору? На нее и сегодня очень трудно взобраться, а тогда это вообще было подвигом. Но Он это сделал, чтобы показать нам: если вы хотите иметь общение с Богом, надо потрудиться и физически, и умственно. И встреча с Богом может быть, только если человек сам идет Ему навстречу. А тут ничего не надо: нажал на клавишу – и свеча загорелась, как будто кто-то тебя помянул. А кто там, в интернете, будет поминать? Интернет будет молиться? «Святой интернет, моли Бога о нас»? Не будет такого. Не будет того эффекта, которого ждет от нас Господь.

Господь говорил, что Ему нужна душа, а вовсе не эти формальности или перевод денег со счета на счет. Бога изгнали из нашей жизни, мы сами Его изгоняем, не принимаем Его – все превращаем во что-то механическое, шаманское. Сегодня нам предлагают даже бизнес с Богом – самое страшное, что может быть: оказывается, и делать-то ничего не надо. Но ведь самое главное – наш труд, усилие, стремление. Ведь и преподобные трудились, в частности преподобный Серафим Саровский каждый день занимался физическим трудом, чтобы стать более совершенным. Так что вся эта формальность превращается просто в бизнес, и Бога в этом бизнесе, к сожалению, нет и быть не может: Бог там, где душа человеческая.

Телезрительница из Могилева спрашивает, как отличить влюбленность от любви?

– Даже затрудняюсь сказать, как отличить. Наверное, влюбленность – это какое-то временное (или более затяжное) увлечение кем-то или чем-то, даже сам термин «влюбленность» свидетельствует об этом. А что такое любовь? Рассуждая о любви, мы можем вспомнить еще и о дружбе, между дружбой и любовью тоже большая разница. Влюбленность – это, скорее всего, первые чувства, внешнее восприятие человека – внешне он мне может нравиться, в нем может быть что-то, что меня привлекает. Дружба – когда человек начинает более часто общаться с другим человеком; дружба всегда подразумевает взаимность.

А вот любовь – особое качество, оно отличается и от влюбленности, и от дружбы тем, что это состояние души человека всегда подразумевает жертвенность, готовность отдать человеку, которого любишь, самое дорогое, может быть, даже и свою жизнь. Иногда я беседую с молодыми людьми, и они меня спрашивают: «А когда наступает момент, что уже можно говорить, что я люблю этого человека и готов с ним вступить в брак, создать семью?». И я говорю: «Когда вы узнаете друг друга хорошо, когда начнете понимать, что вы друг без друга жить не можете, когда готовы отдать самое дорогое человеку, которого, как вы считаете, любите, тогда это и есть любовь». Любовь всегда подразумевает жертвенность, жертвенное отношение к человеку: «Я все тебе готов отдать, всего себя и даже свою жизнь». И человек, которого я люблю, тоже должен достичь такого состояния, когда ради меня тоже готов все отдать, даже самого себя. Вот такое жертвенное отношение и есть любовь.

Обратите внимание на Священное Писание, на Боговоплощение Сына Божия – Господь так возлюбил мир, то есть человека, что не пожалел даже Своего возлюбленного Сына, Которого отдал ради человека, чтобы Иисус Христос пошел и изъял этот «вирус» из природы человеческой, но при этом Сам пострадал и был предан самой позорной смерти. Вот в этом и проявляется Божественная любовь – в жертвенности.

Вопрос телезрителя из Беларуси: «Как молиться без посторонних мыслей?».

– Как только появляются посторонние мысли, молитвы, как правило, не бывает… Когда я приходил к своим родителям, которых любил (думаю, и у вас такие же чувства), когда приезжаю к своим братьям и сестрам, которых тоже люблю, мне хочется с ними общаться, и поэтому не возникает каких-то других мыслей. А как только они возникают, то я уже думаю, как бы уехать. Примерно то же происходит и в молитве как обращении к Богу. Если я люблю Бога и считаю, что мое общение с Ним – благо, для меня в первую очередь, то моя молитва должна быть очень искренней и сосредоточенной.

Наверное, главное отличие в том, что, когда мы общаемся с родственниками, мы их видим, – а Бога мы не видим. Может быть, поэтому приходят посторонние мысли и мешают?

– Вы совершенно правильно заметили. Именно поэтому в храме нас окружают иконы, и дома они тоже есть – мы представляем, что Господь присутствует сейчас и здесь, поэтому я должен молиться.

Конечно, это подвиг, это трудно. Конечно, это совершенно иное, нежели беседа с мамой и папой, с братьями и сестрами или с любимым человеком. И Церковь призывает нас учиться этому.

У каждого христианина есть «букварь» – это молитвослов. Мы же не родились христианами, мы становимся ими, как мы не родились подвижниками, но должны стать ими. Это процесс. Когда-то было время, что мы даже писать и читать не умели, но нас научили этому. Нам давали букварь, тетрадки, в которых мы что-то записывали, по букварю мы начинали читать. Так вот, в Церкви тоже есть букварь – молитвослов. Мы молимся по молитвословам, ведь это опыт предыдущих поколений, опыт святых, прославленных Церковью, которые правильно молились, достигли святости и оставили в наследие нам молитвослов, по которому мы и молимся.

Другое дело, что бывает рассеянная молитва. Есть хорошая практика: рекомендуется молиться, читая молитвы вслух, тогда меньше рассеиваются ум и сознание. Когда мы читаем молитвы без голоса, в мыслях, тогда, действительно, бывает очень сложно. А в голос легче. Поэтому для начинающих подвижники благочестия рекомендуют молиться в голос, читать вслух, чтобы и слух ощущал, и мысли были сосредоточены. Читая молитвы вслух, легче научиться молиться.

Вопрос телезрительницы из Омска: «Как Вы считаете, можно ли формировать в общеобразовательной школе православные классы?».

– Создание конфессиональных классов – это очень сложный вопрос. Есть ли в этом необходимость? Одно дело – семинария, академия или епархиальные духовные училища, где собираются люди православного вероисповедания и готовятся стать церковно– или священнослужителями. В эти классы приходят люди исключительно православного вероисповедания, которые имеют одну цель: познать православное богословие, познать Бога через предметы, которые преподают в этих учебных заведениях.

Что касается общеобразовательных школ, это очень сложно. И нужно ли это? Одно дело, если в селе или в районе все православные, тогда, наверное, это проще сделать. Если там люди разного вероисповедания, наверное, в этом нет необходимости.

На мой взгляд, мы можем встать на очень опасный путь – начать делить детей по вероисповеданию. Если в селе такое, может быть, и возможно, то в городе – вряд ли. Это может привести не к объединению детей, а к их разъединению. Школа потому и называется общеобразовательной, что там нет религиозных богословских предметов, там детям дается общее знание: общеобразовательные науки, а не какие-то вероисповедные предметы. Поэтому, думаю, в городах сегодня нет необходимости делать это, чтобы не привести к разделению на основе религиозных взглядов.

В недавних беседах Вы рассказывали нам о понятиях радости и одиночества. Они имеют под собой духовную основу и, наверное, их нельзя понять до конца, если не знать, что такое душа. Что же такое душа?

– Наверное, это один из самых сложных вопросов. Суммируя все понятия о душе, мы можем сказать, что знаем о ней только из Божественного Откровения. Из него мы узнаем, что человек – это двусоставное существо, состоящее из души и тела. Что такое тело, нам всем понятно, а душа – что-то необычное, непонятное, но чрезвычайно важное, что-то такое, что животворит наше тело, – это дух.

Душа, в соответствии с учением нашей Православной Церкви, бессмертна, бестелесна, вечна; душа рождается и никогда не умирает. А тело – бренное, имеет ограничение жизни по времени, и когда человек телом состаревается, жизнь в человеческом организме прекращается, душа покидает это тело и переходит в особое состояние – что это за состояние, до сегодняшнего дня и, видимо, до скончания века нам будет не совсем понятно. Только те человеческие души, которые уже перешли в загробную жизнь, начинают понимать, что же произошло и что собой представляет наша душа.

Опыт жизни Церкви, опыт наших богословов и Божественное Откровение определяют, что душа бессмертна и бестелесна, хотя на тему бестелесности были богословские дискуссии. Нашей душе свойственны особые качества человеческой природы, например, мы можем говорить, что она переживает, ощущает, у нее есть чувства сострадания, милосердия – все те качества, о которых мы говорим, характеризуя человека: конечно, мы говорим о нем как о едином организме, который имеет внутреннюю энергию – нашу душу, придающую жизнь нашему телу.

Ученые пытались определить, есть ли душа в человеке – взвешивали живого и мертвого человека. Говорят, есть душа, ведь изменялся вес.

– Я бы подверг это большой критике. Ветхозаветное Писание говорит, что животные не имеют этой сущности: каждый человек – особая личность, а говоря о животных, мы не характеризуем их как личности. Основываясь на Священном Писании, Божественном Откровении, мы говорим, что у животных душа в крови. Как только жизнь прекращает движение крови или кровь выходит из животного, выходит и душа животных. А человеческая душа имеет личность, существо, это чрезвычайно важно.

У телезрительницы из Татарстана шесть внуков, старшему из них уже 20 лет. Она пытается убедить их, что нельзя иметь добрачные отношения. Как это сделать лучше, какие аргументы привести?

– Таких взрослых ребят, наверное, уже трудно переубедить. Надо было раньше воспитывать, раньше говорить с ними на эту тему. Вы упустили время, когда можно и нужно воспитывать ребеночка.

А сегодня можно сказать так: «Вы хотите, чтобы у вас была счастливая семейная жизнь? Если хотите, Церковь говорит делать так-то и так-то; жить надо вот так, так и так». А когда вы хотите все испробовать, все испытывать, говорите: «Я должен все попробовать и выбрать самое лучшее», то потом будет поздно: вы утратите то свойство человеческой природы, которое именуется «девственность»».

Если любого взрослого человека спросить, помнит ли он свою первую любовь, думаю, человек в любом возрасте ответит: «Да, я до сих пор вспоминаю свою первую любовь». Первая любовь остается на всю жизнь, какой бы она ни была – кратковременной или продолжительной. Первая любовь и, как в народе говорят, первый поцелуй, навсегда остаются в памяти каждого человека. Поэтому надо суметь сохранить девственность, а когда вы уже попробовали одно, другое, третье, развращаются ваши чувства, раздробляется ваша личность, вы уже не сможете быть цельным человеком.

То есть это не приобретение опыта, как говорят многие?

– Нет, это не приобретение опыта, это раздробление человеческой личности, я бы даже сказал, ее распад – человеческая личность распадается, фрагментируется, и потом ее очень трудно собрать воедино. Поэтому и ребятам, и девочкам надо сказать: «Будьте внимательны, вы от этого перебора ничего не приобретете, а только потеряете».

Вопрос телезрительницы из Краснодара: «В некоторых монастырях проводятся настолько подробные Исповеди, что невольно смущаешься. Говоришь о грехе, но принимающий Исповедь священник начинает расспрашивать о деталях, порой таких, что невозможно рассказать. Допустимо ли это?».

– Недопустимо. Я с этим всегда борюсь и не советую священникам увлекаться этим – кроме духовного, морального, нравственного разложения, это ни к чему хорошему не приведет… Духовник должен понимать, что человек, который пришел в храм, да еще на Исповедь, уже совершил подвиг.

Вспоминаю первую Исповедь, которую я совершал после рукоположения в священный сан. Тогда я был студентом 2-го курса академии, меня рукоположили и буквально через две недели направили принимать Исповедь. Я думал: как я буду совершать Исповедь, что я буду делать? В Троице-Сергиевой лавре Исповедь совершалась в субботу вечером после всенощного бдения и длилась иногда половину ночи, а иногда и всю ночь. Люди приезжают к преподобному Сергию, исповедуются, ночь проводят в молитве, а утром на ранней или поздней Литургии причащаются.

И вот, помню, после всенощного бдения я зашел в Успенский собор: стоят наши отцы, которые готовятся к Исповеди. Мой духовник, отец Кирилл, мне говорит: «О, вот еще духовник к нам прибавился». Я ему говорю: «Батюшка, какой я духовник? Меня же только рукоположили». Он спрашивает: «А что ты смущаешься?». Отвечаю: «Я даже не знаю, как, кому и за что давать епитимью» (у нас же тогда это принято было). Он меня обнял за голову и сказал: «Отец Павел, какая епитимья, какое наказание? Покрывай всех любовью, прощай и разрешай».

Это наставление старца живо и действенно до сего дня. Я об этом всегда говорю: «Друзья мои, какая епитимья? Что вы измываетесь над людьми? Они совершили какой-то проступок, их мучит совесть, они пришли исповедоваться, а мы им епитимью, поклоны…». Мы с вами что, святые? Любого из нас просвети через рентген Божественной благодати, ох, что там появится!

Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил, что Господь, конечно, мог бы и Своих ангелов направить для совершения святых таинств и Божественной литургии, но Он дал людям грешных людей, возведя их в сан священства, поскольку они – слабые, немощные, грешные люди, могут других грешных, слабых и немощных людей понимать, сострадать им и помогать преодолевать все греховные препятствия. А если бы у нас служили ангелы, говорит Иоанн Златоуст, то они, будучи святыми и видя нас, греховных людей, всех бы попалили огнем за наши грехи и беззакония. Господь же – такой чадолюбивый Отец, что дал нам священников, грешных людей, и они немощные, слабые должны понимать немощных и слабых людей, приходящих к ним на Исповедь.

Поэтому я говорю священникам, чтобы они не занимались изуверством, этими «тонкостями». Тот, кто, как говорит телезрительница, порой вникает в интимные дела, это изувер какой-то, не ходите к такому на Исповедь. Я нашим прихожанам говорю: «Если вы знаете, что кто-то из священников пытается влезть в вашу душу и там ковыряться, пишите мне, я буду приглашать их на беседу». Таких священников вообще надо отстранять от Исповеди – это не стремление помочь людям, а какая-то извращенность, таких извращенных священников надо ставить подальше от Исповеди.

Мы должны понимать: когда человек пришел в храм, он уже совершил подвиг. Как мне говорил отец Кирилл: «Сегодня человек покается в одном, а завтра Господь ему еще откроет, и он еще придет и принесет вам свое покаяние». Возрастание человека в духовной жизни происходит постепенно.

Извращенец – так одним словом я бы сказал о тех, кто пытается вот так проникнуть в душу. Кроме вреда, он такой Исповедью ничего не принесет человеку, но точно оттолкнет людей от Церкви. Поэтому я своих священников предупреждаю: не занимайтесь таким извращением. Исповедь – это святое таинство, где происходит чрезвычайно важное становление человека, его очищение, поэтому надо очень благоговейно и снисходительно к этому относиться. Не теряйте людей, потому что из-за таких извращенцев люди не будут ходить в храм; я знаю много таких случаев и потому наказываю таких священников.

Ведущие:
Владимир Бочков,
Иван Игнатов

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-vladykoy-pavlom-vypusk-ot-2-fevralya
http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-vladykoy-pavlom-vypusk-ot-26-yanvarya

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс