Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (862) → Священник Вадим Коржевский: Стояние Марии Египетской (В 2016 году – вечером, 13 апреля)

Священник Вадим Коржевский: Стояние Марии Египетской (В 2016 году – вечером, 13 апреля)

№13 (862) / 5 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Завтра по церковному календарю – стояние святой Марии Египетской. С чем это связано?

– Существует такой вид почитания Марии Египетской, которое проходит в пятую седмицу Великого поста. Это великопостное богослужение, к которому добавляется житие Марии Египетской и читается Великий канон св. Андрея Критского. Иногда такой чин называют Андреево стояние, а чаще – стояние Марии Египетской.

Почему именно этой святой?

– Эта святая от других отличается удивительным житием. Еще 12-летней отроковицей она ушла из родительского дома и в столице Египта провела 17 лет в блуде. За это время у нее даже не возникло мысли вернуться домой, прекратить греховную жизнь. В жизни она ничего не добилась – ей было около 30 лет, но у нее не было ни семьи, ни денег: это говорит о том, что она не ради богатства торговала своим телом, она делала это под властью порока. И когда она однажды поехала в Иерусалим с группой паломников, но не с целью поклониться Животворящему Кресту, а видя, что на корабле много молодых людей, она хотела с ними весело провести время. Но когда она с паломниками приблизилась к храму и хотела войти внутрь, сила Божия ее не пустила.

В этот момент она осознала, что жила не так и что Бог все видит. Осознав, она начала тут же в притворе каяться пред иконой Пресвятой Богородицы. Выйдя из храма, она была уже другим человеком. Поблагодарив пред иконой Пресвятую Богородицу, она услышала, что если хочет обрести покой, пусть идет в пустыню за Иордан. Она провела в пустыне 47 лет – первые 17 лет в борьбе с греховной блудной похотью и образами греха, с воспоминаниями о прошлой жизни. Прп. Мария не сразу избавилась от страстей: 17 лет грешила – 17 лет боролась. Затем у нее наступает период возрастания в духовной жизни, и она достигает такой степени святости, что ставится в пример всем нам во все века.

О ней мы знаем из свидетельства старца Зосимы, с младенчества жившего в монастыре: к 50-ти годам у него возник помысел – найдется ли в пустыне человек, равный ему по святости? Ему явился ангел и сказал: «Да, ты подвизался усердно, но есть у Бога тайные подвижники, подвиги которых выше. Если хочешь узнать, то иди в иорданский монастырь, на место, в котором подвизался Герасим Иорданский». Он пошел туда, но во время Великого поста по Уставу из монастыря следовало уходить и проводить все это время в пустыне в молитве и покаянии. Он ушел, 20 дней шел по пустыне и встретил прп. Марию. Она поразила его своим внешним видом: одежда истлела, кожа обгорела от палящего солнца. С первого взгляда он увидел, что она святая: она когда молилась, поднималась от земли на полметра, она очень быстро перемещалась в пространстве (он этого не мог). Он приходил сюда еще несколько раз, чтобы причастить, он узнал, что она яко посуху, перешла Иордан. Он ее причастил и, через год придя на место первой встречи, обнаружил ее уже умершей и увидел надпись, что она умерла в день, когда он ее причащал. Мария предсказывала Зосиме, что на следующий год он заболеет.

Ее весьма почитали на Востоке. Святой Софроний в VII в. составил ее житие, был составлен канон. На месте ее обращения соорудили часовню. Храмы строились, иконы писались. На Руси очень почиталась прп. Мария. На Западе ее практически не знают и сравнивают с Марией Магдалиной.

Для нас актуально житие Марии Египетской?

– Конечно. Здесь мы можем для себя получить урок, что Мария Египетская была великой грешницей и стала великой праведницей (в церковных песнопениях ее называют целомудренной блудницей). Мы можем, глядя на нее, не отчаиваться в своем спасении.

Для Бога нет отрекшегося Петра, нет гонителя Савла – есть первоверховные Петр и Павел. Нет для Бога грешников. Если грешник кается в своем грехе, если покаянием избавляется от него, то он становится праведником, а все, что было, не вспоминается.

Прп. Мария вдохновляет грешников, которым кажется, что их грехи настолько тяжелы, что Бог не может их простить.

Звонок в студию (Москва): «Мы с женой недавно воцерковились, но бывают моменты, когда жена отходит от веры и как бы нападает на мой «религиозный фанатизм», но я по-другому не могу. Если вспоминаются тяжкие смертные грехи, которые я исповедовал перед Господом, как быть?»

– Нет дыма без огня. Может быть, стоит не жену винить, а присмотреться к себе. Может быть, от некой неразумной ревности, как говорят святые отцы, возникает усердное служение. Чаще это служение чисто внешнее и оно не соответствует, на самом деле, уровню духовной жизни. И это несоответствие ощущается.

Кроме того, у начинающих есть такая черта, как большая приверженность к внешнему, телесному, к обрядовой стороне. Здесь важно прислушиваться к мнению окружающих и сдерживаться. В первую очередь надо сохранять мир с женой: духовная жизнь не должна мешать супружеской жизни. Надо посоветоваться с духовником, чтобы вернуть прежние отношения или не обострять их.

Когда вспоминаются наши прошлые грехи? Конечно, грехи не могут не вспоминаться. Но Господь их не помнит. Прп. Мария, став праведницей, тем не менее, помнила свою жизнь и даже в этом каялась, исповедовала грехи авве Зосиме, – но Господь ее уже простил.

Память о грехах для нас – хорошее средство смирения. Это очень полезно в духовной жизни, избавляться от нее не нужно. Св. апостол Петр, отрекшийся, как известно, каждую ночь плакал, сожалея об этом поступке: хотя Господь его уже принял в Церковь, но Петр сам решил каяться.

Зачем в этот день опять читается канон Андрея Критского, ведь он уже был прочитан?

– Покаянный канон Андрея Критского читается в начале поста, чтобы настроиться на покаянный лад. Для тех, кто не настроился на покаяние, Святая Церковь еще раз повторяет этот канон, призывая наконец-то совершить этот подвиг. С другой стороны, есть такие люди, которые весь Великий пост усердно каялись, молились, постились и у них, возможно, появилось некое фарисейское ощущение, что они уже чего-то достигли и, возможно, возник вопрос, найдется ли человек, который превзошел их в этот великий пост? Для таких Церковь являет житие Марии Египетской, чтобы они, глядя на этот непревзойденный подвиг, смирились.

Как мы можем использовать этот опыт и научиться смирению в жизни?

– Обратимся к житию… Прп. Мария покаялась и слышит голос Пресвятой Богородицы: «Если хочешь спастись – иди в пустыню». От чего спастись? От проблем она не избавилась, наоборот, она там претерпевала все это. Но она удалилась от мира, который ее соблазнял, – это важный урок ее жизни.

Мы читаем, например, в наставлениях аввы Дорофея, Иоанна Лествичника: оставление мира, лежащего во зле. Находясь вблизи соблазнов, невозможно им противостоять, т.к. наша природа изначально испорчена грехом. И находясь рядом с ними, грехи начинают жить в нас. Тот, который удаляется от мира, как говорит прп. Антоний Великий, тот избавляется от трех вещей: от соблазнов через зрение, через слух, через язык.

Это не значит, что мы сразу все должны идти в пустыню, бросив общественные и семейные дела, нет, но мы можем это сделать душой. Есть два вида ухода из мира, два вида безмолвия: одно – внешнее, телесное, физическое удаление; другое – духовное, совершаемое внутри.

Внешнее – удаление органов восприятия от всего, что соблазняет. Например, прекратить общение с другом, который тебя соблазняет: это будет удалением, хотя ты остаешься на своем месте. Например, можно сократить дозу поступающей извне информации через телевизор, интернет. После внешней изоляции, надо обратиться к своей душе и научить ее удаляться мыслями, чувствами, желаниями от всего, что Богу неугодно. Отшельники первым делом со вниманием смотрят на то, что возникает из сердца – трезвение; второе – молитва – беседа с Богом. Тогда начинается и просвещение от Бога. Но чтобы получить это познание, необходимо очистить свое сердце. У нечистых сердцем встречи с Богом не происходит.

Для тех, кто думает уйти из мира, надо знать такой принцип: страстным уходить от мира не рекомендуется. Особенно это относится к тем, кто подвержен возношению и гневу.

По поводу ухода из мира – можно уйти от мира так: не поступать по законам этого мира, а жить по Евангельским заповедям. Этот уход Богу приятнее. Сегодня, как говорят святые отцы, мы не готовы к отшельничеству ни физически, ни чисто внутренне. Надо стараться бороться со страстями, находясь среди людей.

Звонок в студию. Георгий (Санкт-Петербург): «Коледа пишет, что для мужчин одержимость блудной страсти – такая же страсть, как алкоголизм для женщины. Для женщин есть прп. Мария Египетская, а для мужчин подобного святого нет?»

– Для мужчин – Пимен Многоболезный, который тоже боролся с блудной страстью, она его преследовала весьма жестоко: он себя даже наполовину закапывал в землю.

Примеров много. И здесь не важен пол. Страсть действует одинаково, и борьба необходима как для тех, так и для других. Блудникам святые отцы рекомендуют удаляться в пустыню.

Для страдающих гневом и возношением – удаление неполезно, потому что сам по себе затвор, не дает возможности очиститься от страстей, он их только усыпляет. Вспомним Никиту Печерского, который ушел в затвор, хотя его наставник не пускал, и закончилось это исступлением ума. Гневливым надо выбирать общество самых гневливых людей, чтобы они тебя очистили. Обиды, оскорбления, уничижения очищают от возношения.

Звонок в студию (Краснодарский край): «Если муж смотрит на женщин с блудными мыслями, то современные психологи рекомендуют жене одеваться точно так же, и тогда он будет смотреть на нее».

– Психологи не понимают, что такое страсти, не учитывают их влияние, считают, что все, что мы имеем – естественно. Они не учитывают поврежденность, которую мы получили от Адама. Их советы следует применять очень осторожно, рассуждая. В частности, если жена замечает, что муж соблазняется, то правильно ли будет ей, если она будет привлекать его внимание к себе и провоцировать эту же страсть?

Вожделение мужа к жене не запретно, но строить на этом семейные отношения очень непрактично. На страсти нельзя вообще ничего построить. Мужа к себе следует привязывать через любовь к нему. Но любовь и телесное влечение – это разные вещи. Любовь – это единение двух в одну плоть, это единение прежде всего душ. Не соблазнять надо мужа, а увлекать более возвышенными предметами, идеалами.

Звонок в студию. Антонина (Волгоград): «Я хожу в Церковь, исповедую грехи, но к многим быстро возвращаюсь. Верно ли все время каяться в одних грехах? Или надо сначала их оставить, а потом каяться?»

– Смотря о чем идет речь. Есть грехи к смерти, а есть – не к смерти. Смертные грехи требуют немедленного раскаяния, врачевания – смертные, а в этом состоянии нет никакой духовной жизни. Не смертными повседневными грехами согрешает и праведник (как говорится в Писании, падает до семи раз, т.е. согрешает множество раз в день). Как больному свойственно болеть, так грешнику – каяться. Здесь требуется смирение, требующее понимания: покаяние в данном случае будет необходимым деланием, которое не вызывает смущения, возмущения, которое совершается и наедине.

Звонок в студию (Липецк): «8 лет мой муж прелюбодействует. Дети взрослые, сын женат, я молюсь, уговоры никакие не помогают, бывают скандалы. Езжу в монастырь».

– Бог не спасает нас без нас. Тут все зависит от мужа. Мы не способны своими силами помочь ближнему, если он того не хочет. Если муж прелюбодействует, то, как сказал Господь, можно прекратить с ним жить, поскольку брака нет. Боюсь, что в данной ситуации помочь нечем. Единственное, если только муж одумается. Может быть, есть смысл оставить его на какое-то время, чтобы он понял, чего он лишился.

Звонок в студию. Людмила: «Если страсть блуда идет от страсти гнева, тщеславия, то, как правильно исповедовать этот грех?»

– Гнев порождается не блудом, но высокоумием, а блуд может следовать за высокоумием. Бог наказывает гордых. По-разному мы должны исповедоваться в страсти гнева и в страсти блуда, при этом не надо подробно вспоминать все плотские грехи, и тем более рассказывать это перед батюшкой.

Звонок в студию. Сергей (Москва): «Надо ли подробно рассказывать о своих грехах?»

– Перед священником не надо все подробно рассказывать.

Кающийся человек исповедует то, что он осознал. Не здесь именно происходит покаяние, оно начинается гораздо раньше: чувство вины, осознание, совесть. Предварительно человек все осознает, переживает, т.е. он уже кается в этом. К священнику он приходит уже как бы завершив этот процесс.

Не нужно делать из Исповеди бухгалтерскую отчетность. Перед священником надо иметь сокрушение. Мы не можем видеть все свои грехи ведомые и неведомые. Мы видим только грубые прегрешения. Видение грехов – дар Божий.

Вспомним другую блудницу – прп. Таисию. Она так же враз раскаялась и, когда пошла в пустыню, то умерла по дороге. Ее покаяние было настолько сильным, что его было достаточно, чтобы очиститься от грехов.

Звонок в студию. Евгений (Белгородская обл.): «Любой грех может быть и к смерти, и не к смерти. Главное – отношение ко греху?».

– Не соглашусь, что все зависит от отношения. Отчасти верно, ведь есть, например, грех прелюбодеяния – знаем, что это такое; но есть и другой вид греха – смотреть с вожделением. Это разные грехи. Грехи имеют свою тяжесть – и от того, как мы к этому относимся, и от того, как наша душа и наше тело в этом задействованы. Может оскверниться ум помыслами, сердце – сочувствием, воля – желанием: это все разные стадии одного и того же прегрешения. Грех смертный – это, скорее, грех, совершаемый телом.

Звонок в студию. Полина (Орск): «Можно ли развенчать брак, если муж ушел в другую семью? И кто должен это сделать – муж, который ушел, или жена, которая осталась?»

– Не знаю такого слова «развенчать» – брак или есть, или его нет. Если муж ушел, то она может выйти замуж, не согрешив. Грех на нем, он нарушил супружескую верность.

Желаю тем, кто еще не задумывался о смысле жизни и ее прекращении, вдохновляясь примером прп. Мари Египетской, подумать об этом пред лицом вечности в свете Божественного Откровения – и сделать сегодня, не откладывая на завтра, а тем, которые согрешили, – не отчаиваться в своем грехе, помня о том, что наши грехи это капельки в море милосердия Божия.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс