Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (862) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Становление дружбы

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Становление дружбы

№13 (862) / 5 апреля ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – 12 (861)

Сегодня поговорим о дружбе детей в школе. Что важно знать родителям?

– Современные дети нуждаются в том, чтобы их учили дружить. Не так давно мы с дочкой проводили небольшое исследование, которое было вызвано тем, что дети в 1–2-м классах практически не общались друг с другом по темам, не связанным с уроками. Учитель обратила внимание, что дети не интересны друг другу и ждут, когда уйдут из школы, начнут посещать какие-то кружки, другие занятия, и вроде бы там начнется их дружба. Когда мы закончили наше исследование, оказалось, что дети никого в классе не считали своим другом.

И мы специально проделали работу прежде всего с родителями, организовывали в классе игры, мероприятия, где детям приходилось друг с другом взаимодействовать, узнавать какие-то свои и чужие таланты, способности. Это, конечно, сделало отношения более разнообразными, более яркими, и теперь дети общаются не только в школе, но и в выходные дни, а их перемены проходят более дружно и более интересно.

А почему Вы озаботились этой проблемой? Неужели так важно дружить ребенку?

– Очень важно дружить, и я думаю, что поколение людей, которые на себе почувствовали, что такое дружба, может подтвердить, что именно в этом взаимодействии мы чувствуем поддержку, имеем возможность обратиться за помощью, возникает чувство безопасности, чувство принадлежности к коллективу. В школе, где очень много может возникнуть непредвиденных стрессовых ситуаций, быть рядом с другом, быть среди людей, готовых тебе помочь, – это здорово.

Если дети в 1–2-м классах не дружат, – значит, это не заложено?

– Несмотря на то, что потребность в общении – это очень важная социальная потребность и ребенок с рождения нуждается в общении, потребность в дружбе возникает позже. Ребенок начинает понимать, что дружить выгодно: можно у кого-то попросить списать домашнее задание, кому-то позвонить и уточнить, когда прийти на урок, может быть, пригласить сходить в какие-то кабинеты в школе, какие-то кружки, где одному не очень комфортно. Дружба – это процесс взаимодействия чуть более сложный, чем просто общение. За дружбой стоят какие-то обязательства – сегодня ты со мной, завтра я с тобой. И дружба – это более длительный процесс взаимодействия, чем просто общение, которое может прекратиться в любой момент.

Мы замечаем, что в дружбе возникают своего рода претензии – ты меня променял на кого-то, ты стал дружить с тем, с кем я бы не хотел, чтоб ты дружил. То есть в дружбе выделяется ряд более сложных аспектов, чем в общении.

Значит учиться дружить нужно?

– Нужно.

Как это делать? Кто научит детей дружить?

– Самое первое – это, конечно, родители. Исследователи заметили, что если родители не приветствуют дружбу, у них самих мало друзей, они мало общаются, то чаще всего процесс взаимодействия ребенка с другими детьми становится очень трудным. В школе такие дети чувствуют себя изолированно и одиноко. Часто они не понимают, почему им так плохо и что нужно сделать, поскольку родители не показывают какого-то негатива от того, что они ни с кем не общаются. Родителям таких детей нужно обратить внимание на дружбу ребенка. Может быть, именно для ребенка организовать общение в домашних условиях с его одноклассниками, например, пригласить их на день рождения ребенка и посмотреть, что это за ребята, как их ребенок с ними взаимодействует, и подсказать, с кем общаться, как подбирать какие-то интересные занятия.

Если у родителей много друзей, то, конечно, ребенок смотрит, как родители общаются со своими друзьями, и, этот опыт перенимая, копируя, привносит в общение со своими друзьями. Другой путь – это чтение литературы о дружбе, о друзьях, о том, как именно дружба помогает справиться со сложными обстоятельствами. И можно использовать различные мероприятия, где ребенок будет взаимодействовать с большим кругом сверстников или детей разного возраста, и здесь подсказать, например: познакомься с мальчиком, спроси, как его зовут, спроси, что ему интересно. То есть помогать ребенку начать общение и заинтересоваться другим, увидеть в нем непохожий на себя вариант, возможность привнести новизну в свой опыт.

А если вдруг ребенок-тихоня начинает дружить с активным проказником? Как относиться к этому?

– Вообще, чаще всего именно так и случается. Родители удивляются – ребенок выбирает себе друга, который не похож на него самого. Здесь психология видит определенный момент компенсации – ребенок берет себе в друзья человека, способности которого позволют ему приобрести что-то для себя полезное. Поэтому я смотрю на это спокойно.

Действительно, друг, который сейчас есть у ребенка, дает ему то, чего недостает, то, что важно. А, может быть, где-то этот ребенок-тихоня за руку с бойким другом преодолеет какие-то препятствия, добьется того, чего бы он сам ни за что не совершил. И наоборот, проказник, у которого есть друг или подруга-тихоня, может остановить себя в каких-то действиях или не совершить их, потому что друг остановил. Поэтому дружба между непохожими детьми – это неплохо, и, я считаю, родителям нужно смотреть на нее без волнения и пытаться понять, почему же ребенок выбрал именно такого друга.

Как правильно учить дружить ребенка?

– Первое, поскольку все идет из семьи, – это рекомендация родителям дружить с кем-то, видеть интерес в других семьях, в других людях и понимать, что дружба – это состояние безопасности и нужности. Второе – дружить со своим ребенком, быть с ним на одной волне, в диалоге, стараться понимать его.

А дальше – стараться в семье организовывать пространство, чтобы ребенок мог дружить с кем-то. Приглашайте детей к себе домой, наблюдайте за их играми, за их взаимодействием, может быть, вы организуете специально быт ребенка так, чтобы у него находилось время для общения со сверстниками. И если у ребенка возникли трудности – с ним никто не дружит или он с кем-то не хочет дружить – обязательно обсуждайте. Если самим не удается ответить на волнующие вопросы относительно дружбы, обращайтесь к психологу.

Кого можно считать другом?

– Друг – это человек, который независимо от времени, от обстоятельств, будет реагировать на твою проблему или успех, это человек, которому доверяют тайны. Друг – это носитель информации, знания, как себя вести со своим другом, потому что он настроен на него, это человек, который способен ради другого на подвиги. Он терпелив, участлив, умеет сопереживать и действовать не в своих интересах, а в интересах друга. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс